В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона
Об арктической зоне Российской Федерации.
2. Назначить представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации члена Совета Федерации Назарова Александра Викторовича.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ
Москва
10 июля 1998 года
№ 323-СФ
Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 10 июля 1998 года
№ 323-СФ
Проект
Федеральный закон
Об арктической зоне Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон определяет понятие и состав арктической зоны Российской Федерации (далее — арктическая зона) и устанавливает особенности правового регулирования экономической, социальной, природоохранной и других видов деятельности в арктической зоне.
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, устойчивого развития арктической зоны и сохранение ее уникальной природы.
Статья 1. Понятие и состав арктической зоны
1. Арктическая зона — часть Арктики, находящаяся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации.
2. Для целей настоящего Федерального закона в арктическую зону включаются:
а) территории субъектов Российской Федерации:
Кольский, Ловозерский, Печенгский районы, закрытые административно-территориальные образования Заозерск, Островной, Скалистый, Снежногорск, города Полярный и Североморск Мурманской области, город Мурманск;
Ненецкий автономный округ;
территория Воркутинской городской администрации Республики Коми;
Приуральский, Тазовский и Ямальский районы, территории Лабытнангской и Салехардской городских администраций Ямало-Ненецкого автономного округа;
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ;
территория Норильской городской администрации Красноярского края;
Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Оленекский, Усть-Янский улусы Республики Саха (Якутия);
Чукотский автономный округ;
Олюторский район Корякского автономного округа;
б) открытые и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса, находящиеся в пределах границ, проходящих на западе по меридиану 32о04’35’’ восточной долготы (а в пределах от 74о до 81о северной широты — по меридиану 35о восточной долготы), на востоке — по меридиану 168о58’37’’ западной долготы;
в) внутренние воды и территориальное море Российской Федерации, прилегающие к территориям (районам), указанным в пунктах а и б части 2 настоящей статьи;
г) исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, прилегающие к территориям (районам), указанным в пунктах а и б части 2 настоящей статьи, в пределах суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации.
Статья 2. Правовое регулирование в арктической зоне
1. Правовое регулирование в арктической зоне осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В случае противоречия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области отношений в арктической зоне являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области отношений в арктической зоне, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные направления государственной политики
в арктической зоне
1. Государственная политика в арктической зоне является составной частью региональной политики Российской Федерации и проводится дифференцированно по субъектам Российской Федерации, территории которых включены в арктическую зону, с учетом их специфических особенностей, вызванных особой уязвимостью природной среды, повышенными издержками хозяйственной деятельности, а также связанных с постоянным проживанием коренных малочисленных народов Севера.
2. Основными направлениями государственной политики в арктической зоне являются:
укрепление и последовательное обеспечение государственных стратегических геополитических интересов;
государственный протекционизм в области социальной, налоговой, кредитно-финансовой и природоохранной политики;
государственное регулирование жизнеобеспечения населения, достижение оптимального соотношения между промышленным освоением арктической зоны и традиционным природопользованием;
реализация интересов коренных малочисленных народов Севера и иного постоянно проживающего на Севере населения в соответствии с государственной региональной политикой на основе учета традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности.
Статья 4. Государственное управление в арктической зоне
1. Государственное управление в арктической зоне в пределах своей компетенции осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, а в части предметов ведения субъектов Российской Федерации — соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Социальная и экономическая деятельность в арктической зоне, пользование природными ресурсами, включая недропользование и пользование живыми ресурсами, осуществляются на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации федеральной стратегии (концепции) и федеральных программ развития арктической зоны с учетом интересов национальной безопасности, требований защиты окружающей среды и интересов коренных малочисленных народов Севера.
3. Федеральные программы и федеральная стратегия (концепция) развития арктической зоны разрабатываются с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные стратегия и программы по районам исключительной экономической зоны и континентального шельфа арктической зоны разрабатываются с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если предусматривается использование соответствующей инфраструктуры субъектов Российской Федерации.
