В целях исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при исполнении Федерального закона «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»:
1) обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов в целях оперативного распределения зарезервированных бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию национальных проектов и государственных программ Российской Федерации (далее – государственные программы);
2) продолжить работу по оценке эффективности реализации государственных программ и подготовить предложения по отказу от реализации государственных программ, признанных неэффективными, в том числе государственных программ с высокой долей процессной части, с перенесением соответствующих мероприятий в состав непрограммных направлений;
3) принять меры по повышению качества планирования показателей государственных программ и мероприятий (результатов) их структурных элементов в том числе в целях недопущения их корректировки в сторону ухудшения или исключения в течение года, по обеспечению достижения (своевременности достижения) отдельных мероприятий (результатов) структурных элементов государственных программ;
4) принять меры по повышению качества планирования налоговых расходов по государственным программам, включая оценку их влияния на структурные элементы государственных программ;
5) продолжить работу по обеспечению увязки мероприятий (результатов) государственных программ с соответствующими расходами федерального бюджета;
6) рассмотреть вопрос о совершенствовании подхода
к определению доли внебюджетных источников в общем объеме финансирования государственных программ в целях обеспечения достижения в срок установленных в них показателей (мероприятий (результатов), целей, контрольных точек);
7) продолжить работу по совершенствованию подходов к планированию и реализации капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, в целях сокращения количества объектов незавершенного строительства, включая объекты, строительство которых приостановлено без консервации;
8) рассмотреть возможность обеспечения финансирования мероприятий по обновлению и модернизации отделений почтовой связи акционерного общества «Почта России», расположенных в сельской местности, а также в отдаленных и труднодоступных местностях, в том числе путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности;
9) проанализировать результаты взимания и эффективность использования поступлений от уплаты утилизационного сбора в целях подготовки предложений по его оптимизации;
10) проводить мониторинг влияния поступлений от уплаты технологического сбора на развитие отрасли электронной и радиоэлектронной промышленности в целях подготовки при необходимости предложений по совершенствованию мер поддержки этой отрасли;
11) рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на упрощение процедуры вовлечения в хозяйственный оборот конфискованного и иного изъятого имущества, подлежащего обращению в собственность государства;
12) рассмотреть возможность организации комплексного исследования структуры и характера неформальной занятости населения на основе анализа бюджетов домохозяйств в отдельных субъектах Российской Федерации в целях подготовки предложений по повышению адресности оказания мер социальной поддержки;
13) проводить мониторинг лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготного лекарственного обеспечения, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
14) рассмотреть вопрос об увеличении объемов финансирования в ходе исполнения федерального бюджета в 2026 году при поступлении дополнительных доходов или наличии высвобождаемых бюджетных ассигнований:
на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных со строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) социально значимых объектов, в первую очередь здравоохранения и образования;
на проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации;
на строительство и ремонт общежитий отдельных федеральных государственных образовательных организаций высшего образования;
на меры поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления, иных организаций, развивающих инфраструктуру для отдыха детей и их оздоровления;
на мероприятия в сфере оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также детей участников специальной военной операции;
на мероприятия по комплексному развитию сельских территорий;
15) продолжить мониторинг обеспечения обучающихся общеобразовательных организаций бесплатными учебниками и учебными пособиями и при необходимости оказывать поддержку бюджетам субъектов Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности на закупку учебников и учебных пособий в составе первоочередных расходов;
16) продолжить работу по совершенствованию механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе являющихся участниками специальной военной операции, а также по оказанию в приоритетном порядке финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности в целях выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных полномочий;
17) проводить мониторинг исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом увеличения их расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, а также в связи с изменениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и при необходимости принять дополнительные меры по их поддержке;
18) осуществлять мониторинг исполнения бюджетов закрытых административно-территориальных образований и при необходимости оказать дополнительную финансовую поддержку;
19) продолжить работу по актуализации расчетов (в том числе используемых в них нормативов затрат) при определении объемов субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации;
20) рассмотреть вопрос о разработке комплекса мер, направленных на повышение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и увеличение их доходной базы;
21) продолжить мониторинг реализации механизма списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и при необходимости принимать меры по его совершенствованию с учетом позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
22) обеспечить мониторинг реализации положений Федерального закона от 28 ноября 2025 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» в части:
изменения критериев признания налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость, предельных размеров доходов, ограничивающих право на применение патентной системы налогообложения, наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по определению видов экономической деятельности, в отношении которых могут вводиться пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения, установлению критериев, которым должны соответствовать налогоплательщики – получатели льгот, а также их влияния на развитие малого предпринимательства;
передачи налога на игорный бизнес на федеральный уровень, введения налога на прибыль организаций для букмекерских контор и тотализаторов и влияния этих изменений на перераспределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
23) провести мониторинг влияния ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 6 процентов, применяемой с 1 сентября 2025 года при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, на уровень доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется добыча таких металлов, и в случае необходимости предусмотреть меры по компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
24) проработать вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, предусматривающих право субъектов Российской Федерации устанавливать для организаций – резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, региональных инвестиционных проектов, свободного порта Владивосток, Арктической зоны Российской Федерации дифференцированные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в зависимости от вида деятельности, осуществляемой на территориях с преференциальными режимами, по аналогии с режимом свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
25) провести анализ практики предоставления регионального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и по его результатам рассмотреть вопрос об оптимизации предоставления этого вычета в отношении инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой, в целях повышения его востребованности, в том числе за счет пересмотра условий применения указанного вычета и снятия ограничений, снижающих его эффективность;
26) провести анализ практики применения федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и по его результатам рассмотреть вопросы расширения перечня отраслей и направлений инвестиционной деятельности, в отношении которых может применяться такой вычет, закрепления его параметров в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также целесообразности повышения его предельного размера;
27) продолжить с учетом результатов мониторинга взимания туристического налога работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации о туристской деятельности в части классификации средств размещения, в том числе рассмотреть вопрос о признании предоставляемых в наем жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов средствами размещения с учетом возможностей цифровых платформ (агрегаторов) в целях обеспечения более полного поступления доходов от туристического налога в местные бюджеты;
28) рассмотреть вопрос о подготовке проекта нормативного правового акта, устанавливающего единые правила администрирования утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и самоходной техники в целях противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей в полном объеме.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) организовать мониторинг численности и состава населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по демографическому составу и занятости в экономике, в целях повышения точности и объективности планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на социальные выплаты гражданам;
2) проводить предварительную оценку рисков снижения устойчивости собственных бюджетов на среднесрочный и долгосрочный периоды в результате принятия решений, приводящих к увеличению объема государственного долга субъекта Российской Федерации, особенно за счет привлечения кредитов кредитных организаций.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
10 декабря 2025 года
№ 575-СФ