Заслушав информацию руководителя Федеральной таможенной службы о задачах Федеральной таможенной службы в условиях функционирования Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
ЕАЭС начинает свою деятельность в условиях существенного ухудшения мировой экономической конъюнктуры и введения экономических санкций в отношении Российской Федерации.
Основными задачами таможенных органов в целях повышения эффективности функционирования ЕАЭС в настоящее время являются организация таможенного контроля в связи с присоединением к этому интеграционному сообществу Республики Армения и предстоящим вступлением в ЕАЭС Киргизской Республики, а также дальнейшее совершенствование таможенного администрирования.
В 2014 году был подготовлен проект Таможенного кодекса ЕАЭС, который устанавливает единый подход к таможенному регулированию внешнеэкономической деятельности государств –членов ЕАЭС. Проект Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает существенное упрощение порядка совершения таможенных операций с учетом международных стандартов и мировой практики. Вводятся конкретные нормы, предусматривающие приоритет электронного таможенного декларирования; возможность представлять в таможенные органы только декларацию на товары; возможность совершения таможенных операций информационной системой автоматически без участия должностных лиц таможенных органов (технология автоматического выпуска товаров); применение механизма «единого окна» при совершении таможенных операций; сокращение сроков выпуска товаров; усовершенствование института уполномоченного экономического оператора; централизацию таможенных и иных платежей на уровне Федеральной таможенной службы.
Важным шагом на пути к реализации основополагающего принципа ЕАЭС – свободы движения товаров на едином рынке ЕАЭС станет отмена с 1 января 2020 года института резидентства, что позволит существенно упростить осуществление внешнеторговых операций, а также сократить финансовые издержки участников внешнеэкономической деятельности.
В целях повышения эффективности функционирования ЕАЭС важно установление постоянного консолидированного обмена информацией, необходимой для осуществления таможенного контроля, который позволил бы более тщательно отслеживать товарные потоки во взаимной торговле государств – членов ЕАЭС.
В настоящее время Федеральной таможенной службой совместно с Евразийской экономической комиссией и партнерами по ЕАЭС проводится работа по созданию единой транзитной системы и единых гарантийных механизмов при транзите товаров. Такая система сократит зависимость транзита по территории ЕАЭС от действий иностранных государств и международных организаций.
Вместе с тем таможенные органы государств – членов ЕАЭС по‑разному применяют систему управления рисками, в том числе при контроле таможенной стоимости товаров, вследствие чего происходит «перетекание» оформления ранее проходивших через российскую границу товаров в государства – члены ЕАЭС с более низким уровнем их таможенной стоимости.
Одним из ключевых условий обеспечения макроэкономической стабильности ЕАЭС является развитие внешней и взаимной торговли. В целях создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности за последние годы Федеральной таможенной службой проведена большая работа по совершенствованию таможенного администрирования в рамках планов мероприятий (»дорожных карт») национальной предпринимательской инициативы.
Наиболее значимыми достижениями Федеральной таможенной службы в отношении совершенствования таможенного администрирования являются ускорение прохождения таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за счет введения предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза; уменьшение количества документов, запрашиваемых таможенными органами у декларанта в бумажном виде; сокращение срока информирования участников внешнеэкономической деятельности о движении уплаченных ими денежных средств; категорирование участников внешнеэкономической деятельности на основе системы управления рисками.
Результативность работы российских таможенных органов имеет первостепенное значение для пополнения доходной части федерального бюджета. В 2014 году Федеральная таможенная служба обеспечила поступление администрируемых ею платежей в объеме, превышающем 50 процентов доходов федерального бюджета.
Вместе с тем следует обратить внимание на необходимость ужесточения контроля за ввозом товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Общая сумма указанных льгот в 2014 году составила 536,5 млрд. рублей.
В условиях Единого экономического пространства Федеральная таможенная служба должна постоянно совершенствовать методы своей работы в соответствии с современными требованиями к осуществлению внешнеэкономической деятельности, а также гармонизировать свою деятельность с таможенными органами других государств – членов ЕАЭС в целях обеспечения доходных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной таможенной службы о задачах Федеральной таможенной службы в условиях функционирования ЕАЭС.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 377406–6 «О внесении изменений в статьи 190 и 191 Федерального закона „О таможенном регулировании в Российской Федерации“;
№ 654634–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования вопросов, связанных с применением таможенной процедуры свободного склада»;
№ 669214–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях»;
№ 684157–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
продолжить работу по гармонизации законодательства Российской Федерации с законодательствами других государств – членов ЕАЭС;
завершить процедуру внутригосударственного согласования проекта Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС;
активизировать работу по созданию единой транзитной системы в рамках ЕАЭС и единых гарантийных механизмов при транзите товаров;
обеспечить реализацию функционирования института свободного склада на территории Российской Федерации;
рассмотреть возможность сокращения количества кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в целях унификации ставок таможенных пошлин государств – членов ЕАЭС;
решить вопрос о благоустройстве пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на российско-украинском участке на территории полуострова Крым;
продолжить работу по совершенствованию таможенного администрирования в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза растений и животных, сельскохозяйственной продукции и продовольствия, продукции растительного и животного происхождения;
рассмотреть вопрос о восстановлении условий благоприятствования трансграничной торговле племенным скотом в субъектах Российской Федерации, расположенных на юго-востоке страны (Алтайский край, Республика Алтай), на российско-монгольском участке государственной границы Российской Федерации, включая обустройство транспортных коридоров, мест проведения совместных упрощенных процедур таможенного и ветеринарного контроля;
проработать вопрос об установлении в рамках ЕАЭС единых требований к заполнению и представлению статистических форм учета перемещения товаров во взаимной торговле и ответственности за их непредставление.
4. Рекомендовать Федеральной таможенной службе:
усилить таможенный контроль за товарами, выпущенными в свободное обращение;
наладить эффективный контроль за ввозом товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
исключить возможность рассылки таможенной декларации на одну и ту же партию товаров на несколько таможенных постов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2016 года.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
15 апреля 2015 года
№ 140-СФ