Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2023 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) отмечает следующее.
Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в 2023 году проведено 244 контрольных и 54 экспертно-аналитических мероприятия, а также 34 иных мероприятия, в том числе по оперативному анализу исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
По поручениям Совета Федерации и обращениям сенаторов Российской Федерации проведено 31 мероприятие. Осуществлено 18 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них 12 мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В 2023 году Счетной палатой в ходе осуществления внешнего государственного аудита было выявлено 4849 нарушений на сумму 2110,0 млрд рублей. Большая часть этой суммы (1565,7 млрд рублей), как и в предыдущие годы, связана с нарушениями, допущенными в ходе ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.
В ходе мероприятий по проверке формирования и исполнения федерального бюджета выявлено 1719 нарушений. По результатам проверок исполнения федерального бюджета выявлены нарушения на сумму 235,3 млрд рублей, в том числе нарушения при предоставлении и использовании субсидий и грантов в форме субсидий юридическим лицам на сумму 149,5 млрд рублей.
Установлены 64 факта, связанные с неэффективным использованием средств федерального бюджета и иных ресурсов, на общую сумму 19,2 млрд рублей.
Значительная часть выявленных нарушений (772 нарушения на сумму 176,3 млрд рублей) допущена при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц. В ходе проверок реализации федеральной адресной инвестиционной программы выявлено 67 нарушений на сумму 29,9 млрд рублей.
Всего в 2023 году Счетной палатой был обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства в размере 26,4 млрд рублей.
Была проведена экспертиза 1936 проектов нормативных правовых актов.
По итогам проведения мероприятий Счетной палатой направлено руководителям объектов аудита (контроля) 260 представлений, 7 предписаний, 375 информационных писем и 536 предложений (рекомендаций), в том числе 139 приоритетных предложений (рекомендаций).
В правоохранительные органы и органы государственной безопасности направлено 9 материалов, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации – 46 материалов.
По результатам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 119 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Проведенные Счетной палатой в 2023 году контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия позволили выявить ключевые проблемы социально-экономического развития Российской Федерации и резервы повышения эффективности управления государственными ресурсами.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2023 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2023 году.
2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.
3. Рекомендовать Счетной палате:
1) осуществлять контроль за использованием федеральных и иных ресурсов для достижения национальных целей развития Российской Федерации;
2) уделять особое внимание аудиту формирования федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов Союзного государства и Евразийского экономического союза и контролю за их исполнением;
3) организовать в пределах своей компетенции работу по контролю за выполнением мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года;
4) обеспечить при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявление и систематизацию проблем, связанных с внешним санкционным давлением на российскую экономику, и анализ эффективности мер, направленных на его преодоление;
5) осуществлять мониторинг:
реализации национальных (федеральных) проектов;
состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
формирования и использования средств Фонда национального благосостояния, а также управления этими средствами, в том числе в рамках мер по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в условиях внешнего санкционного давления;
исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
реализации мер по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в субъектах Российской Федерации;
6) включить в план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2025 год:
контрольное мероприятие по аудиту целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и иных ресурсов при реализации мероприятий федерального проекта «Профессионалитет»;
проведение анализа ценообразования при заключении государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий;
проведение выборочной проверки информационных систем, применяемых для оказания государственных услуг, исполнения государственных функций, а также информационных систем организаций с государственным участием;
7) направлять ежеквартально в Совет Федерации информацию о недостатках и нарушениях, выявленных Счетной палатой в ходе проведения мероприятий, о выполнении объектами аудита рекомендаций, представлений и предписаний Счетной палаты и о мерах, принятых в отношении объектов аудита и их должностных лиц;
8) осуществлять в ходе проведения мероприятий выявление нарушений и недостатков системного характера в разных сферах, проводить анализ причин их возникновения и представлять сводную информацию по этому вопросу в Совет Федерации;
9) разработать методические рекомендации по применению аудита соответствия;
10) обеспечить своевременную разработку и принятие Стратегии развития Счетной палаты Российской Федерации на 2025–2030 годы и Основных направлений деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2025–2027 годы;
11) продолжить работу по совершенствованию системы управления качеством мероприятий, проводимых Счетной палатой;
12) проводить на регулярной основе проверку деятельности главных администраторов бюджетных средств в целях оценки эффективности системы управления коррупционными рисками;
13) продолжить аудит реализации государственных мер поддержки инвестиций, в том числе направленных на укрепление технологического суверенитета Российской Федерации;
14) продолжить работу по развитию практики проведения Счетной палатой аудита международных организаций;
15) способствовать продвижению российских подходов к государственному аудиту (контролю) в Международной организации высших органов аудита (INTOSAI), государствах – участниках Содружества Независимых Государств, странах ближнего зарубежья, Азии, Африки и Латинской Америки с помощью развития сотрудничества с высшими органами аудита иностранных государств в двустороннем и многостороннем форматах;
16) расширять практику проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации;
17) продолжить работу по цифровизации и автоматизации процессов проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, созданию новых функциональных возможностей информационных систем Счетной палаты, внедрению в деятельность цифровых инструментов и современных методов анализа данных, направленных в том числе на автоматизацию поисков рисков нарушений;
18) рассмотреть вопрос о создании единой цифровой инфраструктуры Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в целях поддержки контрольной и экспертно-аналитической деятельности, развития дистанционных методов аудита;
19) продолжить оказание контрольно-счетным органам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области помощи в их становлении;
20) разработать и утвердить критерии оценки открытости деятельности Счетной палаты.
4. Направить настоящее постановление в Счетную палату.
5. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2024 году о ходе реализации настоящего постановления.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
3 июля 2024 года
№ 204-СФ