Документы

Постановление

О неотложных мерах по выводу из кризиса экономики и социальной сферы Севера Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что Север Российской Федерации играет важную стратегическую и геополитическую роль в обеспечении национальной безопасности страны. Экономика Севера имеет определяющее значение для стабилизации социально-экономической ситуации в России. Однако кризисные явления в экономике и социальной сфере Севера Российской Федерации продолжают обостряться: снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Быстро сокращаются разведанные запасы полезных ископаемых. Северные регионы, дающие пятую часть национального дохода и обеспечивающие основные валютные поступления страны, оказались поставленными на грань выживания.

В 1997 году в 18 из 27 субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, снизился объем промышленного производства, в 23 — более половины предприятий по итогам года оказались убыточными, в 18 — снизились реальные денежные доходы населения. В северных регионах, где проживает менее 16 процентов населения страны, суммарная задолженность по заработной плате составила
37 процентов от общей суммы задолженности по России, а численность безработных — 24 процента от числа всех безработных в стране.

Разрушается трудовой потенциал Севера Российской Федерации. Численность населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 1991 года сократилась на
 1 миллион человек. Около 70 процентов выехавших в другие районы страны составляют лица трудоспособного возраста, в основном это рабочие и специалисты ведущих отраслей экономики и социальной сферы. Выросло число пенсионеров (их удельный вес среди населения Севера Российской Федерации превысил
20 процентов), резко снизилась рождаемость, выросли заболеваемость и смертность, сократилась средняя продолжительность жизни, особенно коренных малочисленных народов.

Во многом это является следствием того, что проводимая экономическая политика не учитывает специфику Севера Российской Федерации, особенности формирования здесь рыночных отношений, необходимость создания хозяйствующим субъектам северных районов равных условий с хозяйствующими субъектами других регионов России. В налоговой системе, межбюджетных отношениях, ценовой политике не принимаются в расчет экстремальные условия хозяйствования на Севере Российской Федерации, высокая фондоемкость отраслей, требующих значительных капитальных вложений, повышенные издержки производства и затраты на жизнеобеспечение населения, необходимость перевозок больших объемов грузов на дальние расстояния при неразвитой транспортной сети. Однако многочисленные предложения по этим вопросам, содержащиеся в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обращениях органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации во внимание не принимаются.

Одновременно с этим фактически разрушена система государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов, ниже допустимого уровня сокращены бюджетные ассигнования на жизнеобеспечение населения, в том числе на организацию завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не исполняется Федеральный закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации„. Крайне медленно реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 года
№ 1664 “О реформировании системы государственной поддержки районов Севера„.

Чрезвычайная ситуация складывается во многих северных регионах и в 1998 году. До настоящего времени практически не начато предусмотренное Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год„ финансирование федеральных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие Севера. По состоянию на 1 июня 1998 года на государственную поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из федерального бюджета выделено всего 323,8 млн. рублей, или 12,3 процента от запланированного. В результате этого по сравнению с соответствующим периодом 1997 года в районы с ограниченными сроками завоза завезено продовольствия 75,1 процента, нефтепродуктов — 88,1 процента. Значительных средств требует ликвидация последствий разрушительных наводнений в Республике Саха (Якутия) и ряде других субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает, что, если в кратчайшие сроки не будет изменена государственная политика по отношению к Северу Российской Федерации, в его экономике и социальной сфере произойдут необратимые изменения, которые будут иметь катастрофические последствия для всей страны.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Предложить Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

разработать и осуществить комплекс неотложных мер по выводу из кризиса экономики и социальной сферы Севера Российской Федерации, учитывающих особые, экстремальные условия хозяйствования на северных территориях, а также значение этих территорий для социально-экономического развития страны;

создать для разработки указанных мер комиссию, состоящую из представителей Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей Правительства Российской Федерации и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в целях создания хозяйствующим субъектам северных районов равных условий с хозяйствующими субъектами других регионов России при доработке проекта Налогового кодекса Российской Федерации и реформировании межбюджетных отношений:

