Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 апреля 1996 года Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Отклонить Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следующих членов Совета Федерации: Муху Виталия Петровича (сопредседатель), Лисецкого Петра Ивановича, Устюгова Валерия Николаевича, Шабанова Ивана Михайловича.
3. Поручить членам согласительной комиссии от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своей работе руководствоваться замечаниями, изложенными в заключении Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики по Федеральному закону
»Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (прилагается), а также замечаниями, высказанными в ходе обсуждения указанного Федерального закона на заседании Совета Федерации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ
Москва
15 мая 1996 года
№ 182-СФ
Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 15 мая 1996 года
№ 182-СФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики по Федеральному закону «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»
Рассмотрев Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее — Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 апреля 1996 года, Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики отмечает следующее.
Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, так как он затрагивает вопросы формирования федерального бюджета и вносит дополнения в налоговую систему.
Закон является концептуальным продолжением федеральных законов О континентальном шельфе Российской Федерации и О соглашениях о разделе продукции, определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами России.
Не вызывают сомнения основные принципы, заложенные в Законе:
природные ресурсы исключительной экономической зоны относятся исключительно к ведению Российской Федерации;
управление и распоряжение природными ресурсами исключительной экономической зоны относятся исключительно к компетенции специально уполномоченных на то органов исполнительной власти;
платность пользования природными ресурсами исключительной экономической зоны с учетом особых экономических интересов малочисленных народов и этнических общностей, проживающих в районах Севера и Дальнего Востока, и населения субъектов Российской Федерации, проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации.
Наряду с отмеченными бесспорными нормами, в Законе содержатся и спорные положения.
Необходимо исключить пункт 24 из статьи 7, поскольку федеральный орган государственной власти не вправе разрешать какие‑либо споры в исключительной экономической зоне, так как это прерогатива судебных органов.
В связи с тем, что заявители после получения лицензии на промысел живых ресурсов в исключительной экономической зоне становятся лицензиатами, в части первой статьи 12 целесообразно заменить слово заявители на слово лицензиаты, что вытекает из постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 О лицензировании отдельных видов деятельности.
В статье 34 Закона вводится новый вид сборов, не получивший отражения в Законе Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Введение системы платежей за информацию о неживых ресурсах, сбора за выдачу лицензии на пользование неживыми ресурсами, платы за пользование живыми и неживыми ресурсами противоречит концепции разрабатываемого в настоящее время Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего сокращение налогов.
В Законе не предусмотрен также порядок определения размеров и условий взимания сборов, штрафов и иных платежей.
Вызывает сомнение возможность стимулирования работников органов охраны в исключительной экономической зоне (статья 38) в виде предоставления им льготных кредитов, поскольку не указаны источники финансирования такого кредитования и механизм его реализации.
В целом содержание статьи 38 Закона должно быть соотнесено с законодательством Российской Федерации о федеральном бюджете, налоговой системе и бухгалтерском учете.
Целесообразно исключить из Закона часть третью статьи 40, так как предусмотренные ею вопросы возмещения ущерба должны решаться в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики рекомендует в соответствии с частью 5 статьи 108 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отклонить Федеральный закон Об исключительной экономической зоне Российской Федерации, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.