В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (прилагается).
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть указанный проект федерального закона в первоочередном порядке.
3. Назначить представителем Совета Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации депутата Совета Федерации Смолина Олега Николаевича.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Ф.ШУМЕЙКО
Москва
14 ноября 1995 года
№ 657-I СФ
Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 14 ноября 1995 года
N 657-I СФ
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)
Российская Федерация, исходя из приоритета общепризнанных человеческих ценностей, признавая равенство права всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей в получении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их в обществе, устанавливая приоритеты финансирования и развития специального образования как составной части системы образования Российской Федерации, принимает настоящий Федеральный закон.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона указанные ниже термины имеют следующее значение:
специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные образовательные условия;
лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных образовательных условий;
физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционирова-нии органа (органов) тела человека, а также подтвержденное в установ-ленном порядке соматическое или инфекционное заболевание, требующее длительного лечения;
психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционирова-нии психики человека, включая нарушения речи, нарушения эмоциональ-но-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, в том числе умственную отста-лость, задержку психического развития, создающие специфические труд-ности в обучении;
сложный недостаток — любое сочетание физического и психического недостатков, подтвержденных в установленном порядке;
тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными) образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются овладением навыками самообслуживания, получением элементарных знаний об окружающем мире и приобретением простых трудовых навыков или получением узкой профессиональной подготовки;
недостаток, подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагоги-ческой консультацией (комиссией) (далее также — ПМПК) в отношении ре-бенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях — повторной экспертизой;
специальные образовательные условия — индивидуализированные условия обучения (воспитания), включая специальные образовательные программы, методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с физическими и (или) психическими недостатками;
ребенок (дети) — лицо (лица) в возрасте до 18 лет;
взрослый — лицо старше 18 лет;
интегрированное обучение — совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, с созданием специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
специальное образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
специальное образовательное подразделение — структурное подразде-ление образовательного учреждения общего назначения, создаваемое для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение общего назначения — образовательное учреждение, предназначенное для обучения лиц, не имеющих ограничений по здоровью для получения образования;
образовательное учреждение интегрированного обучения — образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные образовательные условия для обучения лиц с ограниченными возможностя-ми здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;
обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональ-ных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется в домашних условиях педагогами (преподавателями) соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;
государственное именное образовательное обязательство именной документ, устанавливающий обязанность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации финансировать по специальным нормативам образование лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ;
полное государственное обеспечение — обеспечение лиц с ограничен-ными возможностями здоровья питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами в государственных специальных образовательных учреждениях-интернатах и в специальных образовательных подразделениях-интернатах государственных образовательных учреждений общего назначения.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на:
а) детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в пределах юрисдикции Российской Федерации на законных основаниях;
б) родителей (иных законных представителей) детей, указанных в пункте «а» настоящей статьи, а также законных либо уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых, указанных в пункте «а» настоящей статьи;
в) педагогических, медицинских и иных работников, которые участ-вуют в осуществлении специального образования;
г) государственные, муниципальные, негосударственные органы и организации, их должностных лиц, а также юридические лица и физических лиц, которые участвуют в осуществлении специального образования.
Статья 3. Цели и задачи специального образования
1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо-собностями и возможностями в адекватной их здоровью, наименее ограни-чивающей среде обучения в целях их социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе развития у них навыков самообс-луживания, подготовки их к трудовой деятельности, самообеспечению и семейной жизни.
2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья является ин-валидом, специальное образование входит в индивидуальную программу его реабилитации в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации об образовании
лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Законодательство Российской Федерации об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Закона Российской Федерации «Об образовании», других федеральных законов, соответствующих положений конституций (уставов) и законодательных актов субъектов Российской Федерации. Вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья регулируются также нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными законами.
2. По вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в случае расхождения (коллизии) между Законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными законами и настоящим Федеральным законом действуют нормы настоящего Федерального закона, если они не ограничивают прав на специальное образование.
3. При правовом регулировании отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и между-народные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Государственная политика в области специального образования
1. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования в соответствии с их способностями и возможностями.
