Документы

Постановление

О перспективах развития железнодорожного транспорта

Заслушав информацию генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о перспективах развития железнодорожного транспорта, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Обеспечение развития железнодорожного транспорта с привлечением для этого необходимых инвестиций является одной из ключевых задач открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и осуществляется на основе приоритетов, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года.

В современных условиях трансформации экономики взаимодействие ОАО «РЖД» с органами государственной власти субъектов Российской Федерации направлено на повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством модернизации железнодорожной инфраструктуры, продвижения мультимодальных перевозок, расширения сети скоростных перевозок.

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации в 2022 году за счет продолжающейся реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры обеспечена провозная способность на Восточном полигоне железных дорог – 158 млн тонн, на подходах к портам Северо-Западного бассейна – 145 млн тонн и Азово-Черноморского бассейна – 125 млн тонн. Осуществляются мероприятия по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров, по инновационному развитию технологических процессов и увеличению протяженности магистральной квантовой сети до 2500 км.

На рынке пассажирских перевозок проводится обновление парка пассажирских вагонов, расширяется применение инструментов взаимодействия с клиентами (личный кабинет, мобильные приложения), развивается безбарьерная среда.

В 2022 году с использованием инфраструктуры российских железных дорог отправлено и перевезено более одного миллиарда пассажиров, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации запущено 19 новых маршрутов для повышения транспортной доступности пригородных железнодорожных перевозок.

В сфере туристических перевозок за 2021–2022 годы количество туристических маршрутов увеличилось с 5 до 35, включая специальные проекты «Поезд памяти», «Поезд Деда Мороза», «Большая перемена», «Страна открытий», туристические поезда для участников специальной военной операции и членов их семей в рамках социально-патриотического проекта «Своих не бросаем».

В 2022 году в условиях беспрецедентного санкционного давления за счет переориентации грузопотоков, развития альтернативных цепей поставок и освоения новых логистических маршрутов изменился баланс объемов межгосударственных перевозок в пользу дружественных стран, во внутригосударственном сообщении достигнута положительная динамика перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Вместе c тем современные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации обуславливают необходимость формирования долгосрочных приоритетов развития ОАО «РЖД», предусматривающих реализацию комплексных проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры с учетом потребностей экономики.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о перспективах развития железнодорожного транспорта.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период проект федерального закона № 177055–8 «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона „О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (о совершенствовании процессов организации медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта);

2) предусмотреть при доработке ко второму чтению проекта федерального закона № 70819–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах социальной поддержки граждан в части расширения состава содержащихся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) сведений и внедрения реестрового принципа их ведения) возможность предоставления доступа ОАО «РЖД» к сведениям, содержащимся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

3. Рекомендовать ОАО «РЖД»:

1) подготовить предложения по долгосрочному развитию ОАО «РЖД» на период до 2032 года в целях обеспечения сбалансированного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта для удовлетворения спроса пассажиров и грузоотправителей на перевозки, а также увеличения вклада ОАО «РЖД» в валовый внутренний продукт страны, предусмотрев необходимые меры поддержки, в том числе за счет бюджетных средств;

2) обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:

рассмотреть возможность внесения изменений в федеральные законы от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части продления срока действия установленных ими отдельных особенностей регулирования градостроительных, земельных и иных отношений до 2030 года, а также в статью 94 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части усиления ответственности грузоотправителей, операторов морских терминалов за невыполнение заявок на перевозку грузов;

разработать совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации план дальнейших мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории при строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;

рассмотреть при участии Министерства транспорта Российской Федерации и Администрации Томской области целесообразность включения в Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р, проектов развития железнодорожной инфраструктуры на территории Томской области;

рассмотреть при участии Министерства транспорта Российской Федерации, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и иных институтов развития возможность включения в Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года первой части строительства железной дороги Нижний Бестях – Магадан – выход из порта Магадан, а также строительства автомобильного и железнодорожного мостов в нижнем бьефе Братской гидроэлектростанции в рамках реализации концессионных соглашений;

3) проработать во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации вопросы:

внесения изменений в нормативные правовые акты в части регулирования порядка приема заявок на перевозку грузов с учетом вместимости железнодорожных путей необщего пользования, мест общего и необщего пользования на станции отправления и назначения груза, а также в части планирования и организации перевозок смерзающихся грузов;

установления устойчивого железнодорожного сообщения с населенными пунктами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей с одновременной организацией регулярного пассажирского железнодорожного сообщения на указанных территориях в целях обеспечения интеграции этих регионов в единое транспортное пространство и экономическую систему Российской Федерации, а также их социально-экономического развития (в части вопросов ведения ОАО «РЖД»);

4) продолжить во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека работу по подготовке предложений, направленных на разграничение ответственности за обеспечение экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения между ОАО «РЖД» и лицами, осуществляющими строительство объектов городской инфраструктуры вблизи железнодорожных путей и иных объектов железнодорожного транспорта;

5) проработать вопрос о расширении применения механизма государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и иных способов инвестирования на железнодорожном транспорте в целях обеспечения финансирования строительства новых железнодорожных линий;

6) продолжить работу:

по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург;

по реконструкции железнодорожных пограничных станций Гродеково, Сосновая Падь, Камышовая, Забайкальск, Наушки в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» в целях осуществления экспортных перевозок, в том числе угольной продукции и иных грузов, в Китайскую Народную Республику;

7) рассмотреть возможность поставки двухсистемных электропоездов «Ласточка» в количестве трех единиц для организации перевозок между Алтайским краем и Новосибирской областью;

