Уважаемый Борис Николаевич!
Многовековая история нашего государства свидетельствует о том, что аграрный сектор всегда занимал одно из важных мест в экономике страны. В аграрной сфере России занято более
10 процентов трудоспособного населения, а в сельской местности проживает около 40 млн. человек.
Агропромышленный комплекс производит около
28 процентов внутреннего валового продукта России. Он поставляет более 70 процентов потребительских товаров. Положение дел в агропромышленном комплексе непосредственно влияет на социальную обстановку в обществе и продовольственную безопасность государства. Именно сельское население страны в годы тяжелейших испытаний являлось опорой российского государства. Крестьяне России во все времена укрепляли экономику страны и отстаивали свободу Отечества.
Вы знаете, уважаемый Борис Николаевич, что в настоящее время сельское население активно включилось в реализацию реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, надеясь, что результаты его нелегкого труда в новых экономических условиях принесут счастье и благополучие народу.
Однако проводимые реформы не дали желаемых результатов. Более того, по многим базовым отраслям сельское хозяйство оказалось отброшенным на 25 – 30 лет назад.
В 1997 году по сравнению с 1990 годом в хозяйствах всех категорий объем валовой сельскохозяйственной продукции сократился почти на 40 процентов. Снизилось плодородие почв. Большинство орошаемых и осушенных земель пришло в негодность. Резко упала продуктивность скота и птицы. Разрушается производственный потенциал. За последние годы сократилось приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями тракторов в 15 раз, зерноуборочных комбайнов — в 14, грузовых автомобилей — в 26, доильных установок — в 118 раз. Имеющиеся мощности отечественного сельскохозяйственного машиностроения используются на
8 – 12 процентов. Износ основных производственных фондов в сельском хозяйстве достиг 45 процентов, в том числе сельскохозяйственной техники — 70 процентов. Начиная с 1994 года выбытие фондов в 4 – 5 раз опережает их ввод.
В 1997 году по сравнению с 1990 годом капитальные вложения на развитие сельского хозяйства сократились почти
в 20 раз. Финансовые потери отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, образовавшиеся вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и поставляемые им материально-технические ресурсы, составляют 300 трлн. неденоминированных рублей. За последние 6 лет цены
на промышленные товары выросли в 8,4 тысячи раз, на энергоносители — в 15 тысяч раз, а на сельскохозяйственную продукцию — в 1,7 тысячи раз. Резко снизилась рентабельность сельскохозяйственного производства, доля убыточных хозяйств увеличилась с 3 до 81 процента. Сельскохозяйственные предприятия завершили 1997 год с убытком в 22,5 трлн. рублей, в то время как предприятия электроэнергетики и топливной промышленности получили прибыль свыше 50 трлн. рублей.
Одновременно с этим растут закупки продовольствия за рубежом. В 1997 году по сравнению с 1993 годом импорт мяса в Россию увеличился в 13 раз, в том числе мяса птицы — в 15 раз, молока — в 6 раз, сахара — в 2,1 раза. Всего в минувшем году за рубежом закуплено сельскохозяйственных продуктов и сырья на 13,7 млрд. долларов. Удельный вес импортных продуктов в питании населения составил: мяса и мясопродуктов — 34 процента, молока и молочных продуктов — 18 процентов, сахара (включая сырец) —
73 процента, масла растительного — 42 процента, рыбы
и рыбопродуктов — 37 процентов. Страна утратила продовольственную независимость.
Крайне тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей лишает их возможности осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. Большинство программ развития сельского хозяйства страны остаются невыполненными. Разрушается социальная сфера села.
Все это свидетельствует о том, что курс реформ в агропромышленном комплексе оказался ошибочным, реформы проводились без продуманной концепции, без правовой, организационной, экономической поддержки. Государство практически устранилось от управления происходящими процессами в аграрной сфере. Это привело к развалу производства и крайнему обнищанию сельских жителей.
В настоящее время агропромышленный комплекс находится в состоянии глубочайшего кризиса, неплатежеспособности. Дискредитирована сама идея проведения реформ в аграрной сфере. Поспешная ломка сложившегося в агропромышленном комплексе экономического механизма не только нарушила хозяйственные, технологические связи и нанесла большой урон производству, но и создала предпосылки деградации и вымирания сельского населения страны.