2. Реализация государственной политики в области специального об-разования осуществляется на основе Федеральной программы развития спе-циального образования, утверждаемой федеральным законом. Федеральная программа развития специального образования разрабатывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с привлечением об-щественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, объединений родителей этих лиц и иных общественных объединений.
Гарантируется первоочередное финансирование специального обра-зования. Средства на финансирование специального образования выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой.
3. В целях создания и поддержания эффективной системы государс-твенной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья Российская Федерация и субъекты Российской Федерации координируют деятельность организаций по выплате пенсий, пособий и иных средств, предназначенных для помощи этим лицам.
4. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации предос-тавляют налоговые, таможенные и иные льготы для организаций, осущест-вляющих специальное образование.
Статья 6. Вопросы специального образования, находящиеся
в ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации
1. В области специального образования ведению Российской Федера-ции подлежат:
а) установление федеральных компонентов специальных государст-венных образовательных стандартов дошкольного и общего образования;
б) определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств межличностного общения, получения и передачи информации;
в) определение единых принципов и нормативов специальных образовательных условий;
г) установление перечня специалистов, необходимых для работы в сфере специального образования, и квалификационных требований к ним;
д) определение предельной наполняемости специальных классов (групп);
е) установление перечня типов и видов специальных образова-тельных учреждений; определение необходимого количества мест в образовательных учреждениях для лиц, нуждающихся в специальном образовании;
ж) определение особенностей создания, лицензирования, государс-твенной аккредитации, реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений; установление порядка лицензирования индивидуальной трудовой деятельности в области специального образования;
з) установление особенностей финансирования, нормативов финансирования по государственным именным образовательным обязательствам, обязательных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению специальных образовательных учреждений;
и) определение принципов итоговой аттестации обучающихся в специальных образовательных учреждениях;
к) установление льгот для лиц, работающих в сфере специального образования;
л) разработка и организация производства специальных технических средств обучения;
м) организация научно-исследовательской деятельности для обеспе-чения потребностей специального образования;
н) организация государственного контроля за качеством специально-го образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства о специальном образовании; создание условий, способс-твующих участию общественности в решении вопросов специального образования.
2. Вопросы специального образования, не предусмотренные в
части 1 настоящей статьи, относятся к ведению субъектов Российской Федерации.
РАЗДЕЛ II
ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Статья 7. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют в максимальной степени осуществимости те же права, что и лица, не имеющие таких ограничений.
Любое лицо, полагающее, что его возможности получить образование ограничены по состоянию здоровья, имеет право на освидетельствование ПМПК и (или) медико-социальной экспертной комиссией с целью установления и подтверждения в установленном порядке физического и (или) психического недостатка, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных образовательных условий.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:
а) бесплатное обследование ПМПК или медико-социальной экспертной комиссией;
б) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической и (или) психической недостаточности с момента ее обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением ПМПК;
в) дошкольное образование с трехлетнего возраста, начальное общее и основное общее образование с семи- или восьмилетнего возраста в адекватных условиях наименее ограничивающей среды обучения в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальным планом обучения. Нормативные сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответству-ющих типов и видов и не могут быть менее девяти лет;
г) получение образования в специальном образовательном учрежде-нии, в образовательном учреждении интегрированного обучения, в специ-альном образовательном подразделении образовательного учреждения общего назначения или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);
д) бесплатное образование в образовательном учреждении любой организационно-правовой формы в пределах государственных (в том числе специальных) образовательных стандартов независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;
е) обеспечение по социальным или медицинским показаниям транс-портными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образо-вательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации;
ж) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полу-ченными образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Статья 8. Права родителей и иных законных представителей лиц с
ограниченными возможностями здоровья
1.Родители детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право:
а) присутствовать при освидетельствовании ребенка психолого-медико-педагогической консультацией (комиссией), обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой консультации (комиссии) в порядке, установленном частью 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;
б) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;
в) поступать вне конкурса для обучения по педагогической специ-альности, соответствующей профилю недостаточности ребенка, в учрежде-ния среднего и высшего профессионального образования, имеющие госу-дарственную аккредитацию, и бесплатно обучаться в них по этой специ-альности. Это право предоставляется родителям при условии, что они имеют образование, необходимое для освоения соответствующих образова-тельных программ среднего или высшего профессионального образования;
г) на возмещение затрат на обучение по индивидуальному учебному плану в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья в разме-рах, определяемых государственными именными образовательными обяза-тельствами. Возмещение выплачивается при условии выполнения индивидуального учебного плана в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Права, указанные в пунктах «а» и «б» части 1 настоящей статьи, предоставляются также иным законным представителям детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. При этом пункт «а» части 1 нас-тоящей статьи применяется в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом части 7 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья
На полном государственном обеспечении в государственных специальных образовательных учреждениях-интернатах и в специальных образовательных подразделениях-интернатах государственных образова-тельных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:
а) неслышащие и слабослышащие;
б) незрячие и слабовидящие;
в) с тяжелыми нарушениями речи;
г) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
д) умственно отсталые;
е) с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
ж) имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психи-ческого развития;
з) со сложными недостатками.
