Заслушав представленный в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2023 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2023 год (далее – Доклад).
2. Отметить эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:
по участию в совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
по защите прав военнослужащих и лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, – участников специальной военной операции и членов их семей, граждан, эвакуированных из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, а также с территории Украины;
по информированию на площадках Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о фактах злостных нарушений прав человека украинскими вооруженными формированиями;
по оказанию гуманитарной помощи жителям Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
по укреплению в том числе в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
по обеспечению реализации избирательных прав граждан в день голосования 10 сентября 2023 года;
по укреплению сотрудничества и партнерских отношений с правозащитными институтами стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Центральной Америки.
3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 567145–8 «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации „О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей“ и статью 3 Федерального закона „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ (о предоставлении права на получение двух пенсий детям-инвалидам и инвалидам с детства – членам семей погибших участников СВО).
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить:
внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания)»;
рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»;
рассмотрение вопроса о совершенствовании механизма предоставления иностранным гражданам убежища в Российской Федерации и разработку соответствующего проекта федерального закона, предусмотренного планом мероприятий по реализации в 2024–2025 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 2024 года № 30-р;
2) рассмотреть содержащиеся в Докладе предложения в части урегулирования особенностей порядка обжалования отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
3) рассмотреть следующие вопросы:
о разрешении осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных учреждений, выезжать за пределы указанных учреждений для ухода за заболевшим ребенком в случае помещения его в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях;
о предоставлении возможности осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, проживать с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах не только муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр, но и на территории близко расположенного населенного пункта, относящегося к территории другого муниципального образования.
5. Комитетам Совета Федерации:
1) проанализировать Доклад в целях подготовки предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;
2) продолжить анализ практики применения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
6. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству провести совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации «круглые столы», посвященные следующим темам:
инновационные формы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;
совершенствование уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в части сокращения сроков применения меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе в связи с длительностью сроков производства судебных экспертиз;
практика применения и перспективы совершенствования законодательства в сфере противодействия пыткам.
7. Комитету Совета Федерации по социальной политике обеспечить координацию работы по подготовке и проведению при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации заседания Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Молодежным советом при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации по актуальным вопросам правового просвещения молодежи.
8. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации:
1) продолжить сотрудничество с рабочей группой по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей в целях определения актуальных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации;
2) продолжить работу:
по обеспечению прав граждан в сфере социального обслуживания;
по защите материнства, отцовства и детства, в том числе по обеспечению прав находящихся в местах принудительного содержания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей;
по защите прав граждан, проживающих в сельской местности, а также в труднодоступных и (или) отдаленных населенных пунктах;
по расширению форм правового просвещения, в том числе с использованием цифровых технологий, военнослужащих и лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, – участников специальной военной операции и членов их семей, граждан, эвакуированных из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, а также с территории Украины;
по мониторингу соблюдения прав граждан, эвакуированных из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, а также с территории Украины, в том числе совместно с Представительством Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев в Российской Федерации, и соблюдения прав граждан Российской Федерации, находящихся на территории Украины;
по формированию новых глобальных и региональных механизмов международной защиты прав и свобод человека и интеграционных правозащитных площадок;
по развитию международного сотрудничества Российской Федерации в области защиты прав и свобод человека, укреплению правозащитной дипломатии, в том числе в рамках Евразийского альянса омбудсменов и Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, а также по расширению и развитию двусторонних отношений с институтами защиты прав человека стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Центральной Америки;
по укреплению совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
по организации обучения уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудников их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий на базе Научно-образовательного центра по правам человека федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».
9. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации проанализировать Доклад в целях устранения в рамках своих полномочий обозначенных в нем проблем в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
3 июля 2024 года
№ 213-СФ