4. Деятельность, связанная с освоением природных ресурсов, проведением научных экспедиций и туристических мероприятий в арктической зоне, осуществляется на основании разрешений (лицензий), выдаваемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности в арктической зоне органов государственной власти, организаций и обеспечение контроля за реализацией государственной политики Российской Федерации в Арктике, ходом исполнения федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам арктической зоны.
Статья 5. Особенности налогообложения в арктической зоне
1. Из налогооблагаемой базы предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в арктической зоне, исключаются выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, другие затраты, связанные с действием объективных факторов, вызывающих повышенные издержки хозяйственной деятельности. Перечень таких факторов, порядок и методика их учета утверждаются Правительством Российской Федерации. Исключаются также затраты, направляемые на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в арктической зоне.
2. От налога на добавленную стоимость освобождается продукция предприятий по производству, переработке местного сельскохозяйственного сырья и традиционных промыслов, осуществляющих хозяйственную деятельность в арктической зоне. Перечень таких предприятий устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации, территория которого полностью или частично входит в арктическую зону, по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. По подакцизным товарам, произведенным предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в арктической зоне, ставки акцизов снижаются на 15 процентов.
4. Для предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в арктической зоне, устанавливаются повышенные нормативы амортизационных отчислений.
5. Подоходный налог с физических лиц, получающих доход от деятельности в арктической зоне, в части доходов, полученных как районные коэффициенты и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, взимается по единой ставке −12 процентов.
6. По предприятиям, в состав которых входят расположенные в арктической зоне территориально обособленные представительства и филиалы, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, зачисление всех установленных налогов и сборов производится по месту нахождения в доле, приходящейся на эти подразделения. Порядок определения этих долей устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично находятся в арктической зоне, предоставляется право по согласованию с федеральной налоговой службой изменять для отдельных плательщиков сроки уплаты налогов и представления налоговых деклараций.
8. Предприятия коренных малочисленных народов Севера, осуществляющие в арктической зоне традиционные виды хозяйственной деятельности, освобождаются от всех видов налогообложения. При этом предприятиями коренных малочисленных народов Севера признаются предприятия, расположенные в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, осуществляющие традиционные виды хозяйственной деятельности, имеющие в своем численном составе работающих более 50 процентов представителей коренных малочисленных народов Севера, которым должны принадлежать контрольные пакеты акций этих предприятий. Статус предприятия коренных малочисленных народов Севера устанавливается решением законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено данное предприятие.
Перечень традиционных видов хозяйственной деятельности, на основании которого принимается решение о присвоении предприятию статуса предприятия коренных малочисленных народов Севера, устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации, территория которого полностью или частично входит в арктическую зону, по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 6. Особенности регулирования
межбюджетных отношений в арктической зоне
1. Для субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в арктическую зону, устанавливаются повышенные нормативы зачисления в их бюджеты поступлений от федеральных налогов и сборов. Указанные дополнительные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в полном объеме направляются на социально-экономическое развитие территорий, входящих в арктическую зону.
Повышенные нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год дифференцированно по каждому субъекту Российской Федерации, территория которого полностью или частично входит в арктическую зону.
2. Все налоги и сборы за право пользования природными ресурсами в арктической зоне в полном объеме зачисляются в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и направляются на целевое финансирование работ по защите и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды в арктической зоне.
3. Во всех разделах федерального бюджета, предусматривающих расходы на финансирование федеральных программ развития арктической зоны, указанные расходы выделяются отдельной строкой и относятся к защищенным статьям федерального бюджета, подлежащим финансированию в полном объеме.
Статья 7. Особенности регулирования кредитной,
тарифной и инвестиционной политики в арктической зоне
1. Предприятиям и организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность в арктической зоне или связанным с производством, хранением и поставками продукции для нужд экономики и жизнеобеспечения населения арктической зоны, предоставляются льготные кредитные ресурсы для пополнения их оборотных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Правительством Российской Федерации устанавливаются льготные тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, потребляемые в арктической зоне.
3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в арктическую зону, разрешается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, использование права недропользования в качестве государственных гарантий от коммерческого риска привлекаемых в районы арктической зоны финансовых средств.