РАЗДЕЛ III
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 10. Формы получения специального образования
Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальном образовательном учреждении, в специальном образовательном подразделении образовательного учреждения общего назначения, в образовательном учреждении общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании».
Статья 11. Обучение на дому
1. Для лиц, которые по состоянию здоровья временно или посто-янно не могут посещать образовательное учреждение, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.
2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в части 1 настоящей статьи, либо ближайшим к их местожительству соответствующим образователь-ным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, или ПМПК либо медико-социальной экспертной комиссии в остальных случаях. Индивидуальное обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательным учреждением и обучающимся и (или) его законными представителями.
3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Типовое положение об обучении на дому утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российс-кой Федерации.
Форма Типового договора об обучении на дому утверждается соот-ветствующими федеральными (центральными) органами управления образованием.
Статья 12. Обучение в условиях стационарного лечебного
учреждения
1. В целях реализации права граждан на образование, создание ус-ловий для его получения органы управления образованием и здравоохране-нием обязаны организовывать обучение по общеобразовательным программам детей, находящихся на длительном (более 21 дня) стационарном лечении.
2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей на групповой или индивидуальной основе. Организационные вопросы обучения регулируются договором между лечебным и общеобразовательным учреждениями.
3. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения финан-сируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Форма Типового договора об обучения в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы образования и здравоохранения.
Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья пользуются правом на обучение в образовательном учреждении общего назначения на общих основаниях при наличии соответствующего заключения ПМПК.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника.
Статья 14. Интегрированное обучение
1. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации способс-твуют развитию интегрированного обучения.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми им специальными образовательными условиями. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме по мотиву наличия у них физического и (или) психического недостатка при от-сутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по избранной специальности.
В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более 25 – 30 процентов от общего числа обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня за-числения в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользует-ся правом на финансирование из средств федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, определяемом соответствующим государственным именным образовательным обязательством.
3. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или слож-ными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должно отри-цательно сказываться на результатах обучения последних. Лица с психи-ческими или сложными недостатками, успешно осваивающие образователь-ную программу соответствующего образовательного учреждения интегри-рованного обучения, могут быть отчислены из этого образовательного учреждения за невозможностью совместного обучения на основании решения совета образовательного учреждения, предварительно согласованного с ПМПК. При этом органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы образования, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие продолжение этими лицами обучения в адекватной для них форме.
Статья 15. Специальные образовательные учреждения
1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соот-ветствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.
2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать специ-альные образовательные учреждения для лиц:
а) с нарушениями речи:
с тяжелыми нарушениями речи;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;
б) с нарушением слуха:
неслышащих;
слабослышащих и позднооглохших;
в) с нарушениями зрения:
незрячих;
слабовидящих и поздноослепших;
с косоглазием и амблиопией;
г) с нарушениями психики:
с задержкой психического развития;
умственно отсталых;
с глубокой умственной отсталостью;
д) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
е) со сложными нарушениями, включая слепоглухоту;
ж) с расстройствами эмоциональной сферы и поведения;
з) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.
Специальные образовательные учреждения могут создаваться для совместного обучения лиц с различными физическими и (или) психически-ми недостатками, если это не препятствует успешному освоению образова-тельных программ и для совместного обучения нет медицинских противопоказаний.