8) проработать вопрос о пополнении подвижного состава на отдельных участках Октябрьской железной дороги на территории Ленинградской области в целях увеличения размеров движения пригородных поездов на согласованных с перевозчиком маршрутах Сланцы – Санкт-Петербург – Сланцы и Ивангород – Санкт-Петербург – Ивангород;

9) рассмотреть вопрос о заключении с предприятиями транспортного машиностроения долгосрочных договоров на приобретение локомотивов, электропоездов, вагонов локомотивной тяги, путевой техники и комплектующих для железнодорожной техники;

10) рассмотреть целесообразность развития железнодорожной инфраструктуры от станции Биробиджан-1 до станции Ленинск исходя из прогнозного грузопотока по мере загрузки существующих мощностей железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Нижнеленинское (Еврейская автономная область);

11) рассмотреть возможность:

реализации мероприятий по электрификации железнодорожных путей от станции Шаховская Московской области до станции Муравьево Тверской области;

ускорения электрификации участка Ртищево – Кочетовка Юго-Восточной железной дороги в целях развития пассажирских и грузовых перевозок по маршруту Москва – Тамбов;

осуществления электрификации железнодорожных путей на территории Ульяновской области в 2025–2027 годах;

12) ускорить работу по строительству новой железнодорожной станции Самур II (Республика Дагестан), позволяющей обеспечить грузовые перевозки железнодорожным транспортом в размере до 15 млн тонн;

13) активизировать в рамках межграничного сотрудничества работу по проекту строительства железнодорожного моста Джалинда – Мохэ;

14) обеспечить софинансирование мероприятий по капитальному ремонту зданий муниципального автономного учреждения культуры «Городской дворец культуры „Русь“ города Тынды и муниципального бюджетного учреждения культуры „Тындинская центральная городская библиотека“, реализуемых Правительством Амурской области в рамках подготовки и проведения празднования 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали;

15) рассмотреть возможность проведения работ по второму этапу реконструкции железнодорожного вокзала станции Уфа;

16) проработать вопросы строительства надземного пешеходного перехода железнодорожной станции Липецк и благоустройства территории привокзальной площади железнодорожного вокзала указанной станции;

17) рассмотреть возможность запуска движения скоростных электропоездов «Ласточка» для организации пассажирских перевозок по маршруту Томск – Новосибирск – Томск;

18) рассмотреть вопрос о возобновлении пассажирских перевозок в прямом железнодорожном сообщении по маршруту Томск – Владивосток;

19) проработать вопросы организации пассажирских перевозок в прямом железнодорожном сообщении на направлении Усть-Джегута – Черкесск – Москва, а также электрификации железных дорог на указанном направлении в целях комплексного развития курортов Северного Кавказа, включая курорт «Архыз» (в части вопросов ведения ОАО «РЖД»);

20) рассмотреть возможность увеличения пропускной способности железных дорог от города Ростова-на-Дону до города Краснодара в целях переориентации грузопотоков и обеспечения перевозок зерновых культур преимущественно железнодорожным транспортом;

21) уделить особое внимание увеличению объема перевозок грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД» в порты Дальнего Востока в целях бесперебойных поставок товаров для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районах Дальнего Востока, а также на территориях, входящих в Арктическую зону Российской Федерации;

22) проработать вопрос об осуществлении технологических мероприятий по организации движения грузов, адресованных на станции акционерного общества «Акционерная компания „Железные дороги Якутии“, предусмотрев отдельные графики, маршруты, формируемые на станциях зарождения и объединения грузопотоков, контроль за согласованием заявок на перевозку грузов и приемом к перевозке грузов для Республики Саха (Якутия);

23) принять меры, направленные:

на решение в ускоренном порядке вопроса об отправке в Приморский край загруженных вагонов для перевозки минеральных удобрений;

на повышение приоритетности доставки скоропортящихся грузов в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, в точном соответствии с заявками грузоотправителей и в полном объеме при перевозках железнодорожным транспортом в целях обеспечения стабильного снабжения населения продовольствием;

24) рассмотреть возможность доставки в приоритетном порядке по инфраструктуре ОАО «РЖД» горюче-смазочных материалов в целях обеспечения работы сельскохозяйственной техники и стабилизации цен на указанные материалы в период подготовки и проведения весенне-полевых работ и уборки урожая в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

4. Рекомендовать Правительству Карачаево-Черкесской Республики подготовить и представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения, заявки и финансово-экономические обоснования, необходимые для строительства железной дороги Сочи – Архыз за счет средств федерального бюджета.

5. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

1) продолжить работу по подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (о разграничении ответственности ОАО «РЖД» и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам проектирования, строительства, реконструкции и содержания пешеходных мостов и тоннелей в зависимости от их функционального назначения);

2) проработать вопросы законодательного обеспечения применения механизма государственно-частного партнерства и иных способов инвестирования, в том числе на условиях «вези или плати», в целях привлечения дополнительных инвестиций в сферу железнодорожного транспорта;

3) провести при участии Министерства транспорта Российской Федерации и ОАО «РЖД» оценку достижения целевых показателей провозной способности и предельной массы грузового проезда, установленных в паспорте инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап)», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 1100-р.

6. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проанализировать практику применения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части соблюдения природоохранных требований и осуществлять мониторинг его реализации.

7. Предложить ОАО «РЖД» представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 1 декабря 2023 года информацию о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
12 апреля 2023 года
№ 156-СФ