Документы

Постановление

О проекте федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» (прилагается).

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть указанный проект федерального закона в первоочередном порядке.

3. Назначить представителем Совета Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации председателя Комитета Совета Федерации по вопросам науки, культуры и образования Строева Евгения Алексеевича.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Ф.ШУМЕЙКО

Москва
14 ноября 1995 года
№ 658-I СФ

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 14 ноября 1995 года
№ 658-I СФ

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О статусе наукограда Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон определяет порядок присвоения статуса наукограда Российской Федерации (далее — наукоград), особенности его местного самоуправления, регулирует отношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения жизнедеятельности и функционирования наукограда.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.Основные понятия

Наукоградом является территориально обособленное муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, созданным или создаваемым для обеспечения комплексного решения научных, научно-технических и научно-технологических задач в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники, а также подготовки кадров.

Научно-исследовательские и проектно-технологические организации, опытно-производственные предприятия и другие организации градообразующего научно-производственного комплекса наукограда являются субъектами научно-производственного комплекса наукограда.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о наукоградах

Законодательство Российской Федерации о наукоградах состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, настоящего Федерального закона, других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаемых в пределах их полномочий.

 Статья 3. Регулирование деятельности наукоградов

Наукограды осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, настоящим Федеральным законом, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также принимаемыми на их основе уставами наукоградов.

РАЗДЕЛ 2. ПРИСВОЕНИЕ И СНЯТИЕ СТАТУСА НАУКОГРАДА

 Статья 4. Присвоение статуса наукограда

Статус наукограда присваивается указом Президента Российской Федерации на срок до 25 лет по представлению Правительства Российской Федерации, согласованному с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации о присвоении статуса наукограда определяются основные задачи градообразующего научно-производственного комплекса, субъекты научно-производственного комплекса наукограда, формы государственной поддержки основной и инновационной деятельности научно-производственного комплекса, материально-технического обеспечения развития инфраструктуры и социальной сферы наукограда.

Статья 5. Порядок снятия статуса наукограда

Статус наукограда по истечении установленного срока может быть снят или присвоен повторно в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Федерального закона.

 Статья 6. Досрочное снятие статуса наукограда

Статус наукограда может быть досрочно снят указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, согласованному с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в случаях изменения приоритетных направлений развития науки и техники и в этой связи задач, для решения которых муниципальному образованию был присвоен статус наукограда, а также при несоответствии результатов основной деятельности научно-производственного комплекса основным задачам, установленным при присвоении этого статуса.

Статья 7. Обеспечение социальной защиты работников научно-производственного комплекса при снятии статуса наукограда

При снятии статуса наукограда определяются направления перепрофилирования деятельности научно-производственного комплекса или принимается решение о полной его ликвидации, а также определяются формы государственной поддержки, обеспечивающей перепрофилирование, сохранение и развитие производственной и социальной инфраструктур наукограда, предусматривается решение вопросов, связанных с трудоустройством высвобождающихся работников, а также устанавливается ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за эффективное и целевое использование предоставленных финансовых и материально-технических ресурсов для решения указанных задач.

Вопросы обеспечения социальной защиты работников научно-производственного комплекса наукограда отражаются в указе Президента Российской Федерации о снятии статуса наукограда.

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НАУКОГРАДА

Статья 8. Местное самоуправление наукограда

Местное самоуправление наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, настоящим Федеральным законом, уставом наукограда.

Статья 9. Органы местного самоуправления наукограда

Порядок формирования органов местного самоуправления наукограда, их структура и состав, а также должностные лица этих органов определяются законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, настоящим Федеральным законом и уставом наукограда.

Статья 10. Особенности формирования представительного органа местного самоуправления наукограда

В состав представительного органа местного самоуправления наукограда в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении входят представители, избранные по территориальным участкам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

В соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом наукограда в состав представительного органа местного самоуправления входят по должности глава администрации наукограда, руководители субъектов научно-производственного комплекса наукограда.

В состав представительного органа местного самоуправления могут также входить и другие должностные лица, если это оговорено в уставе наукограда.

Статья 11. Срок полномочий лиц, входящих по должности в состав представительного органа местного самоуправления наукограда

Лица, входящие по должности в состав представительного органа местного самоуправления наукограда, являются его членами в течение срока своих полномочий.

Статья 12. Участие в работе представительного органа местного самоуправления наукограда полномочного представителя федерального органа исполнительной власти

В работе представительного органа местного самоуправления наукограда по поручению Правительства Российской Федерации принимает участие полномочный представитель заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Полномочия этого представителя определяются уставом наукограда.