разработать особый порядок налогообложения предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в северных районах, который обеспечивал бы сокращение налоговой базы на величину затрат, связанных с действием объективных, вызывающих повышенные издержки производства, факторов;

предусмотреть повышенные нормативы амортизационных отчислений для предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на Севере Российской Федерации;

ввести пониженные дифференцированные налоговые ставки акцизов на подакцизные товары, производимые в северных районах для местного потребления;

предусмотреть возможность полного или частичного освобождения от налога на добавленную стоимость выполнения работ по строительству жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также выполнения работ по реализации целевых программ жилищного строительства для жителей указанных районов, переселяемых в другие регионы России;

установить порядок, в соответствии с которым часть акцизов на минеральное сырье направляется для формирования территориальных фондов воспроизводства природных ресурсов;

освободить от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин импортное сырье, материалы, оборудование и запасные части к нему, используемые в северных районах, производство которых в России отсутствует или осуществляется в недостаточных объемах;

ввести пониженные ставки налога на добавленную стоимость на продукцию сельского хозяйства и промышленности, поставляемую в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

освободить предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в северных районах, от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации продуктов переработки собственного сельскохозяйственного сырья, а также освободить от налогообложения доходы банков, полученные от предоставления кредитов предприятиям агропромышленного комплекса Севера;

освободить от уплаты всех федеральных налогов и других обязательных платежей предприятия, занимающиеся традиционными для коренных малочисленных народов Севера видами хозяйственной деятельности, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в местах компактного проживания этих народов;

исключить из проекта Налогового кодекса Российской Федерации сбор за право пользования водными биологическими ресурсами для российских налогоплательщиков.

3. Предложить Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов “О районировании Севера Российской Федерации„ и “О государственной финансовой поддержке завоза нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности„, предусмотрев положение об обязательном включении отдельной строкой в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год ассигнований на государственную поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

разработать механизм финансирования государственных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях„;

разработать прогноз перспективного развития приоритетных ресурсоемких отраслей отечественной промышленности с целью определения потребностей развития добывающих отраслей северных регионов;

совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления соответствующих субъектов Российской Федерации определить для каждого северного региона объемы и формы федеральной поддержки, необходимые для обеспечения соответствия уровня жизни населения этих регионов уровню жизни населения, проживающего в средней полосе России;

ускорить работу по реализации в полном объеме постановления Правительства Российской Федерации от
 31 декабря 1997 года № 1664 “О реформировании системы государственной поддержки районов Севера„;

разработать дифференцированный механизм для Северо-Восточной части страны, Севера Сибири и Европейского Севера России, обеспечивающий приоритетность поставок в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности продовольствия, нефтепродуктов, топлива и другой продукции, в том числе определить коэффициенты транспортных затрат по каждому населенному пункту;

предусмотреть нормативы государственного резерва для арктических и других северных районов Российской Федерации, обеспечивающие в зимний период хранение запасов продукции в объемах не менее трехмесячной потребности;

решить вопросы создания в северных регионах таможенных складов под нефтепродукты;

провести совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работу по разграничению и взаимному делегированию полномочий по вопросам владения, пользования и распоряжения землей и недрами при разработке полезных ископаемых на суше и континентальном шельфе. Для привлечения инвестиций разработать механизм использования в условиях Севера залога права пользования недрами в качестве государственной гарантии;

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, направленные на упрощение механизма принятия решений об использовании месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, а также на расширение прав и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при заключении и реализации таких соглашений;

обеспечить ускоренное развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, разработать и утвердить положение о совершении сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Российской Федерации;

ускорить разработку механизма поддержки северных товаропроизводителей, обеспечивающих федеральные и региональные государственные нужды и участвующих в решении социальных задач;

рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти северных регионов бульших полномочий в решении вопросов распределения и выдачи квот на добычу биоресурсов моря в целях поддержки наиболее депрессивных из них;

ввести, используя меры государственного регулирования, льготные тарифы на железнодорожные, водные и авиационные перевозки грузов и пассажиров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также на электроэнергию, используемую на производственные нужды и жизнеобеспечение населения этих районов. Предусмотреть возможность применения зональных тарифов на электрическую и тепловую энергию;