Статья 16. Логопедическая служба
Для оказания помощи детям, имеющим различные недостатки уст-ной и письменной речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.
Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться путем:
введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда;
создания в структуре органа управления образованием логопедичес-кого кабинета;
создания логопедического центра — учреждения с правами юридичес- кого лица.
Типовое положение о логопедической службе утверждается феде-ральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы общего и начального профессионального образования.
Статья 17. Центры реабилитации
1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъекте Российской Федерации) создаются федеральными органа-ми исполнительной власти.
2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным программам обучения.
Занятия в центрах реабилитации организуются на индивидуальной основе и (или) в группах с количеством обучающихся до 10 человек.
3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Особенности приема лиц с ограниченными возможностями
здоровья в образовательные учреждения
Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», и на основе заключения ПМПК или медико-социальной экспертной комиссии. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья конкурс при приеме в общеобразовательные учреждения и (или) учреждения начального профессионального образования не проводится.
Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из
специального образовательного учреждения в другие
образовательные учреждения
1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специального образовательного учреждения одного типа или вида в специальное образовательное учреждение другого типа или вида либо в образовательное учреждение интегрированного обучения осуществляется на основании заключения ПМПК или медико-социальной экспертной комиссии. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении одного года пребывания в специальном образовательном учреждении, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося (воспитанника).
2. В случае ликвидации или реорганизации специального образовательного учреждения орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия (с согласия родителей, иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения.
Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа.
Специальные образовательные подразделения в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы
1. Для детей, имеющих физические и(или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших к моменту их совершения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Направление в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения ПМПК в порядке, установленном федеральным законом.
2. В образовательных учреждениях общего назначения уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты
Для лиц, обучение которых с соблюдением государственных образовательных стандартов невозможно в силу особенностей их физических и(или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты в области профессионального образования не устанавливаются.
Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными
возможностями здоровья
1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательную программу соответствующего уровня, проводится на общих основаниях.
2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы специальных образовательных учреждений, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы образования.
Статья 23. Психолого-медико-педагогические консультации (комиссии),
медико-социальные экспертные комиссии.
1. Для диагностики физических и(или) психических недостатков детей, установления их права на специальное образование и определения их потребностей в конкретных специальных образовательных условиях, а также для консультирования родителей (иных законных представителей) по всем вопросам, связанным с физической и(или) психической недостаточностью детей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают постоянные межведомственные ПМПК из расчета в среднем одна консультация (комиссия) на 10 тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее одной ПМПК на территории каждого субъекта Российской Федерации.
В целях научно-методического обслуживания ПМПК и разрешения конфликтов между ПМПК и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры (ПМПЦ) из расчета один центр на 10 консультаций (комиссий), но не более одного ПМПЦ на территории каждого субъекта Российской Федерации.
2. Основными функциями ПМПК являются:
а) проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития, установление диагноза и определение адекватных специальных образовательных условий обучения;
б) удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;
в) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;
г) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;
д) консультативная помощь родителям (иным законным представителям), дети которых имеют физические и(или) психические недостатки;
е) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными образовательными условиями детей, их правами и правами родителей (иных законных представителей);
ж) формирование банка данных о детях, имеющих физические и(или) психические недостатки, структуре детской патологии (недостаточности) и представление собранной информации соответствующим органам управления образованием.
3. В состав ПМПК в обязательном порядке входят:
психолог;
врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист,
терапевт (педиатр), физиотерапевт;
специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог,
тифлопедагог, социальный педагог;
юрист;
представители соответствующих органов управления образованием,
здравоохранением и социальной защитой населения.
4. Направление детей в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), по решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
При направлении ребенка на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.
Учреждения здравоохранения обязаны в десятидневный срок направить ребенка в ПМПК при установлении у него явных признаков физического и(или) психического недостатка для определения специальных образовательных условий его обучения.
5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении ПМПК, которое является основанием для направления ребенка при наличии согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, организации обучения на дому или интегрированного обучения. Члены ПМПК обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.
В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением ПМПК в месячный срок со дня подачи ими заявления соответствующий ПМПЦ проводит повторную экспертизу.
Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суде в порядке гражданского судопроизводства.
