Документы

Постановление

О ходе реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Заслушав информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – национальная программа) реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» для достижения цифровой трансформации и решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

В 2021 году осуществлялась реализация федеральных проектов национальной программы по направлениям нормативного регулирования цифровой среды, создания информационной инфраструктуры, поддержки цифровых технологий, обеспечения информационной безопасности, цифрового государственного управления, обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, искусственного интеллекта. В 2022 году национальная программа дополнена тремя федеральными проектами. В субъектах Российской Федерации также утверждены региональные стратегии цифровой трансформации.

В рамках национальной программы 75 тыс. социально значимых организаций получили широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), 13 916 населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек обеспечены универсальными услугами связи.

На реализацию национальной программы в 2022 году предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 216,2 млрд рублей.

Важными аспектами правового регулирования цифровой среды стали регламентация деятельности цифровых платформ и экосистем цифровой экономики на рынках товаров и услуг, определение правового статуса и порядка оборота цифровых финансовых активов, обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий (далее – ИТ-отрасль). Сохраняются задачи обеспечения повсеместного доступа к сети «Интернет» и подключения к ней социально значимых объектов, устранения цифрового неравенства.

В условиях усиления внешнего санкционного давления требуется адаптация национальной программы к современной социально-экономической ситуации.

Приобретают актуальность устойчивое функционирование российского сегмента сети «Интернет», развитие отечественных решений в области информационных технологий, обеспечение информационной безопасности, защита критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, персональных данных граждан. Остро стоят вопросы реализации мер поддержки аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее – ИТ-компании), отечественной электронной промышленности, разработки изделий электронной компонентной базы и внедрения радиоэлектронной продукции российского производства.

Должна быть продолжена работа по цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти, переходу государственных информационных систем, государственных органов и организаций, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры, на отечественное программное обеспечение.

Существенными задачами являются увеличение количества квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий и поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда в ИТ-отрасли, а также повышение уровня цифровой грамотности населения.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2022 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, следующие проекты федеральных законов:

№ 992331–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных“ (в части уточнения порядка обработки персональных данных);

№ 1173189–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части использования и хранения электронных документов);

№ 1195296–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ (в части регулирования деятельности центров обработки данных).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продлить сроки реализации национальной программы до 2030 года;

2) рассмотреть и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года:

проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон «О связи» в части обеспечения необходимой инфраструктуры связи при строительстве или реконструкции многоквартирного дома;

проект федерального закона о государственной информационной системе «Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица»;

поправку Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 1195296–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ (в части регулирования деятельности центров обработки данных);

3) проработать вопрос об участии палат Федерального Собрания Российской Федерации в опытной эксплуатации государственной информационной системы «Платформа „Центр хранения электронных документов“;

4) рассмотреть возможность:

предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий по созданию системы видеонаблюдения с возможностью автоматического распознавания лиц;

предоставления субсидий из федерального бюджета на приобретение субъектами Российской Федерации российского программного обеспечения для внедрения технологий информационного моделирования;

расширения грантовой поддержки перспективных разработок отечественных решений в ИТ-отрасли, направленных на переход на российское программное обеспечение, в приоритетном порядке;

увеличения предельного размера доходов для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», работающих в ИТ-отрасли.

4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1) подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в части:

выявления и блокировки сайтов в сети «Интернет», используемых для совершения мошеннических действий (фишинговых сайтов);

предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, имеющим среднее профессиональное образование по направлениям подготовки (специальностям) в сфере информационных технологий, работающим в аккредитованных ИТ-компаниях, а также предоставления мер поддержки, аналогичных предусмотренным для работников аккредитованных ИТ-компаний, специалистам в сфере информационных технологий, работающим на промышленных предприятиях, в оборонно-промышленном комплексе, а также работникам образовательных организаций, реализующим дисциплины, связанные с информационными технологиями;

оптимизации порядка аккредитации ИТ-компаний с учетом практики реализации мер поддержки ИТ-отрасли, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»;

введения оборотных штрафов для операторов персональных данных за утечку персональных данных;

наделения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации отдельными функциями по управлению сетями связи, размещенными на территории субъекта Российской Федерации;

корректировки требований к правообладателям российского программного обеспечения для предоставления возможности включения продуктов информационных технологий и ИТ-компаний, акции которых находятся в свободном обращении на российском рынке ценных бумаг, в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

обеспечения приоритетного использования в сетях связи оборудования отечественного производства;

2) проработать вопросы:

создания в Российской Федерации централизованной базы данных международных идентификаторов мобильного оборудования (IMEI) в целях повышения эффективности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по внедрению в Российской Федерации указанной базы данных, включая разработку технического задания и проектов нормативных правовых актов, необходимых для ее внедрения, и разработку прототипа такой базы;

применения единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, в качестве способа аутентификации пользователей в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в целях дополнительной защиты их учетных записей;

размещения в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» формы-концентратора услуги по записи в военный комиссариат с возможностью обработки заявлений по этой услуге;

