Документы

Постановление

О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока

Заслушав информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Дальний Восток благодаря своему географическому, геополитическому, транспортному расположению, ресурсному, экономическому и кадровому потенциалу имеет стратегическое значение для Российской Федерации. Развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом на весь XXI век.

Дальневосточный федеральный округ занимает огромную территорию (41 процент общей площади территории Российской Федерации) и граничит с пятью иностранными государствами (Китайской Народной Республикой, Монголией, Корейской Народно-Демократической Республикой, Японией и Соединенными Штатами Америки).

В соответствии с Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р, к ключевым конкурентным преимуществам Дальневосточного федерального округа относятся непосредственная близость к быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие крупнейших в мире запасов природных ресурсов, выгодное расположение между Азией и Европой и другие.

Задачами государственной политики на Дальнем Востоке являются эффективное использование имеющихся экономико-географических преимуществ и создание конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым будут привлечены необходимые для опережающего экономического развития частные инвестиции. Это позволит создать новые рабочие места и обеспечить новое качество социальной сферы, тем самым сформировав привлекательные условия для жизни людей и увеличив количество экономических связей внутри региона.

Решению этих задач способствуют такие механизмы, как функционирование территорий опережающего социально-экономического развития, применение режима свободного порта Владивосток, инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, снижение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока, реализация планов социального развития центров экономического роста, льготное ипотечное кредитование по ставке 2 процента годовых для молодых семей и участников программы «Дальневосточный гектар», проведение Восточного экономического форума и другие.

Дальний Восток обладает значительным потенциалом, который может использоваться не только для ускорения его собственного развития, но и для устойчивого экономического роста Российской Федерации в целом.

Однако имеются факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие Дальнего Востока: миграционный отток населения, отставание от среднероссийского уровня по ключевым социальным показателям, низкий уровень обеспеченности транспортной и социальной инфраструктурами и другие.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 27883–8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (о налоговых льготах для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов);

№ 50913–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и в Федеральный закон „О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ (в части совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ „Дальневосточный гектар“ и „Гектар Арктики“).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих проектов федеральных законов:

«О старательской деятельности», предусматривающего возможность получения гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, права осуществлять добычу золота без лицензии на старательских участках на основании договора безвозмездного пользования таким участком;

«О внесении изменений в Федеральный закон „О свободном порте Владивосток“, предусматривающего порядок создания приравненных к свободному порту Владивосток территорий и особенности осуществления предпринимательской деятельности на таких территориях;

«О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающего установление заявительного порядка применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития и резидентами свободного порта Владивосток;

«О внесении изменения в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“, предусматривающего возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проработать вопрос о реализации инвестиционного проекта по строительству Владивостокской кольцевой автомобильной дороги с использованием механизма концессионного соглашения;

3) рассмотреть вопрос о предоставлении мер поддержки организациям, специализирующимся на геологическом изучении недр, поиске полезных ископаемых и открытии месторождений, а также на привлечении инвестиций и развитии технологий в проведении геолого-разведочных работ (юниорные компании), в целях ускорения вовлечения в хозяйственный оборот запасов полезных ископаемых Дальнего Востока, в том числе о закреплении в законодательстве возможности передачи такими организациями лицензий на пользование участками недр, на которых выявлены месторождения полезных ископаемых, добывающим компаниям;

4) рассмотреть целесообразность продления срока действия налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 0 процентов при добыче кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, с 1 января 2023 года на пять лет, если для налогоплательщика деятельность по добыче олова является частью инвестиционного проекта по его переработке;

5) обеспечить к 2025 году приведение в нормативное состояние инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа;

6) рассмотреть вопрос о разработке комплекса мер, направленных на совершенствование поставок товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), в том числе ускорить разработку проекта федерального закона, предусматривающего регулирование отношений, связанных с осуществлением северного завоза;

7) проработать вопрос о мерах по повышению информированности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих хозяйственную деятельность в Дальневосточном федеральном округе, о возможности реализации масличных культур на организованных торгах (бирже);

8) предусмотреть при возможной корректировке федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию:

мероприятий комплексной государственной программы Российской Федерации «Социально экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308, в целях выполнения планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 793, в том числе мероприятия по обеспечению функционирования сетей связи Курильских островов в единой сети электросвязи Российской Федерации с учетом осуществления в рамках указанного мероприятия строительства подводной волоконно-оптической линии передач на остров Парамушир;

9) выработать дополнительные меры по сохранению медицинских организаций, расположенных в удаленных, труднодоступных населенных пунктах Дальневосточного федерального округа с численностью населения до 10 тысяч человек, и обеспечению их медицинскими кадрами, а также предусмотреть финансирование этих мер за счет средств федерального бюджета;

10) рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов закрепления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях молодежи, начавшей трудовую деятельность, в целях сокращения ее миграционного оттока;

11) рассмотреть возможность учета при определении размера субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования строительства объектов социальной сферы, всех затрат, необходимых для обеспечения строительства и ввода в эксплуатацию таких объектов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

12) рассмотреть вопрос о продлении действия механизма субсидирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан.

4. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ускорить подготовку проекта федерального закона, предусматривающего сохранение до 1 марта 2023 года права на получение в собственность освоенного земельного участка (»гектарная амнистия») гражданами, пропустившими срок подачи заявления о предоставлении в собственность или аренду земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование по программе «Дальневосточный гектар».

5. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

1) рассмотреть вопрос о внесении изменений в условия программы «Дальневосточная ипотека», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1609, в части предоставления возможности получения гражданами жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на приобретение на вторичном рынке жилья готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, расположенного на территории сельского населенного пункта в границах муниципального образования субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, а в отношении Магаданской области и Чукотского автономного округа – на территории любого муниципального образования независимо от даты заключения кредитного договора в течение срока действия программы;

2) подготовить предложения:

по внесению изменений в методику оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности территорий опережающего социально-экономического развития, за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1240, в части учета при такой оценке совокупного объема налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также установления критериев принятия решений уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам оценки эффективности территорий опережающего социально-экономического развития;

по законодательному закреплению необходимости проведения периодической оценки эффективности функционирования свободного порта Владивосток;

по разработке комплексного подхода к привлечению резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, предусматривающего в том числе участие представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в отборе инвестиционных проектов;

3) рассмотреть при участии Правительства Забайкальского края возможность разработки плана комплексного социально-экономического развития поселка городского типа Забайкальск Забайкальского края в целях улучшения условий проживания граждан и проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах рассмотрения до 1 сентября 2022 года;

4) рассмотреть вопрос о включении города Улан-Удэ (Республика Бурятия) в число приоритетных площадок для реализации программы «Дальневосточный квартал», предусматривающей стимулирование строительства жилья, а также строительства и (или) реконструкции объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур с использованием преференциального режима территорий опережающего социально-экономического развития.

6. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения объемов софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации национального проекта «Здравоохранение», на обеспечение закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, исходя из фактической потребности с долей софинансирования за счет средств федерального бюджета не менее 98 процентов, а также предусмотреть возможность выполнения указанного вида работ в том числе с использованием самолетов.

7. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения объемов софинансирования расходных обязательств входящих в состав Дальневосточного федерального округа субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», в целях доведения к 2024 году не менее чем до 51 процента доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.

8. Рекомендовать сенаторам Российской Федерации – представителям от субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, оказывать федеральным органам исполнительной власти содействие в реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в декабре 2022 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
11 февраля 2022 года
№ 17-СФ