Статья 8. Особенности поставок
продукции (товаров) в районы арктической зоны
1. На поставки в районы арктической зоны топлива, нефти, нефтепродуктов, продовольствия и другой продукции (товаров), необходимых для жизнеобеспечения населения, устанавливается государственный заказ. Объемы включаемой в поставки продукции по каждому виду и по каждому району ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, имеющих в арктической зоне объекты федерального подчинения.
2. Обеспечение поставок в районы арктической зоны с ограниченными сроками завоза осуществляется за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы арктической зоны. Положение об указанном фонде утверждается Правительством Российской Федерации.
Источником формирования указанного фонда являются отчисления от поступлений в федеральный бюджет средств от налога на прибыль предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в арктической зоне. Норматив указанных отчислений и распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы арктической зоны устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.
Статья 9. Особенности правового регулирования
трудовых отношений в арктической зоне
1. Правовое регулирование трудовых отношений в арктической зоне осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Кодекса законов о труде Российской Федерации, Закона Российской Федерации О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Трудовые коллективы организаций, расположенных в арктической зоне, формируются из числа лиц, заключивших срочные трудовые договоры (контракты) на два года, и работников, привлекаемых на основе вахтового метода организации работ.
3. Срочные трудовые договоры (контракты) по истечении времени их действия могут быть перезаключены или продлены в суммарном исчислении на тот же срок или до окончания навигации (рейса), путины, промывочного сезона, промыслового периода, полевых работ, учебного года.
В случае перезаключения первого срочного трудового договора (контракта) на новый срок работнику выплачивается единовременное пособие в размере 50 процентов среднемесячного заработка без учета районного коэффициента, процентной надбавки и вознаграждения за выслугу лет, установленных к заработной плате.
4. Лицам, высвобождаемым с предприятий, расположенных в арктической зоне, в связи с реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, преобразованием) либо ликвидацией предприятий, а также в случае сокращения численности или штата, сохраняется непрерывный трудовой стаж и средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев.
5. Выплата месячного выходного пособия и сохраняемой за работником средней заработной платы производится по прежнему месту работы за счет организаций или их правопреемников, а в случае отсутствия правопреемников — в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Государственные гарантии и компенсации лицам,
работающим и проживающим в арктической зоне
1. Предоставление государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в арктической зоне, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации
О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в арктическую зону.
2. Кроме государственных гарантий и компенсаций, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливаются следующие дополнительные льготы:
лицам, проработавшим в арктической зоне не менее шести лет и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в местах постоянного проживания предоставляются безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья;
лицам, работающим в арктической зоне, предоставляется право на частичную, не менее 50 процентов, оплату проезда к месту лечения или получения медицинских консультаций в другие регионы Российской Федерации и обратно, если такие услуги не предоставляются в месте проживания, при этом число поездок по одному и тому же заболеванию не должно быть более двух в календарный год;
работникам, являющимся гражданами государств — участников Содружества Независимых Государств, при прекращении или расторжении трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением оснований, предусматривающих в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации наличие вины работников, компенсируются расходы, связанные с проездом к месту постоянного проживания и провозом багажа весом не более 5 тонн.
3. Порядок и условия финансирования расходов, связанных с предоставлением государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в арктической зоне, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Требования к осуществлению
хозяйственной деятельности в арктической зоне
1. В целях усиления охраны окружающей среды, сохранения природных комплексов, обеспечения наилучших условий жизни населения и охраны здоровья граждан предусматриваются особые требования при осуществлении хозяйственной деятельности в арктической зоне.
2. Изыскательские, геолого-разведочные, горные, строительные и иные работы в арктической зоне должны проводиться способами, обеспечивающими наименьшее отрицательное воздействие этих работ на окружающую среду. Используемые при этом на суше установки, сооружения, оборудование, механизмы, конструкции, транспортные средства и материалы подлежат размещению только в пределах участков и полос, отведенных для указанных целей.
3. Запрещается использование механизированного транспорта, нарушающего почвенно-растительный покров, для передвижения по тундре и лесотундре за пределами дорог и иных трасс, специально отведенных в установленном порядке.
