Документы

Постановление

О роли финансового сектора в обеспечении экономического развития Российской Федерации

Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о роли финансового сектора в обеспечении экономического развития Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Для обеспечения развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления финансовый сектор имеет ключевое значение.

Принятые в 2022 году Правительством Российской Федерации во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации системные меры по обеспечению экономической устойчивости, а также сформированные ранее резервы капитала финансовых организаций, создание национальной платежной и расчетной инфраструктур позволили оперативно стабилизировать ситуацию на финансовом рынке, предотвратить ее развитие по негативному сценарию. Финансовый сектор продолжил предоставлять финансовые услуги гражданам и организациям, став эффективным каналом реализации мер государственной поддержки экономики.

Вместе с тем для финансирования трансформации экономики и ее развития требуются усиление роли небанковских финансовых посредников, расширение видов финансовых инструментов, поощряющих долгосрочные вложения частных и институциональных инвесторов в реальный сектор экономики, а также повышение конкурентоспособности фондового рынка.

Необходимо повышать доверие инвесторов к фондовому рынку за счет обеспечения доступности информации для принятия инвестиционных решений, в том числе своевременного раскрытия финансовой отчетности эмитентов всем участникам рынка капитала, за исключением чувствительной к санкционным рискам информации, внедрения лучших практик корпоративного управления. Актуальной также остается задача по совершенствованию инструментов и инфраструктуры устойчивого развития.

В целях стимулирования кредитования приоритетных для развития экономики проектов большое значение имеет реализуемая в настоящее время таксономия проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации, на основе которой могут разрабатываться различные меры по повышению доступности финансирования для таких проектов.

Наряду с развитием внутренних источников финансирования экономического развития Российской Федерации важно также создавать условия для привлечения финансовых ресурсов из дружественных стран, а именно повышать привлекательность российского финансового рынка для иностранных инвесторов за счет развития соответствующей инфраструктуры и упрощения входа таких инвесторов на российский финансовый рынок.

С учетом переориентации международных экономических связей принципиальное значение приобретают выстраивание каналов платежей и расчетов в национальных валютах, развитие сети корреспондентских отношений, альтернативных каналов обмена финансовой информацией с государствами – торговыми партнерами Российской Федерации.

При этом для достижения целей устойчивого развития экономики Российской Федерации требуются скоординированные действия Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о роли финансового сектора в обеспечении экономического развития Российской Федерации.

2. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:

1) усовершенствовать регулирование банковского сектора исходя из необходимости приоритетного финансирования банками и небанковскими кредитными организациями проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации с учетом сохранения контроля за рисками финансовой стабильности, а также проработать вопрос о распространении стимулирующего регулирования на проекты устойчивого развития;

2) продолжить работу:

по проведению денежно-кредитной политики, направленной на поддержание ценовой стабильности и повышение доступности кредитования для граждан и организаций путем снижения процентных ставок;

по развитию инструментов финансирования устойчивого развития, внедрению подходов к регулированию финансового рынка для достижения целей устойчивого развития через трансформацию бизнеса и обеспечения раскрытия информации в области устойчивого развития;

по анализу деятельности кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в целях исключения нецелевого использования средств материнского (семейного) капитала;

по развитию при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаторов торговли механизмов привлечения инвестиционного капитала геологоразведочными юниорными компаниями;

3) рассмотреть вопрос о развитии расчетов в национальных валютах, в том числе индийских рупиях, иранских риалах, дирхамах ОАЭ и иных иностранных валютах, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

4) обеспечить при участии Правительства Российской Федерации проведение эксперимента по использованию цифровых финансовых активов, а также цифровых валют в трансграничных расчетах в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению «финансовый рынок»;

5) продолжать работу в сфере цифровизации финансового рынка и расширения платежной инфраструктуры, направленную:

на развитие безналичных платежей, в том числе с применением платежных карт «Мир» и сервисов Системы быстрых платежей;

на продвижение использования системы передачи финансовых сообщений Центрального банка Российской Федерации банками дружественных стран;

на внедрение платформы цифрового рубля и обеспечение ее взаимодействия с аналогичными платформами регуляторов дружественных стран;

на создание дополнительных регуляторных возможностей для тестирования инновационных решений в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению «финансовый рынок»;

на создание конкурентных условий для обмена данными с использованием открытых программных интерфейсов;

на развитие регулирования цифровых прав;

6) продолжить реализацию комплекса мер по повышению качества данных в информационных системах, содержащих сведения о кредитных историях, в том числе за счет включения в кредитную историю данных о приобретении товаров (работ, услуг), предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа;

7) принять меры по обеспечению доступности для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе в виде электронного документа с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

8) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о сроках разработки и апробации на российском рынке методики стоимостной оценки геологоразведочных юниорных компаний.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) проработать вопросы:

о повышении эффективности участия институтов развития в финансировании направлений деятельности, проектов и организаций, оказывающих влияние на трансформацию экономики;

о субсидировании процентной ставки по кредитам, привлекаемым в рамках реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства на условиях государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, а также о разработке механизмов хеджирования процентных рисков по указанным кредитам;

о создании центра компетенций по изучению, апробации и распространению лучших региональных практик в сфере жилищного кредитования и финансирования жилищного строительства;

2) рассмотреть возможность подготовки во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:

развитие механизмов инвестирования посредством инвестиционных платформ в целях привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

совершенствование правового регулирования в части защиты неквалифицированных инвесторов;

совершенствование механизма регулирования деятельности по привлечению инвестиций физических лиц в целях противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке организаций, в том числе имеющих признаки финансовой пирамиды;

