Документы

Постановление

О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов

Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Исполнение федерального бюджета в 2025 году осуществляется в условиях ожидания более существенного замедления динамики экономических показателей, чем предполагалось при его формировании, вследствие поступательного охлаждения потребительского и инвестиционного спроса, а также менее благоприятной по сравнению с ранее ожидаемой конъюнктурой на мировых сырьевых рынках. Это потребовало корректировки основных макроэкономических показателей и повлекло необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» в части показателей 2025 года в целях корректировки характеристик федерального бюджета.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации в целом сохраняет устойчивость и стабильность. Социальные и иные обязательства государства исполняются в полном объеме.

При этом продолжение совместной работы Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по сдерживанию инфляции является необходимым условием для выхода государства на стабильные темпы экономического роста.

Особого внимания также требуют подходы к прогнозированию макроэкономических показателей, лежащих в основе формирования параметров федерального бюджета, в том числе в целях предотвращения применения излишне оптимистичных оценок в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации для снижения рисков, связанных с недопоступлением доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом внесения в 2024 году изменений в законодательство о налогах и сборах и перераспределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации необходимо проведение мониторинга исполнения доходной части федерального бюджета для оценки своевременности поступления средств и их достаточности для решения приоритетных социально-экономических задач. При этом важно продолжить работу, направленную на стимулирование инвестиций в основной капитал в целях модернизации экономики и развития производственного потенциала, в частности за счет мер налогового характера.

При формировании расходной части федерального бюджета следует, как и ранее, исходить из необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

В связи с тенденцией к замедлению роста основных макроэкономических показателей актуальна разработка мер по повышению эффективности расходов федерального бюджета, включая совершенствование подходов к управлению формированием и реализацией государственных программ Российской Федерации и национальных проектов, в том числе в части более детального планирования бюджетных ассигнований на их реализацию, проведение комплексной оценки эффективности предоставления мер государственной поддержки и учет ее результатов при планировании соответствующих расходов федерального бюджета, проведение планомерной работы по оптимизации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Целесообразно также дальнейшее повышение адресности и целевого характера мер государственной поддержки при исключении их возможного дублирования, в том числе в целях оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

С учетом увеличения дефицита федерального бюджета и имеющихся рисков, связанных с существенным замедлением темпов роста экономики, необходимо обеспечивать поддержание сбалансированности федерального бюджета и снижение долговой нагрузки федерального бюджета.

В целях развития системы межбюджетных отношений и повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации следует совершенствовать меры их поддержки. Отдельного внимания требует задача по ограничению роста долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации, особенно за счет привлечения коммерческих кредитов.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов:

1) обеспечить своевременную подготовку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений федерального закона о федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, а также включение всех указанных актов в план-график их подготовки, утверждаемый Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

2) обеспечить повышение качества планирования показателей государственных программ Российской Федерации, предусмотрев увязку объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации с результатами их реализации и уровнем фактически достигнутых значений в предыдущем году, а также принять меры по оптимизации межведомственного согласования паспортов государственных программ Российской Федерации и порядка внесения в них изменений;

3) рассмотреть вопрос о включении налоговых расходов Российской Федерации в общий объем ресурсного обеспечения государственных программ Российской Федерации с последующей оценкой эффективности этих расходов и ее отражением в годовых отчетах о ходе реализации государственных программ Российской Федерации;

4) обеспечить максимальное распределение зарезервированных бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации государственных программ Российской Федерации и национальных проектов, до начала очередного финансового года;

5) рассмотреть вопрос об унификации подходов к оценке эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации в целях обеспечения сопоставимости результатов и повышения качества управления государственными программами на региональном уровне;

6) рассмотреть вопрос о расширении функционала государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части обеспечения автоматического расчета оценки эффективности реализации и уровня достижения показателей государственных программ субъектов Российской Федерации, включая оценку рисков невыполнения мероприятий и недостижения показателей государственных программ субъектов Российской Федерации и их структурных элементов, а также упорядочения в указанной системе маркировки структурных элементов государственных программ и требований к ней;

7) рассмотреть вопрос о проведении бюджетной консолидации, направленной на увеличение доходов и оптимизацию расходов бюджетов, а также обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации;

8) провести оценку эффективности предоставляемых субъектам экономической деятельности мер поддержки в виде субсидий и обеспечить совершенствование системы субсидирования с учетом повышения адресности мер поддержки, приоритетности достижения технологического суверенитета страны, а также оценки потенциального влияния указанных мер на рост инфляции;

