Документы

Постановление

О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Прогноз) разрабатывается в условиях нарастающего санкционного давления вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны ряда государств. Ключевые изменения в течение прогнозного периода коснутся отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.

Параметры Прогноза соотнесены с динамикой развития мировой экономики, итогами социально-экономического развития Российской Федерации в январе – августе 2022 года и конъюнктурой мирового рынка энергоносителей. Перспективы национальной экономики рассматриваются в условиях сохранения антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Основные риски связаны с ухудшением геополитического фона и ситуации в мировой экономике в целом.

В основу формирования проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов положен базовый вариант Прогноза, предполагающий постепенное снижение среднегодовой мировой цены на нефть марки «Юралс» с 70 долларов США за баррель в 2023 году и 68 долларов США за баррель в 2024 году до 65 долларов США за баррель в 2025 году на фоне замедления темпов роста мировой экономики и стабилизацию объемов нефтегазового экспорта в прогнозном периоде по мере переориентации экспортных поставок в нейтральные страны.

После снижения темпа роста валового внутреннего продукта до уровня −0,8 процента в 2023 году ожидается переход на траекторию развития с темпом роста валового внутреннего продукта на уровне 2,6 процента в год за счет повышения потребительского и инвестиционного спросов. Их увеличению на прогнозном горизонте будут способствовать стабильная ситуация на рынке труда и рост реальных располагаемых денежных доходов населения, а также возобновление потребительского кредитования и снижение склонности к сбережению по мере снижения процентных ставок в экономике. Основу для адаптации экономики к новым условиям создаст восстановление темпов роста объема инвестиций в основной капитал, которые после снижения в 2023 году перейдут к опережающему росту в 2024–2025 годах.

Восстановительному росту экономики и ее дальнейшему выходу на траекторию устойчивого роста будет способствовать реализация системных мер, направленных на структурную перестройку, технологическую модернизацию и адаптацию к новым условиям. Предусмотрены переориентация экспортных поставок и развитие транспортно-логических коридоров, замыкание производственных цепочек внутри страны, обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации и цифровизация отраслей экономики, стимулирование предпринимательской деятельности, частной инвестиционной активности, развитие финансовой системы, поддержка инновационной активности, повышение гибкости рынка труда.

Для создания необходимых макроэкономических условий трансформации и развития экономики предусматривается проведение сбалансированной бюджетной политики, обеспечивающей достаточный уровень бюджетных расходов при сохранении долгосрочной бюджетной устойчивости. Одновременно предусмотрено проведение сбалансированной денежно-кредитной политики с целевым ориентиром по инфляции на уровне 4 процентов в год по итогам 2024–2025 годов.

Эффективная реализация указанных мер обеспечит трансформацию экономики с последующим увеличением потенциальных темпов экономического роста.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период следующие проекты федеральных законов:

№ 99313–8 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае“;

№ 99721–8 «О внесении изменений в статьи 8 и 132 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“;

№ 103501–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 8 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить реализацию мер по задействованию и развитию транзитного потенциала Российской Федерации на Западном, Восточном, Азово-Черноморском направлениях и направлении «Север – Юг» с вовлечением перспективных крупных центров экономического роста и центров экономического роста субъектов Российской Федерации как основной тенденции пространственного развития Российской Федерации в современных условиях;

2) ускорить выполнение мероприятий по строительству Восточного полигона, обеспечив приоритетное завершение строительства и введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры, предусмотренных инвестиционным проектом «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», и ликвидацию участков с ограниченной пропускной способностью на грузонапряженных участках железных дорог;

3) выработать механизмы привлечения масштабных частных инвестиций в железнодорожную отрасль как необходимого условия для исключения дефицита провозных и пропускных способностей, а также для соблюдения сроков реализации инфраструктурных проектов;

4) обеспечить развитие энергетической инфраструктуры путем электрификации транспортных коридоров во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке;

5) принять меры по увеличению мощностей портов Дальневосточного бассейна, а также по опережающему развитию припортовых станций, включая развитие станций Блюхер и Крабовая Дальневосточной железной дороги, в целях увеличения объемов перевалки нефтепродуктов;

6) обеспечить взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках подготовки и подачи заявок на получение субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией индивидуальных программ социально-экономического развития;

