Заслушав информацию руководителя Федеральной антимонопольной службы о реализации мер, направленных на обеспечение устойчивости социально значимых товарных рынков, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Государственная политика по обеспечению устойчивости социально значимых товарных рынков реализуется Правительством Российской Федерации исходя из целей и принципов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и направленных на укрепление национальной экономики, повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен. Ключевые мероприятия в этой сфере предусмотрены Национальным планом (»дорожной картой») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021–2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года № 2424-р, реализация которого приобретает особое значение в условиях восстановительного роста экономики и постепенного снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Консолидация полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по осуществлению антимонопольного контроля, тарифного регулирования, контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, государственного оборонного заказа, контроля за иностранными инвестициями позволяет обеспечить регулирование на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации через 84 территориальных органа.
Среди наиболее значимых реализованных мероприятий можно отметить обеспечение присутствия в отраслях экономики Российской Федерации не менее трех хозяйствующих субъектов, из которых не менее чем один относится к частному бизнесу, отмену национального и внутрисетевого роуминга на территории Российской Федерации, устранение «банковского роуминга», установление правил недискриминационного доступа на товарные рынки услуг общедоступной почтовой связи и в сфере теплоснабжения, расширение масштабов биржевой торговли наличными товарами (нефть, нефтепродукты, природный газ, лес, сахар, зерно и другие) и производными финансовыми инструментами, ограничение возможности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения об установлении индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги выше предельных уровней, внедрение принципа ценового (тарифного) регулирования, стимулирующего организации к сокращению издержек, введение метода предельного ценообразования на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи, реализацию в субъектах Российской Федерации «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции на товарных рынках.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ФАС России осуществляет комплекс мер по исключению многофакторного инфляционного давления на ценовую ситуацию в Российской Федерации при изменении конъюнктуры мировых товарных рынков. При этом наибольшее значение имеет рост цен на такие группы товаров, как продовольствие (прежде всего масличные культуры, сахар, зерно), минеральные продукты (прежде всего топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки), удобрения, лекарственные препараты и фармацевтические субстанции для их производства, строительные ресурсы, металлы и изделия из них, что во многом обусловлено динамикой внешнеторговых цен (при импортных поставках и экспортных предложениях российских производителей). В этих условиях перманентно осуществляется мониторинг ситуации на социально значимых товарных рынках (внешних и внутренних), постоянно проводится мониторинг ценовых индикаторов на нефтепродукты, реализуются меры, направленные на уменьшение на товарных рынках посреднических цепочек, влияющих на цены, а также на увеличение доли прямых закупок нефтепродуктов заказчиками.
Для определения единых механизмов и принципов развития системы тарифного регулирования, основанных на долгосрочном планировании, защите интересов потребителей и обеспечении надежного функционирования инфраструктурного сектора, создана Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период. Ее реализация в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, перевозок железнодорожным транспортом способствует обеспечению устойчивости важнейших инфраструктурных рынков.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает важность продолжения разработки Правительством Российской Федерации совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации при участии субъектов Российской Федерации системных мер по развитию конкуренции и формированию долговременных условий, обеспечивающих устойчивость социально значимых товарных рынков в рамках действия норм и правил Всемирной торговой организации.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной антимонопольной службы о реализации мер, направленных на обеспечение устойчивости социально значимых товарных рынков.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 1193621–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (о возможности уплаты административного штрафа в половинном размере за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения).
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) продолжить работу:
по согласованию проектов федеральных законов, разработанных в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», предусматривающих установление основ государственного регулирования цен (тарифов), реформирование нормативно-правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, внесение изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики (»пятый антимонопольный пакет»);
по определению единого порядка проведения обязательных торгов в сфере реализации имущества, в том числе имущественных прав, в электронной форме с использованием официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и электронных площадок, операторы которых включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением процедур, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
по обеспечению нормативно-правового регулирования, предусматривающего унификацию и систематизацию государственных и муниципальных преференций, предоставляемых путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий, в том числе порядка их предоставления;
по установлению квоты в размере 20 процентов для субъектов малого предпринимательства на участие в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций (наружной рекламы);
по обеспечению эффективности мер антимонопольного контроля в условиях современных цифровых рынков и повышению защищенности прав и интересов добросовестных участников таких рынков от возможных проявлений монополистической деятельности, в первую очередь по совершенствованию антимонопольного законодательства в части внедрения новых механизмов противодействия ограничивающим конкуренцию практикам на цифровых рынках;
по расширению перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации, включая лекарственные препараты для лечения новой коронавирусной инфекции, а также вакцины для ее профилактики;
по совершенствованию нормативно-правового регулирования в похоронном деле;
по обеспечению доступности минеральных удобрений для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе по развитию биржевой торговли минеральными удобрениями;
2) сохранить предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации процедуры проведения имущественных торгов в электронной форме на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 года № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» в части установления срока проверки функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, операторов электронных площадок, оператора специализированной электронной площадки не ранее 1 января 2024 года, а также установления в качестве дополнительного единого требования к указанным операторам обязанности по обеспечению объема имущественных торгов в электронной форме.
4. Рекомендовать ФАС России:
1) обеспечить мониторинг и контроль реализации Национального плана (»дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021–2025 годы;
2) продолжить осуществление мониторинга формирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, а также мониторинга тарифных решений, принятых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в целях оперативного принятия мер по недопущению снижения уровня жизни;
3) усилить работу по анализу изменения ситуации на различных рынках в целях определения возможных причин роста цен и выработки соответствующих мер воздействия для их стабилизации;
4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФАС России от 21 ноября 2017 года № 1554/17, в части ограничения размера тарифов (сбытовой надбавки) в первом полугодии очередного годового периода регулирования размерами тарифов (сбытовой надбавки) второго полугодия предыдущего годового периода регулирования в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, а также вопрос об установлении приоритета предупредительных мер и разъяснительной работы с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по соблюдению указанных положений;
5) рассмотреть вопрос о целесообразности создания перечня производителей социально значимых товаров для оперативного мониторинга изменения цен на указанные товары;
6) продолжить во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации работу по развитию и приоритетному использованию превентивных механизмов, направленных на недопущение нарушений антимонопольного законодательства, в том числе путем направления предостережений о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства.
5. Рекомендовать ФАС России совместно с Министерством энергетики Российской Федерации разработать комплекс мер по сдерживанию цен хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию топочного мазута потребителям для его использования в целях теплоснабжения, а также проработать вопрос о введении демпферного механизма, сдерживающего рост цен на топочный мазут, по аналогии с механизмом, действующим в отношении цен на бензин.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить:
утверждение до 1 января 2022 года планов мероприятий (»дорожных карт») по содействию развитию конкуренции на 2022–2025 годы;
выполнение планов мероприятий (»дорожных карт») по содействию развитию конкуренции на 2022–2025 годы в соответствии со стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года № 768-р;
2) ускорить принятие мер, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, принимая во внимание изменения, внесенные в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года № 1315.
7. Комитету Совета Федерации по экономической политике во взаимодействии с ФАС России проработать вопрос о создании рабочей группы с привлечением представителей заинтересованных государственных органов и научно-экспертного сообщества по совершенствованию антимонопольного регулирования цифровых рынков с учетом лучших мировых практик в целях обеспечения справедливых условий конкуренции.
8. Предложить Правительству Российской Федерации до 1 июня 2022 года представить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
9. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
1 декабря 2021 года
№ 522-СФ