Документы

Постановление

О ходе реализации транспортной стратегии Российской Федерации и развитии логистической инфраструктуры

Заслушав информацию Министра транспорта Российской Федерации о ходе реализации транспортной стратегии Российской Федерации и развитии логистической инфраструктуры, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р, предусмотрено достижение таких долгосрочных целей развития транспортной системы, как повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение объема и скорости транзита грузов, и других.

В 2023 году, несмотря на внешнее санкционное давление, отмечается рост показателей эффективности работы транспортного комплекса. Увеличились объемы перевозок пассажиров автомобильным, воздушным, железнодорожным и внутренним водным транспортом, грузов – автомобильным и морским транспортом.

Достигнут рекордный уровень показателей строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования, в том числе регионального и межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций. Досрочно введена в эксплуатацию скоростная автомобильная дорога М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань».

В целях повышения качества транспортного обслуживания населения в 2023 году в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги» осуществлена поставка более 4,4 тысячи автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов в 64 субъекта Российской Федерации.

Продолжаются расширение маршрутной сети международных воздушных перевозок, строительство взлетно-посадочных полос аэродромов.

Для увеличения грузооборота реализуются мероприятия по развитию Восточного полигона железных дорог, строительству и реконструкции инфраструктуры морских портов и внутренних водных путей, транспортно-логистических центров. Росту объемов грузоперевозок способствует реконструкция пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

С превышением плановых показателей проведены комплексная модернизация, техническое оснащение и оборудование 75 таких пунктов пропуска.

В целях обеспечения транспортной доступности Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в 2023 году восстановлено порядка 1910 км автомобильных дорог и 26 искусственных дорожных сооружений, 60,88 км железнодорожных путей. На безвозмездной основе передано 490 автобусов, 23 локомотива. Начато восстановление вокзального комплекса в городе Мариуполе, создано федеральное государственное унитарное предприятие «Железные дороги Новороссии», обеспечена работа морских портов Мариуполь и Бердянск, модернизировано 6 автомобильных пунктов пропуска на административной границе указанных субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем снижается объем пассажирских перевозок морским транспортом, в том числе по причине угрозы безопасности гражданского судоходства в ряде районов Азовского и Черного морей, а также объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом из‑за обмеления главных судоходных рек России, в результате которого невозможна полная загрузка речных судов.

Актуальными остаются задачи по дальнейшему развитию и улучшению работы транспортного комплекса в целях удовлетворения спроса экономики и общества на конкурентоспособные и качественные транспортные услуги с учетом переориентации грузовых потоков на новые направления, существенного повышения спроса на пассажирские перевозки внутри страны. Для их решения требуется принять на федеральном и региональном уровнях дополнительные меры, направленные на создание Единой опорной транспортной сети Российской Федерации, обеспечение связанности всех видов транспорта, синхронизацию планов развития транспортного комплекса с планами развития иных отраслей экономики, в том числе жилищного строительства, промышленности и туризма.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра транспорта Российской Федерации о ходе реализации транспортной стратегии Российской Федерации и развитии логистической инфраструктуры.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период весенней сессии 2024 года следующие проекты федеральных законов:

№ 226964–8 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании правового регулирования отношений в сфере использования акватории водных объектов);

№ 352566–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о передаче Росаккредитации полномочий по аккредитации операторов технического осмотра и контролю за их деятельностью);

№ 452647–8 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (о системе вывоза грузов в морских портах);

№ 471421–8 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (об утверждении требований к контрольным полетам (облетам) воздушных судов).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) увеличить объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансирование программ субсидирования воздушных перевозок пассажиров в целях возмещения в полном объеме организациям воздушного транспорта недополученных доходов в связи с осуществлением ими воздушных перевозок пассажиров по специальным тарифам, в том числе с учетом увеличения протяженности ряда маршрутов из‑за изменений в системе организации воздушного движения начиная с февраля 2022 года, а также в целях недопущения сокращения количества субсидируемых маршрутов;

2) проработать вопрос о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242, в части расширения перечня населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации, в целях обеспечения приоритетного субсидирования маршрутов, пункты назначения и/или отправления которых находятся в населенных пунктах, где воздушный транспорт является безальтернативным видом сообщения;

3) предусмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление внутрирегиональных (местных) воздушных перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации;

4) продолжить работу по расширению маршрутной сети международных воздушных перевозок, осуществляемых российскими организациями воздушного транспорта;

5) обеспечить в полном объеме финансирование расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года № 658 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения»;

6) обеспечить включение мероприятия по реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 933 – км 1024 в Программу деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010–2030 годы), утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 2146-р, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;

7) продолжить предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации специальных казначейских кредитов на обновление инфраструктуры и подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с Правилами предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 525;

8) предусмотреть в разрабатываемой программе развития городского наземного электрического транспорта до 2030 года меры государственной поддержки обновления инфраструктуры и подвижного состава городского наземного электрического транспорта, а также обеспечить создание условий для перевода указанного вида транспорта на систему брутто-контрактов;

9) продолжить совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, распространив требование о высоком уровне локализации производства на территории Российской Федерации на аренду продукции автомобилестроения (включая лизинг) и закупку транспортных услуг для государственных и муниципальных нужд;

10) обеспечить внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего продление до 2033 года действия положений Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

11) ускорить подготовку заключения на проект федерального закона, направленного на внесение изменений в статью 94 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части повышения размера штрафа за невыполнение участниками перевозочного процесса принятой заявки на перевозку груза;

12) обеспечить строительство основных сооружений Багаевского гидроузла (первый этап), включая водосбросную плотину, судоходный шлюз и рыбоходно-нерестовый канал, до конца декабря 2024 года и их ввод в эксплуатацию к открытию навигации на реке Дон 30 апреля 2025 года;

13) обеспечить завершение в плановые сроки реконструкции судоходных шлюзов 15 и 16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создания судоходного канала от города Городец до города Нижний Новгород;

14) проработать вопрос о выделении бюджету Республики Крым бюджетных ассигнований в целях обеспечения функционирования инфраструктуры, необходимой для организации перевозок между морскими портами Керчь и Кавказ.

4. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:

1) продолжить работу по расширению интеграционного взаимодействия в транспортной сфере в рамках Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств и Союзного государства;

2) обеспечить дальнейшее совершенствование правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности;

3) обеспечить синхронизацию мероприятий по повышению пропускной способности морских портов и мероприятий по развитию железнодорожных и автомобильных подходов к ним;

4) обеспечить внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего создание федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная система весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах», в рамках которой будут осуществляться непрерывный мониторинг функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, их интеграция в единый контур, информационное взаимодействие с региональными и муниципальными системами автоматического весогабаритного контроля, сбор и анализ сведений обо всех нарушениях весогабаритных параметров;

5) рассмотреть разработанный сенаторами Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „О связи“ и Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего строительство и эксплуатацию сооружений связи для размещения базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи и линий связи в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог;

6) рассмотреть вопрос о передаче участка автомобильной дороги А-241 Симферополь – Джанкой в федеральную собственность и его дальнейшей реконструкции;

7) проработать вопрос о модернизации автомобильного пункта пропуска Чертково на административной границе Ростовской области и Луганской Народной Республики;

8) рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» в части включения плавучих объектов (дебаркадеров, понтонов, плавучих причалов) с малым пассажиропотоком, используемых для безопасной посадки и высадки пассажиров, в число объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта;

9) рассмотреть возможность выделения в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, бюджетных ассигнований на финансирование строительства в аэропорту Пенза нового здания аэровокзала, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.

5. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации подготовить предложения по повышению качества услуг подвижной радиотелефонной связи на участках, расположенных вдоль автомобильных дорог общего пользования, в том числе по совершенствованию нормативно-правового регулирования в этой сфере.

6. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству воздушного транспорта активизировать работу, направленную на развитие производства авиационной техники, поддержание летной годности, модернизацию и восстановление воздушных судов.

7. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным агентством воздушного транспорта, органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения об источниках финансового обеспечения реализации мероприятий по строительству и реконструкции посадочных площадок

в Арктической зоне Российской Федерации, включенных в план мероприятий (»дорожную карту») по строительству (реконструкции) посадочных площадок в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2022 года № 186-р.

8. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному дорожному агентству и Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ускорить подписание документов о взаимодействии при восстановлении автомобильных дорог, задействованных в рамках строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань».

9. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации при участии открытого акционерного общества «Российские железные дороги» проработать вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.

10. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с органами государственной власти Донецкой Народной Республики проработать вопрос об организации морского пассажирского сообщения между морскими портами Мариуполь и Таганрог, в том числе о создании необходимой инфраструктуры морского порта Мариуполь.

11. Рекомендовать Федеральному агентству морского и речного транспорта учитывать фактическое использование внутренних водных путей Российской Федерации при установлении их категорий в соответствии Правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 113.

12. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации:

1) учитывать при формировании контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета динамику потребности транспортной отрасли в кадровом обеспечении, в том числе в субъектах Российской Федерации;

2) внести изменения в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 февраля 2022 года № 89, в части формирования в рамках области образования «Транспорт» отдельных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Транспортное строительство и дорожное хозяйство», «Организация, эксплуатация и инфраструктура железнодорожного транспорта».

13. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации:

1) учитывать при формировании контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета динамику потребности транспортной отрасли в кадровом обеспечении, в том числе в субъектах Российской Федерации;

2) ускорить разработку и утверждение перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 марта 2022 года № 107 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» с учетом объединения и актуализации специальностей и профессий, относящихся к транспортной отрасли, в рамках области образования «Транспорт» исходя из направлений технологического и организационного развития отрасли.

14. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) продолжить работу по проведению мониторинга кадрового обеспечения транспортной отрасли и прогнозных потребностей субъектов Российской Федерации в соответствующих кадрах;

2) усилить работу по профессиональной ориентации обучающихся и выпускников образовательных организаций в целях подготовки специалистов транспортной отрасли и их последующего трудоустройства, в том числе с применением цифровых инструментов взаимодействия работодателей и образовательных организаций, центров карьеры образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

15. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обратить особое внимание на прогнозирование потребности в кадровом обеспечении региональных транспортных комплексов, расширить область применения механизма приема на целевое обучение для своевременного обеспечения потребности в подготовке специалистов, в том числе с учетом реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», региональных программ социально-экономического развития;

2) продолжить оказание содействия открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в вопросах, связанных с реализацией мероприятий по развитию (строительству, реконструкции) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе в случае необходимости размещения таких объектов в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий.

16. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

1) принять участие в работе Министерства транспорта Российской Федерации по подготовке и актуализации документов стратегического планирования в сфере транспорта с учетом рекомендаций Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

2) осуществлять на постоянной основе мониторинг достижения прогнозных показателей поставок авиационной техники отечественного производства по годам, установленных комплексной программой развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года № 1693-р.

17. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом квартале 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

18. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2025 года о реализации настоящего постановления.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

20. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
21 февраля 2024 года
№ 46-СФ