 Статья 13. Устав наукограда

Наукоград действует на основании устава.

Содержание устава наукограда должно соответствовать законодательству Российской Федерации о местном самоуправлении и настоящему Федеральному закону.

Устав наукограда не должен вступать в противоречие с уставами субъектов научно-производственного комплекса наукограда в части сохранения их экономической и хозяйственной самостоятельности.

Порядок регистрации устава наукограда определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Особенности содержания устава наукограда

В устав наукограда дополнительно включаются следующие сведения:

о порядке формирования и полномочиях представительного и исполнительного органов местного самоуправления;

о перечне субъектов научно-производственного комплекса наукограда, руководители которых входят по должности в представительный орган местного самоуправления;

об особенностях взаимоотношений органов местного самоуправления с субъектами научно-производственного комплекса наукограда.

В уставе наукограда могут быть отражены также вопросы, касающиеся жизнеобеспечения и функционирования наукограда.

 Статья 15. Территориальная целостность наукограда

Расположение наукограда на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или муниципальных образований не может быть основанием для нарушения территориальной целостности наукограда.

Статья 16. Прекращение действия устава наукограда

При снятии статуса наукограда прекращает свое действие устав наукограда, а также предусмотренные им полномочия представительного и исполнительного органов местного самоуправления наукограда.

РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУКОГРАДА

 Статья 17. Финансовые ресурсы наукограда

Финансовые ресурсы наукограда состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления для реализации мер по государственной поддержке основной и инновационной деятельности, для материально-технического обеспечения развития инфраструктуры и социальной сферы наукограда, получаемых кредитных ресурсов, а также средств органов территориального общественного самоуправления.

 Статья 18. Государственная поддержка наукограда

Присвоение статуса наукограда служит основанием для :

распространения предусмотренных законодательными и нормативными актами Российской Федерации положений о государственной поддержке закрытых территориальных образований, государственных научных центров Российской Федерации, а также для организаций и предприятий, выполняющих работы в соответствии с федеральными целевыми программами;

финансирования научно-технической деятельности научно-производственного комплекса наукограда из средств федерального бюджета, в том числе работ, выполняемых по федеральным программам, а также финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации работ, выполняемых в соответствии с региональными программами в интересах субъекта Российской Федерации;

государственной поддержки развития инфраструктуры и социальной сферы наукограда;

принятия специальных мер социальной защиты работников научно-производственного комплекса наукограда при его перепрофилировании и (или) ликвидации.

Статья 19. Обеспечение выполнения органами местного самоуправления наукограда переданных им полномочий государственных органов

Выполнение органами местного самоуправления наукограда переданных им полномочий государственных органов по решению задач, определенных указом Президента Российской Федерации при присвоении статуса наукограда, и реализации федеральных и региональных программ обеспечивается органами государственной власти необходимыми финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

Статья 20. Самостоятельность субъектов научно- производственного комплекса наукограда

Субъекты научно-производственного комплекса наукограда наделены самостоятельными полномочиями по решению задач, связанных с приоритетными направлениями развития науки и техники, а также федеральными и региональными программами.

Льготы, установленные законодательством Российской Федерации для субъектов научно-производственного комплекса наукограда, не могут быть ограничены или отменены законодательствами субъектов Российской Федерации.

 Статья 21. Имущество субъектов научно-производственного комплекса наукограда

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не меняет форм собственности организаций и предприятий, расположенных на его территории.

Имущество субъектов научно-производственного комплекса наукограда, включенное в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, относится исключительно к федеральной собственности.

Приватизация имущества, находящегося в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании субъекта научно-производственного комплекса наукограда, или передача его в аренду другим юридическим или физическим лицам не допускается.

Организации, предприятия и объекты научной и опытно-производственной сферы научно-производственного комплекса наукограда, имущество которых относится к федеральной собственности, могут подлежать реорганизации, в том числе с изменением форм собственности, исключительно на основании решения Правительства Российской Федерации, принимаемого по представлению Правительственной комиссии по научно-технической политике.

Объекты, имеющие общегосударственное значение и находящиеся в пользовании и распоряжении субъектов научно-производственного комплекса наукограда, могут быть по решению Правительства Российской Федерации объявлены национальным достоянием. Субъекты, в чьем пользовании и распоряжении находятся эти объекты, несут ответственность за их состояние и сохранность.

Разрешается по решению руководителя организации или предприятия сдавать в аренду отдельные помещения и оборудование. Средства, полученные от аренды, используются на восстановление основных фондов этих организаций и предприятий.

РАЗДЕЛ 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 23. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести в соответствие с ним свои правовые нормативные акты.

Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации