Заслушав информацию Министра иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В своей работе Министерство иностранных дел Российской Федерации опирается на выверенные, доказавшие свою эффективность ориентиры, закрепленные в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 года, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
Международная обстановка на современном этапе становится все более сложной. Объективный процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом нестабильности на глобальном и региональном уровнях. Все острее ощущается дефицит доверия, очевидно нежелание искать компромиссы и взаимоприемлемые решения. Растут риски углубления межцивилизационных разломов.
В числе серьезных системных проблем – упорное стремление исторического Запада любой ценой сохранить доминирующие позиции в мировых делах. Отсутствие желания у западных партнеров приступить к созданию системы равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике, курс на расширение контролируемого ими геополитического пространства на восток, деление участников международного общения на «своих» и «чужих», вмешательство во внутренние дела государств в обход норм международного права – все это серьезно дестабилизирует ситуацию на международной арене.
События на Украине явились отражением такого подхода западных стран. Оказанная США и Европейским союзом поддержка осуществленному в этой стране антиконституционному государственному перевороту привела к глубокому расколу украинского общества и вооруженному конфликту. В этих условиях Российская Федерация продолжает активно содействовать урегулированию кризиса на Украине на основе Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года.
Россия и далее будет противодействовать попыткам довести ситуацию в Евро-Атлантике до открытой конфронтации и добиваться строительства на континенте единого пространства равной неделимой безопасности, стабильности и сотрудничества, гарантирующего суверенитет государств и невмешательство в их внутренние дела. По‑прежнему актуальна выдвинутая Российской Федерацией в 2008 году инициатива заключения Договора о европейской безопасности.
Сохраняется сложная обстановка в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вооруженные конфликты и дестабилизация в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Ливане, тупик в палестино-израильском урегулировании, рост экстремистской и террористической активности – все это новые вызовы и угрозы, подрывающие международную безопасность.
Постоянного мониторинга и своевременного принятия необходимых мер требует развитие событий в Афганистане, учитывая хрупкость внутриполитической обстановки и значительное сокращение военного присутствия США и других государств – членов НАТО в этой стране. Совместно с международным сообществом успешно решается задача химической демилитаризации Сирии.
В таких условиях особенно востребована активная внешняя политика Российской Федерации, направленная на создание благоприятных условий для всестороннего развития страны, оздоровление международной обстановки, выстраивание коллективных действий мирового сообщества по поиску решений глобальных и региональных проблем.
Важнейшим стратегическим приоритетом внешнеполитического курса России остается укрепление тесных дружественных связей с соседями на пространстве Содружества Независимых Государств, обращая особое внимание на евразийскую интеграцию в связи с началом функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза. Привлекательность Евразийского экономического союза как ориентированного в будущее проекта обусловлена тем, что он строится на понятных и равноправных основах и преследует демократические цели.
Постоянных усилий требует восточное направление российской дипломатии с целью использования внушительного потенциала Азиатско-Тихоокеанского региона в интересах развития нашей страны и обеспечения безопасности ее восточных рубежей.
Важным стабилизирующим фактором в международных делах является российско-китайское взаимодействие, которое не направлено против третьих стран и является примером взаимоуважительного и продуктивного диалога. Предприняты крупные шаги по дальнейшему развитию отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия России и Китая. Благоприятные перспективы открываются для сотрудничества по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Активно и динамично развиваются отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки. Последовательно продвигаются российские интересы в Арктике и Антарктике.
Энергично проводится линия на политико-дипломатическое урегулирование в рамках международно-правового поля различных региональных конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Афганистане, на Корейском полуострове. При активном участии России достигнута договоренность по решению вопросов, связанных с иранской ядерной программой, продолжается работа по обеспечению окончательного урегулирования этой проблемы.
В международных отношениях утверждается многосторонняя сетевая дипломатия, предполагающая различные, подчас перекрещивающиеся, формы взаимодействия государств в интересах решения общих задач. Регулирующим началом служит объективное совпадение национальных интересов. На этих принципах основана, в частности, работа таких форматов, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, «Группа двадцати».
Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации остается парламентская дипломатия, которая рассматривается как инструментарий «мягкой силы». Сфера ее применения достаточно широка – от налаживания и поддержания связей по линии сотрудничества с парламентами иностранных государств и на международных парламентских площадках до расширения российского гуманитарного присутствия в других странах и привлечения к сотрудничеству организаций соотечественников за рубежом.
Российская дипломатия энергично и наступательно действует в гуманитарной сфере, обеспечивая всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан за рубежом, способствуя углублению связей с соотечественниками, расширению российского культурного присутствия и укреплению позиций русского языка в мире. С опорой на инструментарий «мягкой силы» ведется работа по формированию объективного восприятия России в мире, эффективному информационному сопровождению внешнеполитической деятельности.
В переломный момент мирового развития Россия остается открытой к объединению усилий со всеми, кто проявляет встречную готовность сотрудничать на принципах равноправия, взаимного уважения и выгоды с опорой на общепризнанные принципы и нормы международного права и центральную координирующую роль Организации Объединенных Наций. Российская Федерация заинтересована в том, чтобы новая глобальная архитектура была справедливой и устойчивой, опиралась на сотрудничество ведущих государств и интеграционных объединений во имя развития широкого международного взаимодействия.
Принимая во внимание вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации.
2. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации:
1) продолжить проведение внешнеполитического курса, направленного на:
укрепление международной безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности;
создание благоприятных внешних условий для устойчивого стабильного развития Российской Федерации, повышения уровня и качества жизни населения;
укрепление международного мира, обеспечение общей, равной и неделимой безопасности при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций;
развитие равноправных и партнерских отношений с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями;
защиту прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом, поддержку и укрепление позиций русского языка в мире;
2) проводить последовательную политику по урегулированию конфликтных ситуаций на основе международного права, включая:
активное содействие политическому урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины на основе неукоснительного выполнения всех положений Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года;
совместный с партнерами поиск путей всеобъемлющего урегулирования ситуации вокруг Ирана на основе предложенных российской стороной принципов поэтапности и взаимности;
активное участие в международных усилиях по поиску решений острых конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке – в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Ливане, по снижению экстремистской и террористической угроз;
противодействие угрозам, исходящим с территории Афганистана, принятие и реализацию мер в случае негативного влияния ситуации в Афганистане на Центрально-Азиатский регион, укрепление международных усилий на афганском направлении;
дальнейшее развитие Организации Договора о коллективной безопасности как инструмента поддержания региональной безопасности;
3) продолжить углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств, выделив как приоритетные:
создание благоприятных условий для дальнейшего развития государств – участников Содружества Независимых Государств, укрепление добрососедских отношений, наращивание сотрудничества в гуманитарной сфере с целью сохранения исторических, культурных и духовных ценностей народов;
углубление сотрудничества Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза, развитие его взаимодействия с третьими странами;
4) укреплять потенциал и повышать эффективность деятельности Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности;
5) наращивать взаимодействие в БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества, учитывая российское председательство в них в 2015 году, а также в «Группе двадцати»;
6) укреплять позиции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях обеспечения безопасности и сотрудничества, более динамичного развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке;
7) активнее задействовать потенциал субъектов Российской Федерации при реализации внешнеполитических задач, в том числе через использование координационных механизмов Совета глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, содействовать вовлечению Республики Крым и города федерального значения Севастополя в процессы межрегионального сотрудничества.
3. Рекомендовать членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) активнее использовать свои возможности в рамках делегаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в делегациях Федерального Собрания Российской Федерации в Межпарламентском союзе, Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества и других для информирования международного сообщества о российской точке зрения на актуальные международные события, для эффективного отражения российских подходов в итоговых резолюциях и рекомендациях этих форумов. В связи с этим следует также максимально усилить подготовительную работу в межсессионный период, в том числе для консультаций и согласований с парламентскими делегациями других стран, координации действий с делегациями государств –участников Содружества Независимых Государств;
2) усилить информационную работу в составе миссий международных наблюдателей в мониторинге за проведением президентских и парламентских выборов в иностранных государствах;
3) всесторонне рассматривать в рамках парламентских слушаний, «круглых столов», заседаний экспертных советов и иных мероприятий актуальные проблемы международной политики для внесения конструктивных практических рекомендаций и предложений по актуальным вопросам внешней политики.
4. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2016 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
3 июня 2015 года
№ 211-СФ