6. ПМПК и ПМПЦ являются юридическими лицами. Положения о ПМПК и ПМПЦ утверждаются Правительством Российской Федерации.
7. Функции ПМПК в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии, положение о которых утверждается Правительством Российской Федерации. Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
Статья 24. Документы, удостоверяющие право на специальное
образование
1. Право на получение образования в специальных образовательных условиях удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) ПМПК, взрослому (его законному представителю) медико-социальной экспертной комиссией. Форма документа устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Специальные образовательные условия, необходимые для обучения лица с ограниченными возможностями здоровья, определяются заключением ПМПК или медико-социальной экспертной комиссии.
3. На основании документов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят финансовые вопросы, выдают лицу с ограниченными возможностями здоровья (его законному представителю) государственное именное образовательное обязательство. Форма государственного именного образовательного обязательства, порядок расчета его стоимости и порядок получения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. ПМПК, медико-социальные экспертные комиссии несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Лица, виновные в вынесении ПМПК (медико-социальной экспертной комиссией) умышленно неправильного решения, незаконной выдаче документов, указанных в частях 1, 2 и 3 настоящей статьи, несут дисциплинарную, административную, имущественную, уголовную ответственность, установленную законодательством.
РАЗДЕЛ IV
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 25. Органы управления специальным образованием
1. Государственное управление специальным образованием в Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы образования, и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы специального образования, принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья населения, профилактику инвалидности, социальную адаптацию и профилактику правонарушений, медико-социальную реабилитацию. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом по вопросам специального образования могут создаваться межведомственные комиссии.
Органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы образования, информируют ПМПК, ПМПЦ и медико-социальные экспертные комиссии о своих решениях, относящихся к их деятельности.
Статья 26. Особенности реорганизации и ликвидации специальных
образовательных учреждений
Реорганизация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений с изменением типа или вида учреждения, а также их ликвидация может осуществляться, если обучающимся (воспитанникам) гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных образовательных условиях.
При реорганизации или ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся (воспитанникам) гарантируется реализация права на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующего типа и вида.
Статья 27. Особенности лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации специальных
образовательных учреждений
1. Лицензирование специальных образовательных учреждений проводится по общим правилам лицензирования образовательных учреждений, установленным Законом Российской Федерации «Об образовании», с соблюдением также следующих правил:
а) лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается специальному образовательному учреждению только соответствующими федеральными (центральными) органами управления образованием;
б) особым предметом экспертизы является наличие специальных образовательных условий, а для негосударственных специальных образовательных учреждений также возможность финансового обеспечения специального образования по установленным нормативам.
2. Аттестация и государственная аккредитация специальных образовательных учреждений проводится в порядке, установленном для образовательных учреждений Законом Российской Федерации «Об образовании», с соблюдением также следующих правил:
а) аттестация специальных образовательных учреждений проводится при положительных результатах итоговой аттестации, в том числе и при обучении по индивидуальным планам, не менее чем половины обучающихся в них лиц в истекшем учебном году;
б) государственная аккредитация специальных образовательных учреждений проводится только федеральными (центральными) органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и положительного заключения по его аттестации.
Статья 28. Контроль за деятельностью в области специального
образования
1. Контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в форме инспектирования и иных формах, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Контроль за деятельностью государственных, муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют их учредители.
2. Общественный контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Надзор за исполнением законодательства о специальном образовании осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
РАЗДЕЛ V
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 29. Финансирование специального образования
1. Нормативное финансирование образовательного учреждения, в котором обучается лицо с ограниченными возможностями здоровья, складывается из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации в размере, соответствующем государственному именному образовательному обязательству.
2. Прямое финансирование специального образования осуществляется в размерах федерального норматива, установленного для соответствующих типов и видов образовательных учреждений общего назначения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
За счет государственных именных образовательных обязательств производится оплата затрат по созданию специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, их обеспечению учебниками, учебными пособиями, индивидуальными техническими средствами и транспортом.
3. Из бюджетов субъектов Российской Федерации производятся расходы по обеспечению государственных именных образовательных обязательств лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательном учреждении интегрированного обучения, в специальном общеобразовательном учреждении для детей с задержкой психического развития и(или) умственно отсталых детей. В остальных случаях расходы по обеспечению государственных именных образовательных обязательств производятся из федерального бюджета.
