Документы

Постановление

О мерах по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений

Заслушав информацию Министра внутренних дел Российской Федерации о мерах по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Министерство внутренних дел Российской Федерации обеспечивает реализацию требований Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, в части профилактики правонарушений и противодействия преступности в Российской Федерации.

По итогам девяти месяцев 2022 года отмечается сокращение количества зарегистрированных преступлений на 1,5 процента, в том числе тяжких и особо тяжких – на 5,3 процента.

Около 60 процентов расследованных преступлений было совершено лицами, ранее совершавшими преступления, 28,1 процента – в состоянии опьянения, около 9 процентов – в соучастии.

Увеличилось на 23,5 процента количество раскрытых преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций). В ходе реализации программы по борьбе с этнической организованной преступностью органами внутренних дел совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации пресечена деятельность 132 этнических организованных преступных групп.

За прошедший период 2022 года всеми правоохранительными органами выявлено 2 513 преступлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств в ходе реализации национальных проектов (за аналогичный период 2021 года – 1 870), из них органами внутренних дел – 1 984 (за аналогичный период 2021 года – 1 339). Приняты меры по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного этими преступлениями, на сумму 2,2 млрд рублей (за аналогичный период 2021 года – 777 млн рублей), в том числе возмещено 1,3 млрд рублей (за аналогичный период 2021 года – 169 млн рублей).

В 2022 году увеличилась интенсивность работы органов внутренних дел по профилактике, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. За 9 месяцев 2022 года выявлено 373,2 тысячи таких преступлений. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года их количество уменьшилось на 5,8 процента.

В рамках межведомственного взаимодействия при координирующей роли Государственного антинаркотического комитета органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой обеспечивается противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее – наркотики) и сильнодействующих веществ.

Из незаконного оборота изъято более 29 тонн наркотиков и сильнодействующих веществ. Важную роль в противодействии международной наркопреступности играет сотрудничество Российской Федерации с государствами, входящими в объединение БРИКС, Шанхайскую организацию сотрудничества и Организацию Договора о коллективной безопасности.

Деятельность территориальных органов внутренних дел в новых субъектах Российской Федерации и граничащих с ними субъектах Российской Федерации организуется с учетом возможного совершения диверсий и террористических актов, провокаций, нападений на сотрудников полиции и нарушений общественного порядка группой лиц.

В Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области осуществляется формирование территориальных органов внутренних дел, укомплектование их до нормативной штатной численности.

Требуют решения вопросы, связанные со снижением некомплекта личного состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также с индексацией денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел и заработной платы работников указанных органов, обеспечением сотрудников жилыми помещениями.

На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 22,6 тысячи очередников и 65 семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. В свою очередь 87,4 тысячи человек претендуют на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра внутренних дел Российской Федерации о мерах по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в периоды осенней сессии 2022 года и весенней сессии 2023 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующие периоды следующие проекты федеральных законов:

№ 49269–8 «О гражданстве Российской Федерации»;

№ 1048800–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации» (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации);

№ 195018–8 «О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части увеличения размера административных штрафов, налагаемых за хождение по железнодорожным путям в неустановленных местах);

№ 215274–8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об исключении из числа отягчающих наказание обстоятельств совершение преступления сотрудником органа внутренних дел)»;

2) включить в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2022 года проект федерального закона № 232859–8 «О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ (о расширении перечня случаев, дающих право иностранным гражданам или лицам без гражданства самостоятельно уведомлять орган миграционного учета о месте своего пребывания).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) проработать вопрос об установлении уголовной ответственности за повторное совершение правонарушения, связанного с пропагандой наркотиков и сильнодействующих веществ;

2) проработать предложения Министерства внутренних дел Российской Федерации об увеличении штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации и о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для формирования кадрового состава территориальных органов внутренних дел в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области;

3) уделять при подготовке и рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период приоритетное внимание вопросам финансирования государственных программ Российской Федерации в области обеспечения законности, общественного порядка, борьбы с преступностью, в том числе вопросам материально-технического обеспечения подразделений территориальных органов внутренних дел, социальной защищенности сотрудников и ветеранов органов внутренних дел, а также работников указанных органов;

4) разработать и представить предложения:

по усилению пограничного и таможенного контроля, направленного на выявление и пресечение контрабанды наркотиков, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотиков;

по увеличению в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» доли социальной рекламы, пропагандирующей «нулевую толерантность» к потреблению наркотиков, особенно в молодежной среде;

5) разработать дополнительные меры по пресечению распространения в пенитенциарных учреждениях экстремистской идеологии и криминальной субкультуры, повышению эффективности профилактики рецидивной преступности.

4. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

1) усилить меры по противодействию экстремизму, в том числе по выявлению и пресечению провокаций, попыток совершения преступлений со стороны членов экстремистских и террористических организаций и их сторонников, проникающих на территорию Российской Федерации под видом беженцев или иным путем;

2) организовать проведение мероприятий:

по обеспечению общественного порядка на территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции;

по решению организационных, кадровых, материально-технических, финансовых и иных задач, связанных с созданием и развитием территориальных органов внутренних дел в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области;

3) принять меры по снижению некомплекта личного состава в подразделениях территориальных органов внутренних дел;

4) обеспечить защиту экономических интересов государства, предпринимательского сообщества и граждан от противоправных посягательств, в том числе коррупционной направленности, с учетом новых условий хозяйствования, связанных с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, предусматривающими введение ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

5) усилить работу по выявлению и пресечению деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), особенно в части их проникновения в органы управления активами иностранных организаций, прекративших свою деятельность в Российской Федерации, процессы банкротства и ликвидации, а также в логистику поставок товаров и комплектующих;

6) активизировать противодействие наркопреступности, обратив особое внимание на каналы международного наркотрафика, базы наркопроизводства и наркосети, действующие на территории Российской Федерации;

7) провести совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи анализ распространенности незаконного потребления наркотиков в различных группах населения, особенно в молодежной среде, а также определить меры, направленные на совершенствование профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, с привлечением к профилактическим мероприятиям институтов гражданского общества;

8) активизировать работу по комплексной профилактике правонарушений, прежде всего среди ранее судимых лиц, в молодежной среде и среде мигрантов;

9) разработать совместно с Министерством финансов Российской Федерации и представить предложения по вопросу о реализации права сотрудников, пенсионеров органов внутренних дел и членов их семей на обеспечение жилыми помещениями или получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

10) проработать с учетом требований законодательства о персональных данных, обеспечивающих защиту сведений, содержащихся в базе данных автоматизированной информационной системы по оформлению и выдаче паспортов, вопрос о возможности предоставления финансовым организациям информации о ранее выданных паспортах (серия и номер паспорта).

5. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации проработать вопросы подготовки обучающихся к безопасному поведению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в части предотвращения возможности деструктивного идеологического воздействия на них.

6. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по делам национальностейразработать и представить предложения по профилактике асоциального поведения иностранных трудовых мигрантов.

7. Рекомендовать Федеральной службе исполнения наказаний:

1) разработать и реализовать совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации дополнительные меры по обеспечению выявления и раскрытия преступлений «прошлых лет», совершенных лицами, находящимися в местах лишения свободы, а также по получению от них значимой для раскрытия преступлений информации;

2) проанализировать совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации эффективность межведомственного взаимодействия по осуществлению контроля за лицами, осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, с применением статьи 721 Уголовного кодекса Российской Федерации, и за своевременностью принятия процессуальных мер в отношении лиц, уклоняющихся от выполнения возложенной судом обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию. По результатам анализа подготовить предложения, направленные на совершенствование межведомственного взаимодействия по указанному вопросу;

3) разработать совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации механизм закупки продукции, изготовленной в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в целях увеличения количества рабочих мест для лиц, отбывающих наказание, развития возможностей производства указанной продукции, а также актуализации и расширения ее ассортимента.

8. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, правоохранительными органами, операторами связи, организациями, осуществляющими дистанционную торговлю, кредитными организациями принять дополнительные меры по противодействию новым формам хищения денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в сфере кредитования.

9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

1) обеспечить максимальный охват детей, состоящих на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организованными формами досуга и занятости на протяжении каникулярного периода;

2) обеспечить координацию с территориальными органами внутренних дел при формировании и реализации программ в сфере профилактики правонарушений;

3) обеспечить предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, не имеющим жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования;

4) уделять приоритетное внимание вопросам материально-технического обеспечения территориальных подразделений органов внутренних дел, а также предоставления им помещений для работы участковых уполномоченных полиции на обслуживаемых административных участках;

5) принять дополнительные меры по поддержке добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности;

6) провести во взаимодействии с операторами – участниками рынка проката средств индивидуальной мобильности мониторинг состояниятранспортной инфраструктуры, пригодной для использования указанных средств, по результатам которого разработать планы территориального распределения парковок для средств индивидуальной мобильности и маршруты передвижения таких средств.

10. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

11. Профильным комитетам Совета Федерации разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.

12. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

1) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года проект федерального закона, направленный на установление ответственности организаторов культурно-массовых мероприятий, собственников объектов, в которых проводятся указанные мероприятия, за обеспечение безопасности и общественного порядка при их проведении;

2) продолжить мониторинг законодательного обеспечения профилактики правонарушений и противодействия преступности в Российской Федерации;

3) проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

14. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
30 ноября 2022 года
№ 586-СФ