4. Направление и ширина воздушных трасс Российской Федерации, местных воздушных линий и маршрутов полетов, а также высота полетов воздушных судов в арктической зоне устанавливаются с учетом требований охраны окружающей среды.
Полеты воздушных судов на малых высотах не должны осуществляться над заповедниками, заказниками, другими особо охраняемыми территориями, местами постоянного скопления животных и над путями их миграции.
В целях предупреждения отрицательного воздействия на природную среду арктической зоны в установленном порядке могут определяться районы, временно закрытые для полетов воздушных судов.
Исключения из правил, установленных абзацами вторым и третьим части 4 настоящей статьи, допускаются в случаях, связанных с явной угрозой безопасности полетов, со спасанием жизни людей, а также в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
5. Проектно-техническая документация на сооружения, установки, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и материалы, предназначенные для использования в арктической зоне, а также на проведение строительных, геолого-разведочных и иных работ в этой зоне должна разрабатываться с учетом требований охраны природной среды арктической зоны и необходимости проведения мероприятий по восстановлению возобновимых природных ресурсов.
Статья 12. Особенности обращения с отходами
в арктической зоне
1. Сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, хранение и захоронение производственных и бытовых отходов на суше в арктической зоне, а также очистка сточных вод и выбросов в атмосферу должны производиться с учетом повышенной уязвимости природных объектов и длительности восстановления нарушенных экологических систем этих районов.
2. Захоронение отходов и материалов на суше в арктической зоне осуществляется только по разрешениям специально уполномоченного на то федерального органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается осуществить захоронение.
Статья 13. Особенности природопользования в арктической зоне
1. Права и обязанности по природопользованию в арктической зоне возникают при получении разрешений и лицензий, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководствуясь законодательством Российской Федерации, основываясь на положениях международных договоров и норм международного права, принимают решения в пределах своих полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды, исходя в первую очередь из задач сохранения окружающей среды, местных обычаев и традиций, условий проживания населения арктической зоны. Для сохранения окружающей среды в арктической зоне Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вводятся специальные стандарты, нормативы и экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности.
Статья 14. Арктическая транспортная система
1. Арктическая транспортная система — комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта и береговой инфраструктуры, обеспечивающих транспортную деятельность в арктической зоне.
2. Федеральные органы государственной власти по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяют объемы перевозок грузов, разрабатывают и утверждают программы развития всех звеньев арктической транспортной системы и их использования.
3. Северный морской путь — единая национальная транспортная магистраль в Арктике, объединяющая региональные транспортные подсистемы севера европейской части Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока.
Морские грузоперевозки в арктической зоне осуществляются с приоритетным использованием российских судов — не менее 70 процентов от объема перевозимых грузов.
4. Правительством Российской Федерации утверждается порядок взимания сбора за плавание транспортных судов по трассам Северного морского пути, в котором предусматриваются районы и период взимания сбора.
5. Тарифная политика в области арктической транспортной системы реализуется посредством государственного регулирования тарифов на каботажные, экспортно-импортные перевозки и транзитное плавание по Северному морскому пути.
6. Функционирование воздушного транспорта в арктической зоне обеспечивается посредством:
государственного регулирования уровня аэропортовых сборов и цен на топливо в размерах, позволяющих авиаперевозчикам устанавливать тарифы в соответствии с платежеспособным спросом потенциальных потребителей и потребностями региона в авиационном обслуживании;
компенсации из федерального бюджета убытков объективно убыточных предприятий гражданской авиации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
дотирования авиаперевозок, осуществляемых в арктической зоне;
передачи аэропортов местного значения в арктической зоне в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
7. Приватизация авиапредприятий, расположенных в арктической зоне, запрещается.
Статья 15. Ответственность за нарушение
настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении или ненадлежащем исполнении норм настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушение настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации в области отношений в арктической зоне, не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.
Статья 16. Обеспечение исполнения
настоящего Федерального закона
Исполнение настоящего Федерального закона обеспечивается путем разработки федеральных программ и их реализации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Положения статьи 5 настоящего Федерального закона, изменяющие действующий режим налогообложения, не применяются до внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие налогообложение юридических лиц и граждан.
Статья 18. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;
принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации