Документы

Постановление

Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году

Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в 2022 году проведено 246 контрольных мероприятий и 61 экспертно-аналитическое мероприятие, а также 31 иное мероприятие, в том числе по оперативному анализу исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

По поручениям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям сенаторов Российской Федерации проведено 24 мероприятия. Осуществлено 18 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 10 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В 2022 году Счетной палатой в ходе внешнего государственного аудита было выявлено 4 447 нарушений на сумму 885,6 млрд рублей. Большая часть этой суммы (736,5 млрд рублей) связана с нарушениями, допущенными в ходе ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Значительная часть нарушений (641 нарушение на сумму 20 млрд рублей) – это нарушения, допущенные при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц. 104 нарушения на сумму 15,3 млрд рублей выявлены в ходе проверок реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

В рамках анализа практики применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявлено, что заказчики не всегда используют возможность выбора гибких закупочных процедур, предусмотренных законодательством.

В ходе мероприятий по проверке формирования и исполнения федерального бюджета выявлены нарушения, связанные с его формированием (245 нарушений), а также нарушения положений нормативных правовых актов, регулирующих исполнение федерального бюджета (1 216 нарушений на сумму 74,9 млрд рублей).

Установлено 48 нарушений, связанных с неэффективным использованием средств федерального бюджета и иных ресурсов, на общую сумму 12,3 млрд рублей.

Всего в 2022 году Счетной палатой был обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства в размере 8,9 млрд рублей.

Была проведена экспертиза 1 352 проектов нормативных правовых актов.

По итогам проведения мероприятий Счетной палатой направлено участникам бюджетного процесса 269 представлений, 9 предписаний, 451 информационное письмо и 874 предложения (рекомендации).

В правоохранительные органы и органы государственной безопасности направлено 9 материалов, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации – 28 материалов.

По результатам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 182 должностных лица, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.

В 2022 году Счетной палатой применены новые подходы к оценке формирования и использования системы показателей государственных программ Российской Федерации как в рамках предварительного аудита формирования федерального бюджета, так и последующего контроля за его исполнением. В соответствии с указанными подходами осуществлены анализ и оценка по всем государственным программам Российской Федерации.

Проведенные в 2022 году контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия Счетной палаты позволили выявить ключевые проблемы социально-экономического развития Российской Федерации и резервы повышения эффективности управления государственными ресурсами.

По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году.

2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.

3. Рекомендовать Счетной палате:

1) обеспечить аудит формирования и контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов Союзного государства и Евразийского экономического союза, обратив особое внимание на контроль за использованием средств федерального бюджета, направляемых на выполнение задач по обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации;

2) осуществлять при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявление и систематизацию проблем, связанных с санкционным давлением на российскую экономику, и анализ эффективности мер, направленных на его преодоление;

3) осуществлять мониторинг:

реализации национальных (федеральных) проектов;

состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

формирования и использования средств Фонда национального благосостояния, а также управления этими средствами, в том числе в рамках мер по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в условиях санкционного давления;

исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

поддержания достигнутого уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, предусмотренного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

4) рассмотреть возможность проведения экспертно-аналитических мероприятий:

по анализу принятых Правительством Российской Федерации мер, направленных на обеспечение импортозамещения, продовольственной безопасности, социальную защиту граждан;

по анализу и оценке реализации государственных программ Российской Федерации, а также нарушений, недостатков и проблем, возникающих в связи с переходом на новую систему управления ими;

по анализу изменения состояния государственного долга субъектов Российской Федерации и эффективности использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

по анализу исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в части софинансирования из федерального бюджета мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, расположенных в субъектах Российской Федерации, в рамках федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317;

по анализу использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, а также проектов государственно-частного партнерства в указанной сфере, реализуемых без привлечения федеральных ресурсов;

5) провести в 2024 году анализ соблюдения сроков и порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в субъектах Российской Федерации с учетом синхронизации закупочного и бюджетного процессов, а также анализ причин недостижения результатов закупок;

6) продолжить аудит мер по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности;

7) включить в план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2024 год:

экспертно-аналитическое мероприятие по анализу практики установления тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и применения способов ее оплаты;

совместные (параллельные) контрольные и экспертно-аналитические мероприятия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации по приоритетным вопросам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в целях аудита целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и иных ресурсов и достижения запланированных результатов;

экспертно-аналитическое мероприятие по анализу влияния применения института единого налогового счета на исполнение доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

8) разработать методологию осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности в виде аудита соответствия;

9) продолжить работу по сближению позиций по актуальным вопросам внешнего государственного аудита (контроля), а также по внедрению общих подходов к аудиторской деятельности в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза в целях содействия региональной интеграции;

10) совершенствовать взаимодействие с высшими органами аудита стран Африки, Азии, Латинской Америки и международными организациями в целях продвижения подходов Российской Федерации к внешнему государственному аудиту (контролю), в том числе в двустороннем и многостороннем форматах сотрудничества;

11) продолжить работу:

по оказанию методической помощи контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении ими контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

по обеспечению открытости деятельности Счетной палаты, в том числе по подготовке внутреннего нормативного документа, регулирующего ограничение доступа к информации о результатах указанной деятельности;

по цифровизации деятельности Счетной палаты;

12) оказывать органам государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей методическую и организационную помощь в создании контрольно-счетных органов.

4. Направить настоящее постановление в Счетную палату.

5. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2023 году о ходе реализации настоящего постановления.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
24 мая 2023 года
№ 231-СФ