Заслушав информацию руководителя Федеральной таможенной службы о деятельности Федеральной таможенной службы в современных условиях, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
С учетом сложившейся внешнеполитической и экономической обстановки Федеральная таможенная служба (ФТС России) осуществляет закрепленные за ней полномочия, руководствуясь необходимостью:
содействия Вооруженным Силам Российской Федерации и предприятиям военно-промышленного комплекса в решении возложенных на них задач;
реализации определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации мер поддержки экономики;
создания условий для роста товарооборота, недопущения дефицита социально значимых товаров, в первую очередь продовольственных товаров и лекарственных средств;
развития интеграционных процессов в Союзном государстве и на пространстве Евразийского экономического союза;
реализации приоритетных направлений Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 года № 1388-р.
Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется в условиях динамично изменяющейся внешней среды, формирования новых экономических центров международной торговли, эскалации торговых конфликтов, усиления санкционных ограничений, борьбы за ресурсы и рынки их сбыта.
ФТС России реализована возможность уплаты плательщиками в электронном виде таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары, также обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при транзите товаров по территории Российской Федерации. Высокого уровня достигла автоматизация совершения таможенных операций, декларирование товаров осуществляется в центрах электронного декларирования.
Актуальными вопросами для дальнейшей эффективной деятельности таможенных органов остаются: недостаточный для реализации транзитного потенциала страны уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе портов, высокая зависимость от информационных технологий и элементной базы зарубежного производства, необустроенностъ пунктов пропуска через таможенную границу, а также необеспеченность должностных лиц таможенных органов служебным жильем по месту прохождения службы.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной таможенной службы о деятельности Федеральной таможенной службы в современных условиях.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в весеннюю сессию 2023 года проекты федеральных законов:
№ 1148254–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации»;
№ 183815–8 «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года проекты федеральных законов:
о внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части регламентации подхода к освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость или применению ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении комплектующих (принадлежностей) к медицинским изделиям, ввозимых на территорию Российской Федерации отдельно от медицинских изделий;
о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части определения понятий «товары для детей» и «игрушки» в целях применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов;
о внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части закрепления возможности осуществления безвозмездной передачи конфискованных товаров легкой промышленности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;
о внесении изменений в статьи 4.11, 4.4, 16.2, 16.4, 16.16, 19.713, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части смягчения ответственности участников внешнеэкономической деятельности;
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по определению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых ветеринарный, карантинный фитосанитарный и санитарно-карантинный виды контроля (надзора) осуществляются должностными лицами таможенных органов;
о таможенных органах Российской Федерации;
2) исключить одновременное нахождение медицинского товара в перечне медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 1042, и в перечнях кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 688;
3) проработать вопрос о выделении ФТС России дополнительных бюджетных ассигнований на решение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в целях перевода компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов на российские технологические решения до 1 января 2025 года;
4) проработать при формировании проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов вопрос о выделении ФТС России дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;
5) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на строительство и приобретение служебного жилья для должностных лиц таможенных органов по месту прохождения службы, особенно в Дальневосточном федеральном округе, и приобретение жилых помещений для постоянного проживания должностных лиц и пенсионеров таможенных органов, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года;
6) реализовать комплекс мер по диверсификации видов международных перевозок на западном маршруте международного транспортного коридора «Север – Юг» с учетом необходимости обеспечения готовности морских портов и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на российско-азербайджанском направлении.
4. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие порядок выдачи документов, подтверждающих право участника внешнеэкономической деятельности на освобождение от уплаты таможенных платежей, и представление таких документов в ФТС России исключительно в цифровом формате.
5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе и ФТС России рассмотреть возможность межведомственного информационного взаимодействия на регулярной основе в целях осуществления ФТС России сбора, анализа и систематизации ценовой информации о товарах для проведения ценовых исследований и применения системы управления рисками.
6. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства совместно с ФТС России обеспечить возможность автоматической передачи в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведений из декларации о сделке с древесиной и электронного сопроводительного документа, необходимых и достаточных для осуществления ФТС России контроля за вывозом древесины из Российской Федерации.
7. Рекомендовать ФТС России:
1) обеспечить в первоочередном порядке таможенное оформление товаров для нужд Министерства обороны Российской Федерации и предприятий военно-промышленного комплекса, а также социально значимых товаров, прежде всего продовольственных товаров и лекарственных средств;
2) обеспечить повышение эффективности таможенного контроля и увеличение собираемости таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами по его результатам, принять меры по дальнейшему развитию института уполномоченного экономического оператора и его признанию иностранными государствами;
3) повысить эффективность реализации проектов «Зеленый коридор» и (или) «Упрощенный таможенный коридор» с дружественными странами.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
9. Поручить Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату до окончания весенней сессии 2023 года о ходе реализации настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
14 декабря 2022 года
№ 633-СФ