Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации (далее — Счетная палата) в 2006 году, представленный в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что деятельность Счетной палаты в 2006 году осуществлялась в рамках непрерывного трехлетнего цикла, состоящего из предварительного анализа, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением федерального бюджета.
Всего в 2006 году Счетной палатой проведено
587 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации проведено 28 контрольных мероприятий, из них
7 контрольных мероприятий проведено по поручениям и обращениям членов Совета Федерации.
По результатам контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено
392 представления и предписания Счетной палаты, из которых исполнено 69 процентов. По 303 представлениям и предписаниям Счетной палаты в 2006 году истек срок исполнения.
В 2006 году в органы прокуратуры, правоохранительные органы было направлено 84 материала по результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой. По этим материалам возбуждено 87 уголовных дел.
Объем вскрытых Счетной палатой в 2006 году финансовых нарушений составил 82,3 млрд. рублей. Выявленный в 2006 году объем нецелевого использования бюджетных средств составил
2,7 млрд. рублей. Возмещено средств на сумму 0,5 млрд. рублей.
Анализ формирования и исполнения федеральных бюджетов за последние годы, проведенный Счетной палатой, показывает, что федеральными органами исполнительной власти в ходе формирования и исполнения федеральных бюджетов допускались многочисленные отступления от законодательно установленных норм.
В заключении Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за 2005 год отмечено нарушение 30 статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обращено внимание на несоблюдение иных норм законодательства Российской Федерации.
В своем отчете Счетная палата обращает внимание, что Правительством Российской Федерации не был завершен в полном объеме переход к новой модели управления государственными финансами на основе программно-целевых методов бюджетного планирования и внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.
Счетной палатой выявлен ряд недостатков, снижающих эффективность использования бюджетных средств государственными внебюджетными фондами Российской Федерации. Эти недостатки обусловлены в первую очередь отсутствием правового регулирования деятельности указанных фондов. Не принят федеральный закон о Пенсионном фонде Российской Федерации (с учетом современного состояния пенсионной системы), отсутствуют федеральные законы о Фонде социального страхования Российской Федерации и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Не закреплены законодательно объемы государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Устарела созданная восемь лет назад система учета федерального имущества.
В заключении Счетной палаты на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» отмечено, что не стала прозрачной процедура формирования и распределения межбюджетных трансфертов, не внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования налогового администрирования и налогового контроля.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты в 2006 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2006 году. Признать работу Счетной палаты в 2006 году удовлетворительной.
2. Рекомендовать Счетной палате:
продолжить совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работу по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, бюджетного законодательства, форм и методов, направленных на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической работы Счетной палаты;
продолжить работу по развитию методологии контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование;
завершить работу по внедрению методов контроля, обеспечивающих аудит в условиях перехода к новой модели управления государственными финансами на основе программно-целевых методов бюджетного планирования и внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;
разработать предложения по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
разработать нормативные акты, касающиеся исполнения Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлений и предписаний Счетной палаты;
разработать проект федерального закона «О внесении изменений в раздел IX „Государственный и муниципальный финансовый контроль“ Бюджетного кодекса Российской Федерации», определив в нем понятия внешнего, внутреннего и внутриведомственного финансового контроля;
ускорить работу по законодательному обеспечению деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
завершить работу по созданию реестра федерального имущества в полном объеме, а также реестра государственной недвижимости;
предусмотреть дополнительное финансирование деятельности Счетной палаты в проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в связи с увеличением объема работы Счетной палаты после перехода на трехлетнее бюджетное планирование.
4. Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно со Счетной палатой:
готовить и регулярно представлять Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию об исполнении федеральными органами исполнительной власти представлений и предписаний Счетной палаты, а также информацию о реагировании правоохранительных органов и органов прокуратуры на представления и предписания Счетной палаты;
подготовить предложения о внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, касающиеся порядка направления Президенту Российской Федерации предложений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о кандидатурах для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и процедуры рассмотрения кандидатур для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, представленных Президентом Российской Федерации.
5. Направить настоящее постановление Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации С.М. МИРОНОВ
Москва
27 апреля 2007 года
№ 163-СФ