4. Нормативы финансирования по государственным именным образовательным обязательствам, обеспечиваемым из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Расходы на специальное образование предусматриваются защищенной статьей расходов в федеральном бюджете.
5. Государственное именное образовательное обязательство исполняется при передаче лицом, принятым для обучения в специальных образовательных условиях (его законным представителем), документов, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, администрации образовательного учреждения.
6. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, не имеющих специальных образовательных подразделений, не выдаются государственные именные образовательные обязательства, а возмещаются расходы, связанные с оплатой труда помощника, и стоимость индивидуальных технических средств.
Порядок, условия и источники возмещения этих расходов определяются Правительством Российской Федерации.
7. Финансирование логопедической службы в зависимости от формы ее организации осуществляется учредителем образовательного учреждения или из бюджета субъекта Российской Федерации.
8. Обучение на дому детей, страдающих соматическими заболеваниями, осуществляемое по заключению лечебного учреждения, а также в период их пребывания в стационарном лечебном учреждении, финансируется образовательным учреждением, в котором постоянно учится ребенок. Обучение на дому лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое
по заключению ПМПК или медико-социальной экспертной комиссии, финансируется за счет государственных именных образовательных обязательств.
Статья 30. Материально-техническая база специального образования
За специальным образовательным учреждением, образовательным учреждением интегрированного обучения, специальным образовательным подразделением образовательного учреждения общего назначения в целях обеспечения уставной деятельности учредитель (учредители) или уполномоченный собственником орган закрепляет объекты права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материально-техническая база такого образовательного учреждения или образовательного подразделения в зависимости от его типа и вида состоит из необходимого набора помещений, сооружений, приспособленных к нуждам обучающихся, воспитанников, оборудования и технических средств для организации:
образовательного и реабилитационного процесса (в том числе для
организации коррекционных и реабилитационных кабинетов);
спортивных и массовых мероприятий;
питания;
обеспечения медицинского обслуживания;
проведения оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания;
выполнения иных функций, предусмотренных уставом соответствующего образовательного учреждения или образовательного подразделения.
Статья 31. Научно-методическое обеспечение специального
образования
1. Специальные образовательные учреждения, образовательные учреждения интегрированного обучения, специальные образовательные подразделения образовательных учреждений общего назначения обеспечиваются учебниками и учебно-методическими пособиями по нормам и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. В целях научно-методического обеспечения специального образования Правительство Российской Федерации создает Федеральный научно-методический центр специального образования.
3. Развитие интегрированного обучения и совершенствование системы специального образования осуществляется на базе экспериментальных образовательных учреждений. Их правовой статус и порядок финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
4. При разработке и утверждении федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации предусматриваются расходы на научные исследования в области специального образования.
РАЗДЕЛ VI
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 32. Право на педагогическую и медицинскую деятельность в
области специального образования
1. К педагогической и медицинской деятельности в специальных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях интегрированного обучения допускаются лица, отвечающие требованиям, предъявляемым к ним Законом Российской Федерации «Об образовании» и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
К работе в специальных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях интегрированного обучения допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.
Медицинские осмотры, бесплатные для работников специальных образовательных учреждений и образовательных учреждений интегрированного обучения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации при приеме на работу и периодически.
2. Руководящие, педагогические и медицинские работники государственных специальных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений государственных образовательных учреждений общего назначения, непосредственно связанные с обучением и реабилитацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, принимаются на работу по срочному трудовому договору (контракту).
3. Индивидуальная трудовая деятельность педагогов по основным образовательным программам, психологов и медицинских работников, связанная с обучением, воспитанием и реабилитацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется на основе лицензии. Порядок лицензирования устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Подготовка специалистов в области специального
образования
1. Образовательный минимум каждой основной образовательной программы среднего и высшего педагогического образования, устанавливаемый федеральным компонентом соответствующего государственного образовательного стандарта, включает в себя изучение основ дефектологии и коррекционной педагогики.
2. Подготовка педагогических, медицинских и других специалистов для специального образования осуществляется в специализированных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на специальных факультетах и курсах в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования.
3. Подготовка специалистов для специального образования осуществляется на основе целевого приема.
Перечень направлений (специальностей), по которым ведется подготовка, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сверх контрольных цифр целевого приема, финансируемого за счет федерального бюджета, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования могут осуществлять прием студентов на дополнительные места в пределах численности, установленной лицензией, на договорной основе с оплатой юридическими или физическими лицами.
Статья 34. Социальные гарантии и льготы работников специальных
образовательных учреждений
1. Помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений общего назначения, педагогические, медицинские и другие работники, занятые обучением, воспитанием, обслуживанием и реабилитацией лиц с ограниченными возможностями здоровья в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении образовательного учреждения общего назначения, в условиях стационарного лечебного учреждения и на дому, пользуются правом на оплату труда по повышенным в зависимости от типа и вида учреждения и сложности выполняемой работы на 15 – 20 процентов тарифным ставкам (окладам).
Типовой перечень соответствующих должностей и работ тверждается Правительством Российской Федерации.
2. В случае увеличения численности обучающихся сверх предельной наполняемости классов (групп), установленной для данного типа или вида учреждения, ставки заработной платы (оклады) категорий работников, перечисленных в части 1 настоящей статьи, дополнительно повышаются на один процент за каждый процент превышения нормативной численности обучающихся.
РАЗДЕЛ VII
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 35. Международная деятельность Российской Федерации в
области специального образования
1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного образовательного сообщества, в том числе на основе международных договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера.
2. Органы, учреждения и государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области специального образования, в том числе по подготовке специалистов.
3. Органы, учреждения и государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, вправе в соответствии с законодательством:
а) устанавливать прямые связи с иностранными и международными учреждениями и организациями специального образования, включая совместные исследования, обмен специалистами, технологиями, программами, обучающимися (воспитанниками);
б) создавать с иностранным участием специальные образовательные учреждения и предприятия по их обеспечению;
в) осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность.
Статья 36. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья за границей
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение за границей в образовательных учреждениях иностранных государств. Это право реализуется по личной инициативе либо посредством международных договоров.
2. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся за границей, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в государственном, муниципальном образовательном учреждении Российской Федерации соответствующего типа и вида. Возмещение затрат осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 37. Порядок вступления настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении четырнадцати дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта «е» части 2 статьи 7, который вступает в силу с 1 сентября 2000 года.
Статья 38. Применение ранее принятых по вопросам специального
образования законов и иных нормативных правовых актов
1. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам специального образования, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
2. Если по мнению обучающегося (воспитанника) или его законного представителя специальные образовательные условия по ранее действовавшему законодательству предпочтительнее, чем предусматриваемые настоящим Федеральным законом, то они вправе требовать сохранения прежних специальных образовательных условий.
Статья 39. Порядок реализации отдельных положений настоящего
Федерального закона
1. Расходы на введение в действие положений настоящего Федерального закона финансируются из федерального бюджета, если иное прямо не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением между Российской Федерацией и субъектом (субъектами) Российской Федерации.
2. Приспособление среды жизнедеятельности существующих государственных образовательных учреждений к потребностям лиц с ограниченными возжностями здоровья осуществляется за счет средств учредителей. Необходимые работы должны быть закончены до 1 сентября 2000 года.
3. Создание ПМПК из расчета одна консультация (комиссия) на не более чем 100 тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее одной ПМПК на территории каждого субъекта Российской Федерации, должно быть завершено до 1 сентября 1997 года, из расчета, предусмотренного частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, — до 1 сентября 2005 года.
Создание ПМПК и их функционирование финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Российская Федерация предоставляет субсидии субъектам Российской Федерации в случае недостатка у последних собственных средств для финансирования ПМПК.
Создание федеральных ПМПЦ должно быть завершено до 1 января 1997 года. Целевой прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования планируется с учетом кадрового обеспечения ПМПК, ПМПЦ и медико-социальных экспертных комиссий.
Статья 40. Порядок и сроки издания предусмотренных настоящим
Федеральным законом нормативных правовых актов
Все предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 января 1997 года.
Президент
Российской Федерации