Документы

Постановление

О роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе: перспективы развития и углубления экономической интеграции

Заслушав информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова о роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе, перспективах развития и углубления экономической интеграции, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В условиях глобализации и усиления конкуренции в современном мире развитие интеграции на евразийском пространстве является приоритетным направлением российской внешней политики. Особое значение имеет взаимодействие в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Именно эти три государства являются ядром евразийской интеграции, в рамках которой создаются условия для эффективного реагирования на кризисные явления в мировой экономике и получения государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства реальных конкурентных преимуществ.

Принципиально важно, что при создании Таможенного союза учитывался международный опыт интеграционных объединений, в том числе правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства формировалась с учетом норм и практики Всемирной торговой организации.

Для Российской Федерации перспективы расширения состава участников интеграционного процесса на пространстве Содружества Независимых Государств представляют большой интерес с точки зрения увеличения внутреннего рынка, развития транспортного потенциала, обеспечения промышленной и иных форм кооперации. Потенциально государства – участники Содружества Независимых Государств являются рынком сбыта российской машиностроительной продукции, базой для внедрения инновационных разработок, источником трудовых и природных ресурсов, транзитной территорией, по которой пролегают международные транспортные коридоры.

Намерение ряда государств – участников Содружества Независимых Государств присоединиться к интеграционным процессам свидетельствует о востребованности и привлекательности Таможенного союза для межгосударственного взаимодействия. Выполняется план мероприятий по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, согласовывается проект «дорожной карты» по вступлению Киргизской Республики в Таможенный союз. Основной экономический эффект от присоединения к Таможенному союзу ожидается не только за счет роста объема валового внутреннего продукта государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, но и благодаря расширению внутренних, в том числе транзитных, товаропроводящих сетей, развитию кооперационных связей и повышению устойчивости экономического развития.

Таможенный союз открыт для присоединения новых членов на добровольных и взаимовыгодных началах.

С учетом новых реалий, складывающихся в результате острого политического и экономического кризиса на Украине, будут предприниматься шаги, направленные на восстановление диалога с таким важным торговым партнером Российской Федерации как Украина, в том числе с целью выстраивания взаимодействия с Таможенным союзом. Однако реализация этих намерений может осуществиться только в случае наличия у украинской стороны доброй воли и заинтересованности.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации придает большое значение реализации евразийского интеграционного проекта, достижению гармоничного развития и углубления взаимодействия государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства с целью создания Евразийского экономического союза как современного, эффективного и конкурентоспособного интеграционного объединения.

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации стратегические направления дальнейшего развития экономической интеграции обсуждаются на заседаниях палаты, комитетов Совета Федерации, Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе.

Задачей сегодняшнего дня является формирование Евразийского экономического союза, который с 1 января 2015 года должен стать новой, более высокой ступенью интеграции государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. В рамках Евразийского экономического союза будут сняты барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, укрепится взаимодействие в сферах, где уже проводится единая политика (торговая, таможенно-тарифная и конкурентная политика, техническое регулирование). Инструментарий, заложенный в основу нового интеграционного объединения, позволяет решать задачи, связанные с проведением согласованной макроэкономической и валютной политики, а также согласованной экономической политики в ряде ключевых отраслей (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство).

В настоящее время правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Евразийская экономическая комиссия обеспечивают проведение кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и подготовку на этой основе к подписанию в мае 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе.

Считая приоритетной деятельность по развитию евразийской экономической интеграции, рассматривая ее как инструмент эффективного использования внутренних резервов каждого из государств, принимающих участие в углублении интеграционных процессов, совместного преодоления экономических вызовов, дальнейшего углубления и расширения Таможенного союза и Единого экономического пространства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) принять меры во взаимодействии с Национальным собранием Республики Беларусь и Парламентом Республики Казахстан по синхронизации сроков ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе;

2) продолжить работу по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза и Единого экономического пространства;

3) продолжить в рамках межпарламентского сотрудничества активную работу по разъяснению значимости проходящих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств интеграционных процессов.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) завершить подготовку проекта Договора о Евразийском экономическом союзе, предусмотрев в нем нормы, касающиеся:

формирования единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, имея в виду ликвидацию барьеров на пути их свободного перемещения;

наделения Евразийского экономического союза международной правосубъектностью;

имплементации договорно-правовой базы Евразийского экономического сообщества в той части, в которой она не противоречит договоренностям Таможенного союза и Единого экономического пространства;

2) обеспечить подписание Договора о Евразийском экономическом союзе в установленные сроки;

3) предусмотреть меры поддержки российских инвесторов в российские ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, в случае резких изменений на фондовых рынках.

3. Предложить Правительству Российской Федерации совместно с правительствами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства принять меры, направленные на:

1) проведение в промышленности, на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве согласованной политики, ориентированной на углубление производственной кооперации;

2) расширение и углубление степени интеграции государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства;

3) сближение и гармонизацию национальных законодательств в целях эффективного функционирования Евразийского экономического союза.

4. Поручить Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе расширить взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью реализации мер по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2015 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2015 года.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
16 апреля 2014 года
№ 122-СФ