7) разработать механизм государственной поддержки хозяйствующих субъектов (предприятий), активно участвующих в реализации проектов по обеспечению технологической независимости Российской Федерации;

8) продолжить работу по возобновлению заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений;

9) продолжить работу по поддержке населения и рынка труда, в том числе физических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;

10) обеспечить разработку и принятие комплекса мер по поддержке хозяйствующих субъектов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, включая программы льготного кредитования, в целях стабилизации цен на продовольственные товары;

11) повысить качество планирования показателей структурных элементов государственных программ Российской Федерации (федеральных и ведомственных проектов) путем выделения в их составе показателей, характеризующих результативность осуществляемых государственных капитальных вложений, для оценки влияния указанных государственных капитальных вложений на достижение целей и задач государственных программ Российской Федерации, а также оценки социально-экономических эффектов от строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и по результатам проведенной оценки осуществить корректировку государственных программ Российской Федерации;

12) рассмотреть возможность разработки дополнительных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части снижения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении зерновых культур, вывозимых из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, а также увеличения объемов государственных закупочных интервенций;

13) провести анализ нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства на предмет снятия возможных административных ограничений применения механизма государственно-частного партнерства;

14) проработать вопрос о возможности продления до 2030 года сроков реализации индивидуальных программ отдельных субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития в целях увеличения социально-экономического эффекта от реализации указанных программ.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации рассмотреть вопрос о приобретении золота и других товаров, обладающих ликвидностью и возможностью долговременного хранения, в целях стерилизации профицита торгового баланса Российской Федерации и предотвращения дальнейшего укрепления рубля.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) разработать и утвердить методические рекомендации по подготовке субъектами Российской Федерации долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций в целях реализации раздела «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» федерального проекта «Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий»;

2) провести анализ практики исполнения приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 мая 2021 года № 267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата» в субъектах Российской Федерации и проинформировать Комитет Совета Федерации по экономической политике о результатах этого анализа;

3) продолжить работу по реализации федерального проекта «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в целях обеспечения предоставления широкого комплекса мер поддержки и услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам и физическим лицам, желающим открыть собственное дело, в онлайн-режиме по принципу «одного окна»;

4) подготовить изменения в законодательство Российской Федерации в части наделения субъектов Российской Федерации правом вводить курортный сбор на своих территориях с учетом оценки результатов, полученных по итогам проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, а также с учетом возможной модернизации администрирования курортного сбора;

5) продолжить в Северо-Кавказском федеральном округе работу по развитию территорий с преференциальными режимами ведения предпринимательской деятельности с целью создания условий для привлечения внебюджетных средств в развитие экономики;

6) продолжить работу по актуализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».

6. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации при участии Министерства юстиции Российской Федерации рассмотреть вопрос о взаимодействии с сенаторами Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в части уточнения процедуры согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации инициативного предложения об установлении экспериментального правового режима на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

7. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопросы:

об увеличении предельного значения остаточной стоимости основных средств для целей применения организациями упрощенной системы налогообложения;

об увеличении предельных показателей для налогоплательщиков – российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, при превышении которых они утрачивают право на применение упрощенной системы налогообложения.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) содействовать распространению лучших практик и механизмов реализации Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного президиумом Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года, предусмотрев создание и ведение информационного банка оптимальных российских решений трансформации отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации;

2) обеспечивать достоверность сведений о заключенных и планируемых к заключению концессионных соглашениях и своевременность их внесения в государственную автоматизированную информационную систему «Управление» в соответствии со сроками и порядком, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года № 74 «О совершенствовании порядка мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений и об обеспечении оценки условных и безусловных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возникающих при реализации концессионных соглашений», в целях повышения качества проведения мониторинга реализации концессионных соглашений;

3) направить в Министерство экономического развития Российской Федерации:

утвержденные региональные планы адаптации к изменениям климата, а также предложения по межрегиональным мероприятиям для их включения в проект национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года;

утвержденные региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также информацию о ходе реализации таких программ;

4) реализовать Стандарт поддержки благотворительности, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2021–2022 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 13 июля 2021 года № 7393п-П44.

9. Предложить Правительству Российской Федерации до 1 мая 2023 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
4 октября 2022 года
№ 437-СФ