Заслушав информацию председателя государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» о вкладе государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в трансформацию экономики, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В условиях реализации мер по обеспечению трансформации экономики компетенции государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее – ВЭБ.РФ), консолидирующей институты развития в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3710-р, имеют особое значение.
ВЭБ.РФ содействует обеспечению долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, расширению инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта промышленной продукции, а также иных проектов, осуществляемых в том числе в рамках внешнеэкономической, консультационной и иной деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“.
ВЭБ.РФ ведет работу в рамках решения ключевых задач, обозначенных в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 15 декабря 2022 года, утвержденном Президентом Российской Федерации 26 января 2023 года № Пр-144. Наблюдательным советом ВЭБ.РФ определены основные направления деятельности ВЭБ.РФ, а также приоритетные отрасли экономики, на поддержку и развитие которых нацелены проекты ВЭБ.РФ.
Реализуется механизм поддержки долгосрочных инвестиционных проектов – программа «Фабрика проектного финансирования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 года № 158, за счет которой инвестору компенсируются процентные и иные финансовые риски. По состоянию на 1 декабря 2022 года органами управления ВЭБ.РФ одобрены 35 проектов общей стоимостью порядка 1,8 трлн рублей. В настоящее время проводится доработка этой программы, в том числе в части возможности замены финансирования, предоставляемого ВЭБ.РФ в части транша «А» синдицированного кредита (займа), на поручительства, предоставляемые ВЭБ.РФ кредитным организациям.
Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляются проекты по развитию современной городской экономики и созданию соответствующей инфраструктуры, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства (обновление состава Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен», строительство современных школ, развитие городского электротранспорта, аэропортовой инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства).
Выполняются проекты в моногородах. За 8 месяцев 2022 года Фондом развития моногородов профинансировано 6 проектов на общую сумму более 800 млн рублей. После завершения в сентябре 2022 года передачи ВЭБ.РФ его полномочий прием заявок на финансирование инвестиционных проектов и софинансирование объектов инфраструктуры моногородов продолжен, и за 4 месяца 2022 года ВЭБ.РФ поддержано еще 4 проекта развития моногородов на сумму около 900 млн рублей.
Подготовлен мастер-план комплексного развития территории Байкальского муниципального образования. Разрабатываются также мастер-планы комплексного развития территорий 5 городских агломераций и административных центров Дальнего Востока с последующим формированием перечня приоритетных инвестиционных проектов городов.
В рамках мер поддержки хозяйствующих субъектов в 2022 году коммерческим банкам предоставлены поручительства на общую сумму 1343 млрд рублей. По состоянию на 31 декабря 2022 года подписано кредитных договоров на сумму 745,6 млрд рублей, из них выдано 557,1 млрд рублей 678 заемщикам.
Для решения задач импортозамещения в течение 2022 года федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» предоставило более 250 займов на общую сумму свыше 140 млрд рублей.
Реализация Соглашения о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» от 4 июня 2021 года является важной составляющей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и, как следствие, обеспечения трансформации экономики страны.
В настоящее время перед ВЭБ.РФ стоит задача по осуществлению мониторинга эффективности и достаточности мер поддержки в этой сфере.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию председателя государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» о вкладе государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в трансформацию экономики.
2. Рекомендовать ВЭБ.РФ:
1) обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:
рассмотреть целесообразность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в сфере стратегического планирования в части введения понятия «мастер-план» и определения его состава и содержания;
проработать механизмы субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений в сфере развития транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, а также механизмы хеджирования процентных рисков по указанным кредитам в связи с возможным ростом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
рассмотреть совместно с Центральным банком Российской Федерации вопрос о создании за счет вложений ВЭБ.РФ и кредитных организаций фондов акционерного капитала, обеспечивающих возможность формирования собственного капитала инвестиционных проектов в размере до 10 процентов их стоимости;
рассмотреть вопрос о расширении использования субъектами малого и среднего предпринимательства российского программного обеспечения путем выделения Российскому фонду развития информационных технологий в 2023 году и в последующих годах из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в объеме 2,2 млрд рублей ежегодно, предусмотрев при этом возможный объем возмещения затрат до 80 процентов от стоимости такого программного обеспечения, в том числе использования субъектами малого и среднего предпринимательства российского программного обеспечения в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях в целях обеспечения интеграции этих регионов в экономическую систему Российской Федерации и их социально-экономического развития;
рассмотреть возможность возмещения части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, понесенных при реализации инвестиционных проектов в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
проработать вопрос о создании единого реестра получателей государственной поддержки (грантов, субсидированных кредитов) в целях приоритетной реализации проектов по развитию производственных цепочек, промышленных кластеров и повышения эффективности расходования средств федерального бюджета;
2) обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с предложением рассмотреть во взаимодействии с Российским фондом развития информационных технологий при развитии службы «цифровых атташе» возможность приоритетного продвижения на рынках дружественных стран российской радиоэлектронной продукции, российских программно-аппаратных комплексов и программных продуктов;
3) обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с предложениями:
о разработке нормативных правовых актов, направленных на создание механизма финансирования ВЭБ.РФ высокотехнологичных проектов с повышенным уровнем риска, предусматривающего портфельный подход к оценке эффективности деятельности ВЭБ.РФ по поддержке и финансированию таких проектов;
о создании «зонтичного» механизма поручительств для приоритетных проектов, направленных на достижение технологического суверенитета Российской Федерации, в целях развития отечественной высокотехнологичной промышленности;
4) обратиться в Центральный банк Российской Федерации с предложением о применении мер риск-чувствительного стимулирующего регулирования в отношении кредитных организаций, участвующих в финансировании проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации;
5) обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации с предложением о разработке нормативных правовых актов, предусматривающих определение целей, направлений и критериев проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации, а также правил определения соответствия проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации;
6) проработать совместно с Правительством Архангельской области возможность реализации на территории Архангельской области проектов, направленных на развитие городской инфраструктуры и создание комфортной городской среды, с привлечением при необходимости уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
7) рассмотреть возможность предоставления средств в размере 50 процентов от общего объема финансирования строительства и реконструкции аэропортового комплекса «Игнатьево» (город Благовещенск) в связи с увеличением цен на строительные ресурсы и необходимостью изменения цен заключенных контрактов;
8) проработать вопрос о создании и внедрении механизма софинасирования региональных проектов по строительству и (или) реконструкции домов и дворцов культуры в субъектах Российской Федерации, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
9) принять меры по сокращению сроков рассмотрения высокотехнологичных проектов в целях оперативного предоставления субсидированных кредитов на их реализацию;
10) продолжить работу по реализации мероприятий в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат», а также социально-экономического развития Байкальского муниципального образования, в том числе в части защиты окружающей среды, развития социальной, коммунальной, туристической и иных видов инфраструктур.
3. Комитету Совета Федерации по экономической политике при участии ВЭБ.РФ провести в период весенней сессии 2023 года выездное заседание по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации проектов по модернизации инфраструктуры, промышленности и внедрению инноваций.
4. Совету по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провести в период весенней сессии 2023 года с участием ВЭБ.РФ мероприятие по вопросам модернизации транспортной инфраструктуры.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации расширить при поддержке ВЭБ.РФ применение механизмов государственно-частного партнерства и активизировать реализацию проектов социального воздействия.
6. Предложить ВЭБ.РФ до 1 июня 2023 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
15 февраля 2023 года
№ 48-СФ