Документы

Постановление

О приоритетах внешней политики Российской Федерации

Заслушав информацию Министра иностранных дел Российской Федерации о приоритетах внешней политики Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Международная обстановка претерпела существенные изменения за время, прошедшее после рассмотрения вопроса об актуальных проблемах внешней политики Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2019 года.

Российская дипломатия прилагает значительные усилия по защите и продвижению интересов государства и граждан Российской Федерации на международной арене. Последовательно отстаивается определяющая роль Организации Объединенных Наций (ООН) как главного института, целью которого является поддержание международного мира и безопасности.

Значимым вкладом Российской Федерации в обеспечение стратегической стабильности в мире стало продление в феврале 2021 года на пять лет срока действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года, а также начало переговоров с Соединенными Штатами Америки (США) по вопросам стратегической стабильности.

Особое внимание уделяется дальнейшему укреплению отношений в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИКС, а также углублению взаимодействия государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Проводится работа по сопряжению деятельности ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс – один путь», повышению уровня взаимодействия между ЕАЭС, ШОС и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в рамках Большого Евразийского партнерства.

Продолжает расширяться сотрудничество в рамках «Группы двадцати». Ведется диалог по поиску консенсусных решений по восстановлению мировой экономики, преодолению пандемии новой коронавирусной инфекции, борьбе с изменениями климата.

Приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации является интенсификация стратегического взаимодействия с Республикой Беларусь в рамках Союзного государства.

В вопросах урегулирования внутриукраинского конфликта наша страна последовательно отстаивает необходимость реализации Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, подписанного 12 февраля 2015 года и одобренного резолюцией Совета Безопасности ООН 2202 от 17 февраля 2015 года.

Российская дипломатия решительно выступает против искажения истории, попыток пересмотра итогов Второй мировой войны и сноса памятников ее героям, реабилитации пособников нацизма, а также против политики поощрения современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Российская Федерация проводит последовательную линию по противодействию дискриминации соотечественников, проживающих за рубежом, и политике вытеснения русского языка, реализуемой в Грузии, государствах Прибалтики и на Украине.

В мире сохраняется высокая геополитическая напряженность. Страны Запада во главе с США пытаются сдержать развитие альтернативных им центров силы, в том числе России, используют для этого широкий арсенал средств, включая нелегитимные односторонние санкции, попытки вмешательства во внутренние дела государств, проведение дезинформационных кампаний и провокации по линии специальных служб.

Россия исходит из того, что для решения проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество, необходим диалог ведущих государств с учетом позиций всех государств – членов мирового сообщества. Этому должно способствовать проведение саммита государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддерживает усилия российской дипломатии по сохранению атмосферы доверия в отношениях России с зарубежными странами, в том числе по межпарламентской линии.

Сенаторы Российской Федерации активно работают на таких международных площадках, как Межпарламентский союз, Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других. Интенсивно развиваются межпарламентские связи.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает эффективное взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации при проведении в городе Санкт-Петербурге 27–28 мая 2021 года девятого Невского международного экологического конгресса, а также третьего Евразийского женского форума, состоявшегося 13–15 октября 2021 года.

Для палаты особенно важна работа по активному включению субъектов Российской Федерации в обеспечение внешних интересов страны. Взаимодействие субъектов Российской Федерации и регионов иностранных государств наращивается в ходе межрегиональных форумов, которые способствуют активизации сотрудничества в экономике и культуре, позволяют устанавливать деловые связи между представителями предпринимательского сообщества.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет

1. Принять к сведению информацию Министра иностранных дел Российской Федерации о приоритетах внешней политики Российской Федерации и выразить поддержку деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации по реализации внешнеполитического курса в соответствии с основными направлениями внешней политики государства, определяемыми Президентом Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

проработать вопрос о необходимости совершенствования законодательства в сфере содействия международному развитию и при необходимости подготовить проект федерального закона, регулирующего эту сферу правоотношений;

своевременно реагировать на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации за рубежом, а также прав соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе в государствах Прибалтики, на Украине, в США и ряде других стран, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с федеральными законами «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;

рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов доведения информации до граждан государств – членов ЕАЭС и государств – участников Союзного государства о положительном влиянии интеграционных проектов с участием Российской Федерации на социально-экономическое развитие указанных государств, в том числе с использованием национальных средств массовой информации и Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», а также современных информационно-коммуникационных технологий;

провести работу по расширению возможностей въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан на основании единой электронной визы после снятия ограничений на въезд в Российскую Федерацию, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации в части грантовой поддержки талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обучаются в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях компенсации им затрат, связанных в том числе с транспортными расходами, оплатой проживания в общежитиях и выплатой дополнительных стипендий.

3. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации:

добиваться в отношениях со странами – членами Организации Североатлантического договора (НАТО) и другими странами Запада предоставления Российской Федерации долгосрочных международно-правовых гарантий безопасности;

продолжить активно противодействовать давлению со стороны США и их союзников, в том числе попыткам монопольного определения стандартов в области климатической повестки без согласования с другими государствами, разрабатывать и предлагать взаимовыгодные решения по этой проблематике;

содействовать более эффективному взаимодействию дипломатических представительств Российской Федерации с торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в целях успешной реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», создания единой системы институтов продвижения экспорта, а также дальнейшего совершенствования деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

содействовать завершению ратификации прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписанной в городе Актау 12 августа 2018 года, с целью ее вступления в силу;

способствовать началу практической деятельности Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, предусмотренной статьей 33 Устава Содружества Независимых Государств, принятого в городе Минске 22 января 1993 года;

продолжить взаимодействие с государствами – участниками СНГ по вопросу расширения возможностей и качества преподавания русского языка и учебных предметов на русском языке в общеобразовательных организациях, опираясь на опыт развития инфраструктуры российского образования и образования на русском языке в Республике Таджикистан, Киргизской Республике и Республике Узбекистан;

вести диалог с иностранными государствами, не участвующими в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, об их присоединении к этому международному договору;

продвигать возможности Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ в качестве международного органа по содействию повышению правовой культуры избирателей, обеспечению и реализации избирательных прав граждан, созданию условий для широкого и объективного освещения хода подготовки и проведения выборов в иностранных государствах;

проработать вопросы о дальнейшем укреплении связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, защите их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, а также о дальнейшем упрощении процедуры получения ими гражданства Российской Федерации, наметить оптимальные пути реализации созидательного потенциала Русского мира как пространства общероссийской культурной идентичности;

разработать общие подходы по организации противодействия проявлениям нетерпимости по национальному признаку в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе в государствах Прибалтики, на Украине, в США и ряде других стран;

разработать меры по усилению гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ, поддержке русского языка и русской культуры;

продолжить работу по противодействию фальсификации истории, попыткам ревизии итогов Второй мировой войны, извращения роли и места СССР в Победе над нацизмом, в том числе путем ежегодного внесения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;

обеспечить разработку и продвижение инициатив, направленных на упрочение позиций России как ведущего государства в регионе Баренцева моря, в рамках предстоящего председательства России в Совете Баренцева/Евроарктического региона в 2023–2025 годах;

продолжить политику по отстаиванию принципов и духа Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года, предусматривающего мирный статус архипелага, противодействовать политике скрытой милитаризации архипелага Шпицберген и включению этой территории в сферу национального военного строительства Королевства Норвегия;

продолжить работу в целях продвижения российской заявки на проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-2030» в городе Москве;

содействовать проведению консультаций с международными партнерами России по недопущению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.

4. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации активизировать взаимодействие с зарубежными ассоциациями выпускников российских образовательных организаций высшего образования (советских высших учебных заведений) на предмет анализа потребности подготовки кадров в рамках устанавливаемой Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также по вопросу трудоустройства выпускников российских образовательных организаций высшего образования в иностранных государствах.

5. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, а также Министерством просвещения Российской Федерации проработать механизмы расширения доступа соотечественников, проживающих за рубежом, к получению общего образования на русском языке в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, используя в том числе возможности дистанционных образовательных технологий.

6. Сенаторам Российской Федерации:

использовать в рамках межпарламентского сотрудничества контакты с парламентами государств – членов НАТО и государств – членов Европейского союза для продвижения российских подходов в сфере обеспечения международной безопасности и глобальной стабильности;

активизировать межпарламентское сотрудничество с парламентами государств Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;

расширить взаимодействие с Советом глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации в целях дальнейшего повышения эффективности участия регионов в обеспечении внешних интересов страны.

7. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2022 года.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
15 декабря 2021 года
№ 549-СФ