В этих условиях Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает необходимым изменить курс реформ в агропромышленном комплексе и в числе первоочередных мер рекомендует:
совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации ускорить разработку и принятие федеральных законов О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, О едином сельскохозяйственном налоге,
О социальном развитии села, Об инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса, пакета федеральных законов по вопросам земельных отношений;
установить государственное регулирование процессами развития агропромышленного комплекса, используя преимущественно экономические методы;
пересмотреть финансово-экономическую политику по отношению к агропромышленному комплексу как одному из приоритетных секторов экономики страны; принять в 1998 году меры по преодолению сложившихся диспропорций в товарообмене между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; обеспечить исполнение Федерального закона О государственном регулировании агропромышленного производства в части ограничения роста цен на материально-технические, энергетические и другие ресурсы и услуги, потребляемые предприятиями и организациями агропромышленного комплекса;
принять меры по установлению эффективного контроля за деятельностью естественных монополий, не допускать необоснованного завышения цен на топливно-энергетические ресурсы и прежде всего на природный газ, дискриминации сельских потребителей энергоресурсов;
обеспечить достаточную финансовую поддержку аграрного сектора экономики за счет средств федерального бюджета;
разработать в этих целях эффективный механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающий сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск и протекционизм иностранных государств, способствующий увеличению импорта продовольствия в Российскую Федерацию;
установить порядок распределения между субъектами Российской Федерации части средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в целях компенсации (до ставки кредитования, соответствующей условиям указанного фонда) платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей по процентным ставкам кредитов, получаемых ими у коммерческих банков для финансирования сезонных затрат;
выделить в первом полугодии 1998 года для обеспечения финансовыми ресурсами весенних полевых и других сезонных работ в полном объеме средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 1998 год на пополнение лизингового фонда и фонда льготного кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
обеспечить реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, других предприятий и организаций агропромышленного комплекса по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам, выданным в 1992 – 1994 годах, и начисленным по ним процентам, отсрочить погашение задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по товарному кредиту, выданному в 1995 году;
разработать особый порядок расчетов по ценным бумагам субъектов Российской Федерации, в которые переоформлена их задолженность по товарному кредиту 1996 года, предполагающий погашение указанных ценных бумаг за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 1998 год на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Проводить взаиморасчеты субъектов Российской Федерации с потребителями федерального продовольственного фонда путем поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
обеспечить в первом полугодии 1998 года погашение задолженности федерального бюджета на 1997 год предприятиям и организациям агропромышленного комплекса;
выработать механизм, обеспечивающий повышение эффективности использования дотаций и компенсаций товаропроизводителям агропромышленного комплекса за счет средств федерального бюджета;
изменить систему налогообложения, ввести единый земельный налог, предусматривающий резкое снижение налогового бремени;
обеспечить закупки отечественной сельскохозяйственной продукции в федеральный продовольственный фонд в объемах, необходимых для снабжения армии, силовых структур и спецпотребителей. Разработать в связи с этим систему балансов производства и потребления основных продуктов питания, довести до сельскохозяйственных товаропроизводителей государственные заказы (квоты) на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в указанный фонд. Добиться исполнения Федерального закона О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
обеспечить защиту отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования и количественных ограничений внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Разработать механизм перераспределения части средств от взимания таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, импортируемые в Российскую Федерацию, для реконструкции, перевооружения и государственной поддержки соответствующих отечественных производств. Считать необходимым условием вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию сохранение на переходный период, который должен обеспечить полную адаптацию отечественного агропромышленного производства к интеграции в мировой рынок, достаточного
уровня бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и принятие других мер, обеспечивающих конкурентоспособность производимой ими продукции;
разработать программу развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения на основе принципиально новой технической политики, включающей создание условий для привлечения в Россию иностранных инвесторов и зарубежных технологических фирм, а также создание совместных производств;
обеспечить проведение эффективной социальной политики, предусматривающей сохранение и опережающее развитие социальной сферы села;
разработать комплексную федеральную целевую программу улучшения условий жизни сельского населения, включающую меры по государственной поддержке строительства объектов жилищного и культурно-бытового назначения, газификации, электрификации, водоснабжения и по созданию производственных мощностей для строительства жилья в сельской местности.
Выражая беспокойство за судьбу агропромышленного комплекса России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращается к Вам, уважаемый Борис Николаевич, с просьбой пересмотреть с учетом предложений Совета Федерации стратегический курс проводимых в агропромышленном комплексе страны реформ и поручить Правительству Российской Федерации разработать меры по его реализации, а исполнение указанного поручения взять под личный контроль.
Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Москва
22 апреля 1998 года
№ 175-СФ