Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году, представленный в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает положительные результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее – Счетная палата), направленной в том числе на осуществление комплексного анализа государственных программ Российской Федерации, включая оценку их целей, задач, мероприятий и финансовых ресурсов, а также их соответствия долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечения устойчивого роста благосостояния российских граждан, национальной безопасности.
Счетной палатой в 2014 году проведено 349 контрольных мероприятий и 96 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 690 объектов на территориях 72 субъектов Российской Федерации.
По поручениям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проведено 22 контрольных мероприятия.
В 2014 году Счетной палатой было выявлено 2587 нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на сумму 524,5 млрд. рублей, в том числе 950 нарушений бюджетного законодательства на сумму 342,8 млрд. рублей. В 2014 году было зафиксировано 276 нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 39,6 млрд. рублей. Всего в 2014 году Счетной палатой был обеспечен возврат в федеральный бюджет 977 млн. рублей.
По итогам проведения контрольных мероприятий в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, главным распорядителям средств федерального бюджета и иным участникам бюджетного процесса Счетной палатой направлено 416 представлений, 19 предписаний и 414 информационных писем.
По итогам проведения контрольных мероприятий 394 должностных лица, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, было привлечено к дисциплинарной ответственности.
В органы предварительного следствия и органы государственной безопасности направлено 158 материалов, на основании которых принято 24 решения о возбуждении уголовного дела.
По результатам проверок Счетной палаты в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено 95 материалов, по результатам рассмотрения которых внесено 152 представления об устранении нарушений закона, опротестовано 10 незаконных правовых актов. В результате прокурорского реагирования государству возмещен ущерб в размере 309 млн. рублей.
В 2014 году Счетной палатой подготовлено 429 заключений по проектам федеральных законов.
Инспекторами Счетной палаты составлено 88 протоколов об административных правонарушениях.
В ходе контрольных мероприятий Счетной палатой была выявлена практика авансирования предприятий – исполнителей государственного оборонного заказа без учета их финансового состояния и при отсутствии контроля за использованием ранее выданных авансов, приводящая к размещению выделенных средств федерального бюджета на депозитах и их использованию на цели, непосредственно не связанные с исполнением государственных контрактов государственного оборонного заказа.
В 2014 году Счетной палатой проведен комплексный анализ всех 40 утвержденных Правительством Российской Федерации государственных программ Российской Федерации, включая оценку сбалансированности их целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов, а также соответствия этих программ долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации.
Проведенный Счетной палатой поквартальный анализ равномерности исполнения расходов федерального бюджета за ряд лет показал, что наибольший объем бюджетных ассигнований приходится на конец года. Не в полном объеме исполнены расходы по 36 государственным программам Российской Федерации.
Комплекс экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты по мониторингу достаточности финансовых ресурсов, необходимых для исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, показал положительную динамику ряда целевых показателей, определенных этими указами. Вместе с тем из 62 целевых значений показателей, установленных на 2014 год этими указами и нормативными правовыми актами, принятыми в их исполнение федеральными органами исполнительной власти, не выполнено 18.
В 2014 году начался новый этап в развитии взаимодействия Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, направленный на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов, в том числе путем создания единой методологической платформы системы внешнего финансового контроля.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты в 2014 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году.
2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.
3. Рекомендовать Счетной палате продолжить осуществление мониторинга:
значений общеэкономических показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и государственных программах Российской Федерации;
эффективного и целевого использования средств федерального бюджета, направляемых некоммерческой организации «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий»;
реализации соглашений о разделе продукции, а также рассмотреть возможность проведения выездных контрольных мероприятий по этому вопросу.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
разработать конкретные предложения по устранению системных проблем, связанных с формированием и эффективной реализацией государственных программ Российской Федерации и внедрением современной системы управления рисками, с учетом рекомендаций Счетной палаты, данных в результате выявления по итогам комплексного анализа утвержденных государственных программ недостатков и нарушений;
принять меры, обеспечивающие в ходе исполнения федерального бюджета равномерное распределение бюджетных ассигнований в течение финансового года.
5. Направить настоящее постановление в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.
6. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о реализации настоящего постановления во втором полугодии 2015 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
3 июня 2015 года
№ 213-СФ