Рассмотрев в рамках Дней Республики Крым в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 24–25 марта 2015 года, вопросы интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую системы Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого должны были быть урегулированы вопросы интеграции.
Основным направлением деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Крым в переходный период стала подготовка нормативных правовых актов, предусматривающих интеграцию Республики Крым в правовую систему Российской Федерации. В этих целях принят ряд федеральных законов, регулирующих вопросы функционирования финансовой системы, систем пенсионного обеспечения, образования и других на территории Республики Крым. Государственным Советом Республики Крым принято 155 законодательных актов, обеспечивающих приведение законодательства Республики Крым в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сформировано 279 муниципальных образований, включая 14 муниципальных районов, 11 городских округов, 4 городских поселения и 250 сельских поселений. В связи с тем, что на территориях городских округов Алушта, Армянск, Евпатория, Симферополь, Судак, Феодосия, Ялта расположены не являющиеся муниципальными образованиями населенные пункты, в которых ранее функционировали 39 сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов, возникла проблема обеспечения граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, отдельными государственными и муниципальными услугами.
Наибольшую сложность представляет интеграция Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации, которая сдерживается действием таких негативных факторов, как ограничение внешних рынков, снижение экспортно-импортных операций, нарушение логистических связей, увеличение транспортных расходов, необходимость адаптации предприятий к российским производственным стандартам, принятие решений собственниками предприятий о прекращении хозяйственной деятельности на территории республики. В результате по итогам 2014 года в Республике Крым произошло сокращение объемов инвестиций в основной капитал на 57,5 процента, промышленного производства – на 10 процентов, пищевой промышленности – на 20 процентов.
Дополнительной проблемой стало прекращение подачи воды в систему Северо-Крымского канала, что негативно отразилось на ситуации в аграрной сфере, обеспечении питьевой водой и водой для хозяйственно-бытовых нужд.
В республике производится лишь пятая часть потребляемой электроэнергии и в 2014 году этот показатель сократился
на 12,7 процента, что связано с недостатком генерирующих мощностей и износом распределительных электрических и тепловых сетей, высоким уровнем субсидирования тарифов.
Для устойчивого поступательного развития республики целесообразно разработать эколого-географические (ландшафтные) прогнозы с использованием знания российских школ ландшафтоведения и европейского опыта территориального и ландшафтного планирования.
Важное значение для обеспечения социально-экономического развития Республики Крым имеет туристско-рекреационная инфраструктура. Республика обладает значительным туристским потенциалом, комфортными климатическими условиями для санаторно-курортного лечения и рекреации. Интеграция ее туристской сферы в профессиональное туристское сообщество Российской Федерации позволит максимально снизить риски переходного периода и активно развивать туристские услуги на внутреннем и международном рынках.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 726832–6 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ „Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации“;
№ 715037–6 «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменения в Федеральный закон „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
разработать порядок реализации инвестиционных проектов, предусматривающий модернизацию Симферопольской, Камыш-Бурунской, Сакской тепловых электростанций на возвратной основе, в целях последующего возмещения инвестиционных затрат;
рассмотреть вопрос об обеспечении эксплуатации объектов размещения и утилизации твердых коммунальных отходов в Республике Крым до их включения в государственный реестр объектов размещения отходов, установив срок включения в указанный реестр;
рассмотреть возможность внесения изменений в федеральную целевую программу «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 922, в части включения в нее мероприятий по строительству и реконструкции водонакопительных сооружений мелиоративных систем в Республике Крым;
поручить Министерству энергетики Российской Федерации и субъектам электроэнергетики предусмотреть в инвестиционных программах естественных монополий и предприятий энергетики мероприятия, направленные на модернизацию энергосистем Республики Крым, в том числе сетевой инфраструктуры и генерирующих объектов, которые обеспечивают независимость от поставок электроэнергии из Украины;
ускорить рассмотрение и утверждение правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» на организацию перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении на территорию Крымского федерального округа и в обратном направлении в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации „Развитие транспортной системы“;
рассмотреть вопрос о целесообразности функционирования Керченской паромной переправы как единого транспортного узла, требующего централизованного управления в интересах обеспечения безопасной, бесперебойной и эффективной работы, в соответствии с планом-графиком, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козаком;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации об особенностях проектирования и строительства транспортного перехода через Керченский пролив, а также реализации проектов строительства автодорожных и железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив;
ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О регулировании градостроительных и земельных отношений при реализации проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему»;
рассмотреть вопрос о формировании на территории Республики Крым сети автомобильных дорог федерального значения;
обеспечить контроль за рациональным расходованием бюджетных средств, направляемых на развитие дорожного комплекса в рамках реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790;
включить в программу развития Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского создание Крымского международного ландшафтного центра;
рассмотреть возможность внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации:
от 19 декабря 2014 года № 1420 «Об установлении
на 2015 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации» в части установления
до 70 процентов допустимой доли иностранных работников, используемых в розничной торговле Республики Крым; от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в части закрепления особенностей государственного регулирования органами исполнительной власти Республики Крым тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также в части предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, связанных с сезонным различием объемов водопотребления и водоотведения в обычный и курортно-оздоровительный периоды; от 5 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» в части установления особенностей разработки, утверждения и актуализации муниципальных схем водоснабжения и водоотведения с учетом необходимости установления полномочия органа исполнительной власти Республики Крым по разработке и утверждению единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации».
