Заслушав информацию Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об актуальных вопросах государственной жилищной политики, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Формирование государственной жилищной политики на долгосрочный период осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и направлено на развитие страны и повышение качества жизни ее граждан.
В настоящее время дорабатывается проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
Важнейшими целями жилищной политики являются повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить сбалансированный и комплексный подход к планированию застройки городских территорий. Это позволит в будущем полноценно реализовать градостроительный потенциал городов и других населенных пунктов и увеличить объем жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров ежегодно к 2030 году, улучшая при этом общественное пространство для удобства и комфорта жителей.
Основное внимание должно быть сосредоточено на задачах по удовлетворению жилищных потребностей населения, сокращению непригодного для проживания жилищного фонда и развитию коммунальной инфраструктуры, включая строительство и технологическую модернизацию систем и объектов коммунального хозяйства, повышение их энергосбережения и энергетической эффективности, по строительству социального и арендного жилья и расширению мер государственной и муниципальной поддержки граждан в целях улучшения жилищных условий, в том числе с использованием долгосрочной аренды в качестве одного из способов решения жилищного вопроса.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об актуальных вопросах государственной жилищной политики.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) утвердить Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года в первом полугодии 2022 года;
2) ускорить подготовку и внесение соответствующих изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710:
в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, в части установления критериев, позволяющих ликвидировать очередь граждан, которых необходимо расселить в рамках указанного мероприятия;
в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства в части возможности использования субсидии на разработку проектной документации для строительства объектов социальной инфраструктуры в случае отсутствия или невозможности использования типовой проектной документации;
3) подготовить комплекс мер по стимулированию строительства наемных домов в целях предоставления жилых помещений гражданам с невысоким уровнем доходов по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также государственную программу, направленную на развитие института найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
4) рассмотреть вопросы о поддержке организаций, осуществляющих разработку программного обеспечения отечественного производства для цифровой трансформации системы управления строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе о налоговом стимулировании, увеличении объемов финансирования региональных исследовательских центров в сфере разработки технологий искусственного интеллекта;
5) обеспечить создание единой цифровой системы учета граждан, имеющих право на предоставление мер государственной или муниципальной поддержки в целях улучшения жилищных условий, включая предоставление услуг по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществления контроля обеспечения граждан жилыми помещениями или предоставления иных мер поддержки с использованием указанной информационной системы;
6) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов выделение бюджетных ассигнований на создание единой цифровой системы учета граждан, имеющих право на предоставление мер государственной или муниципальной поддержки в целях улучшения жилищных условий;
7) подготовить предложения по разработке нормативных правовых актов, направленных на закрепление порядка формирования и ведения единой цифровой системы учета граждан, имеющих право на предоставление мер государственной или муниципальной поддержки в целях улучшения жилищных условий;
8) рассмотреть возможность:
разработки единого документа, объединяющего генеральный план и правила землепользования и застройки (»мастер-план»), и внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
синхронизации процедур проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
сокращения исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для выполнения предусмотренных частями 3–7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, до 2024 года на 50 процентов;
9) продолжить работу по совершенствованию механизмов оперативного управления средствами федерального бюджета, выделенными на реализацию укрупненных инвестиционных проектов по строительству объектов капитального строительства, в части сокращения до двух недель срока их возможного перераспределения на строительство объектов, строящихся с опережением установленного графика, либо на выполнение срочных и необходимых мероприятий в рамках соответствующего инвестиционного проекта;
10) рассмотреть вопрос о возможности исключения из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов, получаемых публично-правовой компанией «Фонд развития территорий», соответствующими фондами субъектов Российской Федерации и направляемых на цели восстановления прав граждан – участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
11) рассмотреть возможность продления срока действия федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» до 2030 года и увеличения объемов его финансирования из федерального бюджета с соответствующей корректировкой целевых показателей и результатов;
12) рассмотреть предложения Правительства Республики Калмыкия по выработке комплекса мер, направленных на развитие (строительство и реконструкцию) систем водоснабжения и водоотведения в Республике Калмыкия;
13) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих четкое определение добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу полезных ископаемых, в виде строительного камня, направляемого в дальнейшем на переработку и производство щебня, в целях недопущения квалификации в качестве добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению, щебня, непосредственно добываемого путем измельчения, дробления горных пород;
14) представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации позицию Правительства Российской Федерации по проекту федерального закона о внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона „Об актах гражданского состояния“ в марте 2022 года.
3. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
1) проработать предложения по увеличению объема бюджетных ассигнований на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при формировании проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
2) подготовить предложения в части корректировки требований по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первом полугодии 2022 года и направить их в Правительство Российской Федерации;
3) проработать вопросы об обязательности установления профессиональных стандартов и обязательной независимой оценке квалификации в отношении руководителей управляющих организаций и специалистов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
4) определить по итогам проводимой в 2022 году совместной работы с субъектами Российской Федерации по инвентаризации комплексов очистных сооружений в пределах Донского бассейнового округа «пилотные» субъекты Российской Федерации, на территории которых будут реализованы в приоритетном порядке проекты по строительству и (или) реконструкции комплексов очистных сооружений с использованием оборудования отечественного производства.
4. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ» ускорить разработку проекта федерального закона, направленного на создание единой информационной системы арендного жилья в целях формирования рынка арендного жилья.
5. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» проработать предложения по улучшению жилищных условий граждан и созданию комфортных и благоприятных условий их проживания с использованием механизма комплексного развития территорий.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации с участием акционерного общества «ДОМ.РФ» проработать вопросы формирования банка земельных участков, пригодных для строительства индивидуальных жилых домов, а также принятия мер по обеспечению градостроительной подготовки и инфраструктуры таких земельных участков.
7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить размещение полной и доступной для граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, информации о праве на улучшение жилищных условий и порядке реализации такого права, о количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и снятых с такого учета, о фактическом улучшении жилищных условий проживающих на территории субъекта Российской Федерации граждан.
8. Рекомендовать Правительству Республики Калмыкия представить в Правительство Российской Федерации предложения по выработке комплекса мер, направленных на развитие (строительство и реконструкцию) систем водоснабжения и водоотведения в Республике Калмыкия.
9. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера осуществлять мониторинг реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в области градостроительной деятельности, земельных отношений, долевого строительства и об итогах проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года.
10. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации настоящего постановления.
11. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в период осенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
11 марта 2022 года
№ 70-СФ