проведения в 2022–2024 годах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях разработки отечественного оборудования для сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE с учетом обязательного участия операторов связи в софинансировании таких работ и применения мер поддержки, направленных на организацию массового производства разрабатываемой продукции;

подготовки предложений по формированию расходов федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов на мероприятия по строительству волоконно-оптических линий связи и их доведению до труднодоступных населенных пунктов с численностью населения более 1000 человек в субъектах Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности;

3) рассмотреть вопрос о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на частичное возмещение затрат операторов связи на строительство волоконно-оптических линий связи в населенных пунктах, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации;

4) рассмотреть возможность предоставления кредитов на льготных условиях:

операторам связи для ускоренной замены иностранного оборудования базовых станций мобильной связи на разрабатываемые полнофункциональные отечественные аналоги;

российским производителям средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования в целях формирования необходимых и достаточных объемов складских запасов электронной компонентной базы, в том числе иностранного производства, и наращивания производственных мощностей для выпуска соответствующей отечественной продукции и замещения продукции иностранных компаний, прекративших работу на российском рынке, предусмотрев механизмы планирования выпуска такой продукции Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

5) проработать вопрос о возможности предоставления широкополосного доступа к сети «Интернет» государственным и муниципальным учреждениям культуры и досуга, государственным и муниципальным организациям дополнительного образования, государственным и муниципальным физкультурно-спортивным организациям, государственным и муниципальным организациям социального обслуживания, аналогичного реализованному для других социально значимых объектов;

6) подготовить предложения по обеспечению оказания услуг эфирного цифрового телевизионного вещания в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах субъектов Российской Федерации, не охваченных этими услугами;

7) обеспечить согласованность показателей реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы и показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

8) рассмотреть целесообразность использования при расчете показателя «Количество государственных (муниципальных) служащих и работников учреждений, прошедших обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления» не только данных отчета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, но и сведений других образовательных организаций высшего образования, реализующих соответствующие дополнительные профессиональные программы, в субъектах Российской Федерации;

9) разработать унифицированные технологические решения в области использования автоматизированных информационных систем для применения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

10) рассмотреть целесообразность создания на базе акционерного общества «Почта России» единого государственного оператора хранения электронных документов и электронных дубликатов документов, в том числе электронных документов и электронных дубликатов документов государственных органов, государственных корпораций и компаний с государственным участием, а также закрепления исключительного права акционерного общества «Почта России» по доставке гражданам пенсий в наличной форме;

11) оказать содействие операторам сотовой связи, осуществляющим деятельность на территориях малонаселенных пунктов, в совместном использовании базовых станций мобильной связи;

12) разработать и утвердить дифференцированные требования к градации сквозных проектов в зависимости от новизны технологий и горизонта планирования создания автомобильной, сельскохозяйственной и специальной техники;

13) рассмотреть возможность увеличения в 2022 году количества населенных пунктов Ненецкого автономного округа, в которых точки доступа должны быть оборудованы средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, в рамках мероприятий по устранению цифрового неравенства.

5. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Общественное телевидение России», Правительством Республики Хакасия при участии Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации решить вопрос о трансляции программ обязательного общедоступного телеканала Республики Хакасия в рамках регионального сегмента вещания на телеканале «Общественное телевидение России».

6. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Российским фондом развития информационных технологий рассмотреть возможность создания службы «цифровых атташе» в странах Африки.

7. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации принять меры, направленные на расширение цифровых компетенций по непрофильным для сферы информационных технологий направлениям подготовки (специальностям) обучающихся образовательных организаций высшего образования, а также на непрерывное повышение квалификации и переподготовку кадров по цифровым компетенциям.

8. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Фондом перспективных исследований:

1) обеспечить запуск технологии производства кварцевых оптических дисков в продуктивную эксплуатацию не позднее декабря 2024 года;

2) провести пилотирование использования технологии хранения электронных архивных документов на кварцевых оптических дисках при участии Федерального архивного агентства в рамках создания государственной информационной системы «Платформа „Центр хранения электронных документов“.

9. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения возможности получения второго высшего образования в сфере информационных технологий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

10. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ускорить оснащение компьютерной техникой социально значимых объектов, обеспеченных широкополосным доступом к сети «Интернет» (образовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов).

11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые примут участие в первом этапе (с июля по декабрь 2022 года) реализации проекта по оформлению персонифицированных карт зрителей для посещения спортивных соревнований, обеспечить предоставление сервисов подачи заявлений на оформление таких карт в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также проведение информационно-разъяснительной работы по освещению преимуществ использования указанных карт.

12. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования при содействии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации усилить профориентационную работу с выпускниками общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций для стимулирования их поступления на обучение по образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), связанным с реализацией федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы.

13. Рекомендовать федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации обеспечить подключение к платформе обратной связи федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

14. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

15. Поручить Комитету Совета Федерации по экономической политике в период осенней сессии 2022 года:

1) обеспечить проведение открытого диалога с Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

2) проинформировать палату о реализации настоящего постановления.

16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

17. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
22 июня 2022 года
№ 261-СФ