9) продолжить проведение инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в том числе закрепленных на соответствующих вещных правах за правообладателями, и сформировать перечни неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению имущества в целях сокращения расходов на его содержание и увеличения доходов от использования;

10) рассмотреть вопрос об установлении порядка приведения в соответствие показателей федеральных проектов и инвестиционных программ государственных корпораций (компаний), акционерных обществ с государственным участием;

11) продолжить работу по совершенствованию применения механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, предусмотрев в том числе:

разработку инструментария для системной оценки рисков, в том числе ее компонентов, при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на всех этапах;

возможность казначейского сопровождения бюджетных средств, направляемых на реализацию соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, включая плату концедента;

формирование и ведение единого реестра объектов социальной инфраструктуры, в частности объектов образования, строительство которых не завершено из‑за действий недобросовестных концессионеров;

возможность резервирования бюджетных ассигнований на завершение строительства объекта социальной инфраструктуры после расторжения в судебном порядке концессионного соглашения с недобросовестным концессионером при условии принятия публично-правовым образованием обязательств по завершению строительства такого объекта и заключения нового концессионного соглашения;

обеспечение полноты, достоверности и своевременности внесения в государственную автоматизированную информационную систему «Управление» сведений о соглашениях о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашениях путем предоставления частным партнерам и концессионерам прав доступа к указанной системе для внесения ими сведений о своих соглашениях в целях осуществления контроля за изменением размеров финансовых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по указанным соглашениям;

12) рассмотреть вопрос о возможности использования средств дорожных фондов субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение обязательств концедента по концессионным соглашениям, предметом которых является строительство (реконструкция), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

13) утвердить программу развития городского электрического наземного общественного пассажирского транспорта до 2030 года, предусматривающую мероприятия по реконструкции и строительству объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для движения трамваев и троллейбусов, рассмотрев возможность реализации указанной программы в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на национальный проект «Инфраструктура для жизни»;

14) рассмотреть вопрос о возможности направления средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, на обновление парка транспортных средств и развитие инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования;

15) продолжить разработку мер, направленных на обеспечение транспортной связанности населенных пунктов, для которых воздушный транспорт является бeзaльтepнaтивным видом пассажирского транспорта;

16) рассмотреть вопрос о финансовом обеспечении мероприятий по увеличению протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети внутренних водных путей» национального проекта «Эффективная транспортная система»;

17) обеспечить создание условий для формирования прозрачных цен на строительство объектов коммунальной инфраструктуры и подключение объектов, строительство которых завершено, в том числе объектов жилищного строительства, к сетям ресурсоснабжающих организаций путем использования ресурсно-индексного метода при определении сметной стоимости;

18) рассмотреть возможность введения института квалифицированного заказчика в рамках реализации федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры» национального проекта «Инфраструктура для жизни», а также проведения анализа цен, стоимости материалов и работ при реализации инвестиционных программ организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

19) разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности функционирования очистных сооружений, в том числе путем установления требования по обязательному оснащению жилых помещений и точек общественного питания измельчителями пищевых отходов, предусмотрев необходимые объемы финансирования на указанные цели;

20) рассмотреть вопрос об оказании дополнительной поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности за счет средств, предусмотренных на реализацию отраслевых государственных программ Российской Федерации, мероприятий по расчистке водных объектов, создание мощностей по обращению с твердыми коммунальными отходами, улучшение качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения и обеспечение потребностей населения в качественных коммунальных услугах по водоснабжению с использованием централизованного водоснабжения без заключения концессионных соглашений;

21) проработать вопрос об обеспечении синхронизации реализуемых в сельской местности (на сельских территориях или в сельских агломерациях), в опорных населенных пунктах (или на их территориях) мероприятий государственных программ Российской Федерации;

22) рассмотреть возможность внесения изменений в Методику определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и их распределения между субъектами Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 171, в части учета затрат на осуществление переданного Российской Федерацией полномочия по страхованию жизни и здоровья государственных охотничьих инспекторов, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

23) обеспечить завершение мероприятий, направленных на реализацию поручения Президента Российской Федерации об обновлении и модернизации отделений почтовой связи акционерного общества «Почта России», расположенных в сельской местности, а также в труднодоступных местностях, в том числе при необходимости предусмотрев меры поддержки в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в случае использования акционерным обществом «Почта России» помещений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

24) провести анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (в том числе с учетом применения новых форм обеспечения, установленных законодательством Российской Федерации), а также анализ уровня обеспеченности жилыми помещениями указанных категорий лиц в субъектах Российской Федерации и численности лиц, которым жилые помещения не предоставлены, в целях подготовки предложений по повышению их обеспеченности жилыми помещениями;