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации рассмотреть вопрос о компенсационных выплатах по вкладам, открытым после 2 апреля 2014 года в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действовавших на территории Республики Крым, до принятия Центральным банком Российской Федерации решения о прекращении их деятельности.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти Республики Крым:
разработать комплекс мер, направленных на обеспечение функционирования системы Северо-Крымского канала;
разработать меры, предусматривающие развитие материально-технической базы лабораторий, осуществляющих проведение исследований (испытаний) и экспертизы пищевой продукции животного и растительного происхождения;
принять меры, направленные на повышение конкурентоспособности крымского туристского продукта, более эффективное использование туристско-рекреационного потенциала Республики Крым, в том числе за счет развития различных видов туризма – лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, делового, круизного, молодежного, детского, событийного, спортивного, этнографического, экологического и других;
организовать работу по созданию многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг на территории Республики Крым.
5. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации изучить вопрос о целесообразности подготовки изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих возможность принятия до 18 марта 2017 года Арбитражным судом Республики Крым, Арбитражным судом города Севастополя, Двадцать первым Арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Центрального округа и Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству лиц, участвующих в деле, в качестве письменных доказательств документов, составленных полностью или частично на украинском языке без заверенного перевода на русский язык, если указанные документы составлены на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
6. Рекомендовать органам власти Республики Крым:
продолжить работу с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, по подготовке документов, необходимых для предоставления Республике Крым на возмещение межтарифной разницы;
рекомендовать уполномоченным органам в сфере тарифного регулирования в следующем периоде тарифного регулирования установить двухставочные тарифы на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Республики Крым;
разработать и утвердить региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также схемы тепло- и водоснабжения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
проводить информационную работу с потребителями электроэнергии по вопросам ее рационального использования и применению многоставочных приборов учета электрической энергии;
осуществить реализацию мероприятий по обеспечению питьевой водой и водой для хозяйственно-бытовых нужд;
разработать меры, стимулирующие создание условий для технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, а также направленные на поддержку развития социальной инфраструктуры в сельской местности с целью улучшения демографической ситуации и снижения оттока трудоспособного населения;
завершить формирование нормативной правовой базы, необходимой для обеспечения функционирования дорожной сети Республики Крым;
ускорить проведение предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур, направленных на установление прав собственности на дороги, входящие в состав дорожной сети Республики Крым, а также на их инвентаризацию и паспортизацию для обеспечения возможности осуществления дорожной деятельности в части использования автомобильных дорог общего пользования местного значения;
ускорить работу по проектированию и последующему строительству автомобильных и железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив;
обеспечить развитие маршрута «Симферополь — Севастополь — Керченский транспортный переход»;
обеспечить контроль за эффективным использованием средств, направляемых на дорожную деятельность;
принять активное участие в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317;
разработать и утвердить региональную стратегию (программу) действий в интересах детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
7. Профильным комитетам Совета Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта федерального закона, устанавливающего:
особенности хранения и использования архивов, сформированных при совершении нотариальных действий органами местного самоуправления до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации;
в случае отсутствия нотариуса в населенном пункте, входящем в состав городского округа, право специального уполномоченного должностного лица местного самоуправления городского округа совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2015 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
9. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2015 года.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
15 апреля 2015 года
№ 138-СФ