предоставление акционерам (участникам) кредитных организаций и отдельных некредитных финансовых организаций права использовать денежные средства в иностранных валютах, перечень которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, для оплаты акций (долей) указанных участников финансового рынка;

формирование системы индикаторов финансового и товарного рынков, правовых основ деятельности администраторов таких индикаторов;

создание условий для развития организованных торгов товарами на базе лицензий, выдаваемых Центральным банком Российской Федерации торговым системам;

развитие инструментов долгосрочного накопительного страхования жизни с учетом устранения регуляторного арбитража со схожими инструментами долгосрочных сбережений граждан;

страхование гражданской ответственности владельцев объектов массового пребывания граждан, включая негосударственные организации социального обслуживания.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации:

1) продолжить работу:

по стимулированию долгосрочных сбережений граждан, в том числе путем введения индивидуального инвестиционного счета нового типа (тип III) и единого налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на такие сбережения граждан;

по выявлению противоправных действий на рынке финансовых услуг, в частности нелегальной деятельности, деятельности организаций с признаками финансовой пирамиды,

в том числе путем мониторинга интернет-пространства;

по совершенствованию правового регулирования рекламы финансовых услуг, в том числе недопущению использования хозяйствующими субъектами не принадлежащих им фирменных наименований в качестве ключевых слов (словосочетаний) в поисковых системах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

по поиску решений, направленных на выход российских инвесторов из иностранных ценных бумаг, замороженных вследствие введенных санкций, в целях формирования источника расширения спроса на фондовом рынке;

по взаимному признанию кредитных рейтингов, присвоенных национальными кредитными рейтинговыми агентствами дружественных стран, и упрощению процедур получения российскими банками кредитного рейтинга в этих странах;

по заключению межправительственных соглашений о клиринге в национальных валютах с дружественными странами в целях содействия росту использования национальных валют в обслуживании внешнеторговых контрактов с приоритетными партнерами;

по развитию национального рынка аудиторских услуг, в том числе обеспечению условий для признания на территориях дружественных стран аудиторских заключений и отчетов, выданных российскими аудиторскими организациями;

2) рассмотреть вопросы:

о повышении доступности финансирования для организаций, реализующих технологичные решения, в том числе содействующих обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики;

о развитии инструментов секьюритизации, в том числе возможности изменения требований к объему и способам принятия оригинатором риска в рамках сделок секьюритизации, совершаемых с участием специализированного финансового общества;

о выпуске облигаций с правом на долю в выручке организаций с возможностью их обращения без срока погашения;

3) рассмотреть возможность выпуска «водных» облигаций в качестве одного из механизмов финансирования мероприятий разрабатываемого федерального проекта по оздоровлению водных объектов и направить предложения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2023 года;

4) рассмотреть возможность оказания содействия участникам финансового рынка в создании комплексной консалтинговой инфраструктуры для эмитентов ценных бумаг в целях развития рынка капитала, в том числе долевого финансирования;

5) принять меры, направленные на обеспечение условий, позволяющих кредитным организациям дружественных стран открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, в целях расширения возможностей привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, а также преодоления ограничений в части проведения трансграничных расчетов;

6) обеспечить возможность участия кредитных организаций, находящихся в процессе реорганизации в форме выделения в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации „О государственной тайне“, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах», в программах субсидирования из федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым хозяйствующим субъектам, получающим государственную поддержку;

7) создать условия для увеличения количества страховых компаний, предоставляющих услуги по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

8) разработать меры государственной поддержки, направленные на обеспечение страхования имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества физических и юридических лиц в результате террористических актов, военных действий, а также маневров, военных мероприятий или антитеррористических операций и иных подобных действий на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и других субъектов Российской Федерации;

9) проработать вопрос об обязательной ежегодной публикации российскими организациями публичной нефинансовой отчетности, содержащей в том числе информацию о соблюдении ими принципов ответственного ведения бизнеса, таких как стабильное стратегическое развитие в Российской Федерации, развитие городов их присутствия, участие в благотворительной деятельности, забота о сотрудниках и членах их семей, поддержка социальных программ, реализация проектов, связанных с охраной окружающей среды, и других социальных проектов.

5. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 1046569–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств»;

№ 1212906–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего ограничения на применение переменной процентной ставки по отдельным видам кредитов (займов) в зависимости от размера кредита (займа) и срока его возврата, включая кредиты микропредприятиям, а также обязанность кредиторов предварительно уведомлять заемщиков о потенциальных рисках изменения процентной ставки и факте такого изменения;

№ 48749–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О потребительском кредите (займе)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка расчета полной стоимости потребительского кредита (займа);

№ 160987–8 «О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ (в части установления порядка перевода денежных средств между счетами одного физического лица в разных кредитных организациях без взимания комиссионного вознаграждения);

№ 196743–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части предоставления заемщику права на получение льготного периода исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа);

№ 198584–8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации»;

№ 200599–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизма рассмотрения Банком России и участниками финансового рынка обращений заявителей);

№ 341256–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ и Федеральный закон „О потребительском кредите (займе)“ (о праве заемщика установить запрет на заключение с ним договоров потребительского кредита (займа);

№ 367060–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ (в части формирования правовых основ для социального банковского счета и социального банковского вклада);

№ 384586–8 «О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 51 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ (в части предоставления банкам с базовой лицензией права открывать корреспондентские счета в иностранных банках на постоянной основе).

6. Предложить Центральному банку Российской Федерации в период весенней сессии 2024 года проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
5 июля 2023 года
№ 372-СФ