определить механизм дотирования перевозок региональными авиационными предприятиями для северных территорий, не имеющих других видов транспорта;

выделять в необходимых объемах при применении ускоренной процедуры банкротства в отношении предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся градообразующими, средства на переселение работников этих предприятий и членов их семей в другие регионы страны или предоставлять им субсидии в размере не ниже прожиточного минимума, установленного для данной территории;

разработать совместно с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации эффективный (с учетом рыночных условий) механизм социальных гарантий и государственной поддержки традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Определить размеры затрат, необходимых для повышения уровня жизни этих народов до среднероссийского, предусмотреть покрытие этих затрат за счет бюджетов всех уровней;

усилить государственное регулирование деятельности и развития арктической транспортной системы. Восстановить единую систему управления навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения безопасности Северного морского пути. Провести мероприятия по формированию консолидированного внебюджетного фонда содержания и строительства ледокольного флота;

разработать порядок определения размеров субсидий с учетом местных условий и формы их предоставления предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

поручить Министерству путей сообщения Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подготовить предложения о закрытии временных поселков и населенных пунктов, образованных в период строительства Байкало-Амурской магистрали;

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры, в том числе обеспечивающие государственную финансовую поддержку, по ускорению ввода в эксплуатацию строящихся в северных районах объектов энергоснабжения, освоению местных топливных ресурсов, использованию нетрадиционных источников энергии;

обеспечить при ликвидации или передислокации воинских частей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, переселение в другие регионы страны всех военнослужащих этих частей, в том числе увольняемых в запас, и членов их семей. Разработать порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления высвобождающихся при ликвидации или передислокации воинских частей объектов инфраструктуры, имущества и техники;

провести в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перепись населения и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации перерегистрацию хозяйствующих субъектов всех форм собственности;

рассмотреть возможность проведения внеочередной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или выехавшим из них не ранее 1 января 1992 года.

4. Признать необходимость принятия экстренных мер для обеспечения подготовки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к осенне-зимнему периоду. В связи с этим:

а) предложить Правительству Российской Федерации:

обеспечить в полном объеме и в установленные сроки предусмотренное Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год„ финансирование мероприятий по завозу нефти, нефтепродуктов и топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

рассмотреть вопрос о правомерности величины взимаемой платы ледокольным флотом и другими транспортными предприятиями-монополистами, осуществляющими завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

предоставить в первоочередном порядке соответствующим субъектам Российской Федерации субсидии для выплаты работникам бюджетной сферы отпускных и денежных средств на приобретение ими билетов для проезда к местам летнего отдыха;

определить перечень закрывающихся населенных пунктов, предприятий и шахт, принять экстренные меры по обеспечению до наступления осенне-зимнего периода переселения граждан из этих населенных пунктов, в том числе решить вопрос о выделении необходимого количества контейнеров для перевозки личных вещей;

обеспечить финансирование президентских и федеральных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие районов Севера, поддержание экономики и культуры коренных малочисленных народов;

выделить в полном объеме предусмотренные в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 1998 год„ средства на жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

провести ревизию задолженностей соответствующих субъектов Российской Федерации федеральному бюджету и осуществить их переоформление или списание в установленном порядке;

исключить из расчетов доходов бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации налоговые поступления ликвидированных и закрывающихся предприятий при определении объемов финансовой поддержки этим субъектам из средств федерального бюджета;

б) предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона “О переоформлении задолженности по ссудам, выданным субъектам Российской Федерации в 1994 и
 1995 годах из федерального бюджета на досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности„, внесенного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в декабре
1997 года;

в) рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации усилить контроль за целевым использованием и экономным расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование мероприятий по завозу продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также принять меры по обеспечению возврата в региональные фонды средств, поступающих в погашение бюджетных ссуд, выданных на эти цели из федерального бюджета в прошлые годы;

г) обратиться к Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предпринимательским кругам России с предложением оказать Республике Саха (Якутия) и ряду других северных регионов, пострадавших от разрушительных наводнений, необходимую помощь для ликвидации их последствий.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ

Москва
10 июня 1998 года
№ 242-СФ