Документы

Постановление

О состоянии геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы

Рассмотрев вопрос о состоянии геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Правительство Российской Федерации в последние годы уделяет значительное внимание формированию нормативно-правового обеспечения в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Были поддержаны и реализованы предложения палаты, содержащиеся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 октября 2008 года № 347-СФ «О состоянии геологического изучения недр в Российской Федерации». В частности, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года
№ 322 государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», включающая подпрограмму «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр».

В целях обеспечения комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы создано открытое акционерное общество «Росгеология». Увеличился объем финансирования геолого-разведочных работ, выполняемых как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств пользователей недр. Особо следует отметить, что при введении с 1 января 2002 года налога на добычу полезных ископаемых
50 процентов упраздняемых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы были оставлены горнодобывающим компаниям для самостоятельного проведения геологического изучения недр. Однако практически неизвестно, как полно и эффективно используются указанные средства.

Несмотря на положительную динамику в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы основных видов полезных ископаемых, остается острой проблема исчерпания поискового задела, что обусловлено низкими объемами геологического картирования, поисковых, тематических и прикладных научно-исследовательских работ. Среди других нерешенных проблем следует отметить недостаточность общей геологической изученности территории страны, отсутствие в резерве у государства крупных и средних месторождений полезных ископаемых, снижение размера вновь открываемых месторождений полезных ископаемых, незавершенность организационного формирования государственного сектора геологической отрасли и неудовлетворительное техническое состояние входящих в него геолого-разведочных организаций, утрату значительной части научно-технологического потенциала, старение и дефицит кадров.

На российском рынке сервисных услуг в сфере геологии активизировали свою деятельность зарубежные компании. Возрастает зависимость отечественных геологических организаций от поставок импортного оборудования и программных средств, снижается уровень национального контроля за использованием геологической информации.

В этих условиях государственная политика должна быть направлена на кратное расширение геологической съемки, поисково-оценочных работ и освоение новых залежей, площадей, участков и провинций всех видов полезных ископаемых при максимальном использовании отечественных оборудования, технологий и программного обеспечения обработки геологической информации.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Предложить Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы в Дальневосточном федеральном округе и Крымском федеральном округе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», а также выделения бюджетных ассигнований на техническое перевооружение государственных геологических организаций;

2) продолжить работу по реформированию научных организаций, осуществляющих научно-аналитическое обеспечение выполнения возложенных на Федеральное агентство по недропользованию государственных функций по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, путем их преобразования в специализированные федеральные бюджетные учреждения, ориентированные на выполнение государственных задач по управлению фондом недр и сохранение кадрового потенциала;

3) ускорить решение вопроса о присоединении к открытому акционерному обществу «Росгеология» государственных геологических организаций, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 1111-р;

4) провести анализ расходования средств, оставленных с 2002 года горнодобывающим компаниям для самостоятельного проведения геологического изучения недр, и при необходимости подготовить предложения по повышению эффективности их использования для геологических поисков и оценки новых месторождений полезных ископаемых;

5) предусмотреть возможность применения мер экономического стимулирования геолого-разведочных работ, в том числе разработку законодательных предложений о праве вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых экономически обоснованных, документально подтвержденных и фактически понесенных затрат на отдельные виды поисково-оценочных работ, а также об обязательном включении в лицензию условия о рассрочке разовых платежей за пользование недрами в случае ее предоставления лицу, открывшему месторождение;

6) рассмотреть с участием Центрального банка Российской Федерации возможность разработки мер, направленных на привлечение дополнительных источников финансирования для проведения геолого-разведочных работ на ранних стадиях геологического изучения недр;

7) продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части:

предоставления участка недр для геологического изучения на основании заявки пользователя недр при условии выполнения работ за счет его собственных средств;

установления пользователю недр, проведшему за счет собственных средств региональное геологическое изучение недр, приоритетного права на дальнейшее геологическое изучение, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

комплексного геологического изучения недр и конкретизации прав пользователя недр на все открытые им полезные ископаемые;

предоставления возможности пользователю недр, открывшему за счет собственных средств новые запасы полезных ископаемых и осуществившему постановку их на государственный баланс запасов полезных ископаемых, переуступить на возмездной основе право на разведку и добычу этих запасов полезных ископаемых другому пользователю недр;

исключения экспертизы проектной документации на бурение скважин из экспертизы проектной документации, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации;

порядка предоставления участков недр местного значения;

порядка предоставления и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях проведения работ по геологическому изучению и добычи полезных ископаемых;

8) разработать предложения по взаимодействию научных организаций геологического профиля с образовательными организациями высшего образования, предусмотрев проведение производственных практик, совместных полевых исследований, использование лабораторного и аналитического оборудования.

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней
сессии 2014 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, следующие проекты федеральных законов:

№ 429535–5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и другие законодательные акты Российской Федерации» (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями);

№ 91239–6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования порядка предоставления и изъятия земельных участков для целей недропользования);

№ 113176–6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации» (в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод);

№ 116807–6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и в Федеральный закон „О соглашениях о разделе продукции“ (о геологической информации о недрах);

№ 371615–6 «О внесении изменений в статью 21 Закона Российской Федерации „О недрах“ (об уточнении критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения).

3. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить формирование законодательной базы, регулирующей предоставление в пользование участков недр местного значения.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

5. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату в период весенней сессии 2015 года о ходе реализации настоящего постановления.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
18 июня 2014 года
№ 257-СФ