25) ускорить рассмотрение вопроса о совершенствовании системы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, а также сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении;

26) продолжить работу по повышению уровня социальных гарантий, в том числе увеличению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) сотрудников (федеральных государственных гражданских служащих, работников) органов внутренних дел Российской Федерации;

27) рассмотреть возможность увеличения объемов субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в целях поддержания целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

28) рассмотреть вопрос об увеличении объема бюджетных ассигнований на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, связанных со строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию областных, краевых и республиканских больниц, включая объекты здравоохранения для детей;

29) провести работу по совершенствованию порядка расчета тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в части применения коэффициентов дифференциации и удорожания стоимости медицинских услуг;

30) подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в целях увеличения объема финансового обеспечения предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан;

31) проводить мониторинг достаточности финансовых средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, а в случае выявления их недостаточности оперативно принимать решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета;

32) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на создание современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций);

33) рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на финансирование расходов на содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернаты и реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

34) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию объектов спортивной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);

35) предусмотреть необходимые бюджетные ассигнования на развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры на территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации за счет средств, выделяемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2439, на реализацию национального проекта «Туризм и гостеприимство»;

36) продолжить совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», в том числе предусмотрев:

исключение из расчета налогового потенциала, используемого для расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в полном объеме налоговых доходов, являющихся источниками формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации;

неснижение размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам Российской Федерации с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности до 0,85 в случае роста их налогового потенциала;

37) рассмотреть при формировании требований к соглашениям, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаются в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возможность исключения из обязательств субъектов Российской Федерации с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности выше 0,85, получающих дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, достижения по итогам отчетного года прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выше среднего темпа по Российской Федерации;

38) рассмотреть вопрос об увеличении общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях поэтапного доведения расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до уровня не ниже 0,9;

39) рассмотреть вопрос о совершенствовании подходов к формированию и распределению дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрев:

исключение ограничений по предоставлению указанной дотации субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых выше 0,9 и которые не получают дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

возможность предоставления указанной дотации в полном объеме субъектам Российской Федерации, не получавшим эту дотацию в предыдущем году;

40) рассмотреть вопрос об установлении дополнительных требований, в том числе квалификационных, к участникам закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых при реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования, по решению вопросов местного значения, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления (инициативные проекты), в целях недопущения к участию в таких закупках лиц, не имеющих возможности надлежащим образом исполнить контракт;

41) рассмотреть вопрос о своевременном возмещении бюджетам субъектов Российской Федерации понесенных ими расходов на размещение и питание граждан в пунктах временного размещения;

42) проработать вопрос о совершенствовании механизма предоставления федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и корректировке его величины с учетом экономических условий, инвестиционной активности и приоритетов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

43) проанализировать практику перераспределения налоговой базы по налогу на прибыль организаций между субъектами Российской Федерации в результате реорганизации юридических лиц и влияние такого перераспределения на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, при необходимости подготовить соответствующие предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования;

44) рассмотреть вопрос о зачислении части доходов от акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации;

45) ускорить введение дополнительных лицензионных требований для организаций, осуществляющих деятельность по обороту спиртосодержащих лекарственных препаратов, в том числе установление повышенных требований к наличию опыта работы таких организаций и его продолжительности;

46) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов, а также установления возможности аннулирования лицензии на оптовую торговлю при выявлении нарушений, связанных с оборотом спиртосодержащих лекарственных препаратов;

47) проработать вопрос о внесении изменений в Правила уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1447, в части усиления контроля за списанием таких лекарственных средств в целях исключения возможности их вовлечения в незаконный оборот;

48) продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации о туристской деятельности в части классификации средств размещения, в том числе рассмотреть вопрос о признании предоставляемых в наем жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов средствами размещения с учетом возможностей цифровых платформ (агрегаторов) в целях обеспечения более полного поступления доходов от туристического налога в местные бюджеты.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры по повышению эффективности реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе по повышению качества планирования бюджетных расходов, обеспечению согласованности их структурных элементов по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, а также по учету ограничений и рисков их реализации в плановом периоде.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить эффективное использование имеющихся механизмов финансового обеспечения реализации проектов, направленных на реконструкцию и строительство объектов инфраструктуры субъектов Российской Федерации, с проведением предварительной комплексной оценки результатов использования указанных механизмов.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
2 июля 2025 года
№ 250-СФ