Документы

Постановление

О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации

Обсудив положение в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации (далее — уголовно-исполнительная система), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что, несмотря на усилия, предпринимаемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по стабилизации положения в уголовно-исполнительной системе, обстановка, в которой вынуждены строить свою работу учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, остается крайне тяжелой.

В следственных изоляторах и исправительных учреждениях не созданы условия содержания, отвечающие требованиям санитарно-гигиенических норм и международным стандартам, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания, широко распространены сердечно-сосудистые, инфекционные и венерические заболевания, психические расстройства, увеличивается смертность. Только за два последних года от болезней умерли около 16 тысяч человек, зафиксированы случаи смерти от дистрофии. Характер эпидемии приобрела заболеваемость туберкулезом. В настоящее время этим опасным недугом страдают свыше 90 тысяч человек. При этом более
25 тысяч больных содержатся вместе со здоровыми. Показатель заболеваемости туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы превысил в 1997 году аналогичный показатель по стране в 54 раза, а показатель смертности — в 28 раз. Для надлежащей организации лечения недостает диагностической аппаратуры и лекарственных препаратов. На медицинское обслуживание одного человека, содержащегося в местах лишения свободы, отпускается в 2 раза меньше средств, чем в системе Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются тысячи неизлечившихся туберкулезных больных, которые в большинстве случаев остаются вне поля зрения территориальных органов здравоохранения. Этот фактор осложняет и без того напряженную эпидемиологическую ситуацию в стране, представляет серьезную угрозу национальной безопасности.

Основными причинами сложившейся обстановки являются крайне неудовлетворительное и постоянно сокращающееся финансирование уголовно-исполнительной системы, отсутствие должного исполнения Министерством финансов Российской Федерации поручений Правительства Российской Федерации по выделению средств для стабилизации положения в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

Если в 1996 году потребность уголовно-исполнительной системы в финансах была удовлетворена на 66 процентов, то в 1997 году — только на 34 процента. За одиннадцать месяцев 1998 года фактическое финансирование из федерального бюджета составило 38 процентов от минимальных потребностей системы. Более того, в июле — октябре 1998 года полностью прекратилось выделение бюджетных ассигнований на содержание заключенных под стражу и осужденных, что не позволило своевременно закупить продовольствие и топливо на осенне-зимний период 1998/99 года.

Фактически проваленной оказалась федеральная целевая программа «Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений (на период до 2000 года)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1231. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых на ее реализацию, за последние три года уменьшился в 7 раз и составляет менее 3 процентов от предусмотренного. В результате следственные изоляторы переполнены почти в 1,5 раза от установленного лимита, около 100 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не имеют спальных мест.

Из‑за отсутствия финансирования не исполняется Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 970.

Нарушение требований законодательства при содержании заключенных под стражу и осужденных в местах лишения свободы, попрание их прав формируют негативное общественное мнение, дискредитируют не только российскую уголовно-исполнительную систему, но и само государство перед Советом Европы, другими международными организациями, порождают недовольство указанных лиц, провоцируя их на социальный взрыв, который может произойти в любой момент.

Вместе с тем ухудшилось и без того трудное материальное положение сотрудников уголовно-исполнительной системы. Заработная плата им своевременно и в полном объеме не выплачивается, а ее уровень в условиях финансового кризиса не обеспечивает их социальной защищенности.

Считая, что положение в уголовно-исполнительной системе вышло за рамки ведомственных проблем Министерства юстиции Российской Федерации и возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Признать положение в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы критическим и требующим незамедлительного принятия мер по соблюдению законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных.

2. Отметить, что данные Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы обязательства по безотлагательному улучшению условий содержания в местах лишения свободы не выполняются.

3. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на непринятие действенных мер по исполнению постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июня 1996 года № 229-СФ «О положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и предложить:

разработать в 1999 году концепцию по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы, основными направлениями которой должны стать реорганизация деятельности мест лишения свободы, совершенствование нормативно-правовой базы их функционирования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации по защите прав и свобод человека;

осуществить меры по полному погашению задолженности уголовно-исполнительной системы перед поставщиками по состоянию на 1 января 1999 года;

изыскать дополнительные возможности для финансирования в полном объеме федеральной целевой программы «Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений (на период до 2000 года)», продлив срок ее действия до 2005 года, и Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года;

разработать и утвердить в 1999 году федеральную целевую программу реструктуризации и реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы;

принять неотложные меры по оказанию специализированной противотуберкулезной помощи учреждениям уголовно-исполнительной системы с учетом мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 — 2004 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998 года № 582. При этом включить в качестве государственного заказчика программы и Министерство юстиции Российской Федерации;

рассмотреть в 1999 году вопрос о внесении соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в порядке законодательной инициативы внести его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Рекомендовать законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

срочно разработать и принять региональные программы по поддержке уголовно-исполнительной системы, в которых предусмотреть размещение обязательных заказов на предприятиях ее промышленного сектора;

освободить учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы от налогов и платежей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

5. Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам подготовить в порядке законодательной инициативы и внести на рассмотрение Совета Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:

внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся вопросов стабилизации положения в уголовно-исполнительной системе;

ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести;

снятие ограничений в получении осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей, а также в приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости.

6. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

предусмотреть при рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» выделение ассигнований, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность уголовно-исполнительной системы с учетом передачи в ее ведение дополнительных функций конвоирования, этапирования и медицинского обеспечения заключенных под стражу и осужденных;

рассмотреть вопрос об объявлении амнистии для некоторых категорий лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

7. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими правоохранительными органами выработать согласованную позицию о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части возможной замены лишения свободы другими видами наказаний и представить соответствующий проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для внесения его в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

8. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации до внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации усилить прокурорский надзор за обоснованностью применения в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, особенно в отношении несовершеннолетних, женщин и пожилых людей. Чаще практиковать применение таких мер пресечения, как подписка о невыезде, личное поручительство и залог.

9. Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой проанализировать в 1999 году соблюдение судами предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения уголовных дел и вынести этот вопрос на обсуждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

10. Направить настоящее постановление Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации


Е.С.СТРОЕВ

Москва
24 декабря 1998 года
№567-СФ