Документы

Постановление

О перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова о перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации (далее – оборонно-промышленный комплекс) представляет собой динамично развивающийся сектор экономики, главной задачей которого являются разработка и производство перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники преимущественно для оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса включает более 1,3 тыс. организаций, обеспечивающих занятость более 2 млн человек почти во всех субъектах Российской Федерации.

Стабильно высокий уровень выполнения государственного оборонного заказа свидетельствует об эффективном законодательном, материально-техническом, финансовом и кадровом обеспечении деятельности оборонно-промышленного комплекса.

Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в составе стратегических ядерных сил составляет более 80 процентов, в составе сил общего назначения – более 70 процентов.

Достижение указанных результатов стало возможным благодаря имеющимся научно-техническим наработкам, экономическим и технологическим возможностям, реализуемым в рамках Государственной программы вооружения на 2018–2027 годы, государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 425–8, иных документов стратегического планирования в области разработки и производства вооружения, военной и специальной техники.

Важной составляющей деятельности российской оборонной промышленности является экспорт вооружения и военной техники. Россия занимает лидирующие позиции в мире по поставкам вооружения, что обеспечивает значительные поступления средств в федеральный бюджет. Ежегодный портфель экспортных контрактов на поставку продукции военного назначения поддерживается на уровне 45–55 млрд долларов США, а объем годовой выручки от продажи за рубеж вооружения и военной техники в среднем составляет 14–15 млрд долларов США.

Вместе с тем пик поставок вооружения и военной техники по государственному оборонному заказу пройден. Для достижения экономической стабильности в условиях снижения загруженности производственных мощностей выпуском продукции военного назначения российская оборонная промышленность наращивает выпуск продукции гражданского и двойного назначения. Доля такой продукции в общем объеме производства организаций оборонно-промышленного комплекса составляет 25,6 процента, и ее планируется увеличить до 30 процентов в 2025 году и до 50 процентов к 2030 году.

Таким образом, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса предполагает сочетание мероприятий, предусматривающих использование производственного потенциала и инновационных технологий как для разработки и производства продукции военного назначения, так и для выпуска продукции гражданского и двойного назначения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, среди которых важно выделить:

развитие научно-технического потенциала для разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники;

создание условий для ускоренного технологического развития оборонно-промышленного комплекса;

комплексную модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение организаций оборонно-промышленного комплекса;

принятие мер по обеспечению качества и снижению себестоимости выпускаемой продукции, совершенствованию системы ценообразования на продукцию по государственному оборонному заказу;

совершенствование режима использования отдельного счета при выполнении государственных контрактов по государственному оборонному заказу;

сохранение достигнутого уровня и увеличение объемов экспорта российской продукции военного назначения в авиастроении, ракетно-космической промышленности, промышленности обычных вооружений и судостроении;

расширение выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;

совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса и смежных производств.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова о перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период проект федерального закона № 1005078–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе“ в части создания системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, поставляемой по государственному оборонному заказу.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность восстановления системы проведения фундаментальных научных исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) принять меры по обеспечению финансирования и реализации подпрограммы «Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства» Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3684-р, в целях создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

3) предусмотреть при внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года № 786, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке промышленных технологий, изделий электронной компонентной базы, решение задач импортозамещения, проведение поисковых исследований и инвестиционные проекты по подготовке производства должны быть взаимоувязаны между собой в части обеспечения производственной и технологической готовности организаций оборонно-промышленного комплекса к выпуску перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники согласно Государственной программе вооружения на 2018–2027 годы;

4) рассмотреть вопрос об изменении правил разработки и реализации государственной программы вооружения в части:

корреляции государственных программ Российской Федерации в сфере обороны и безопасности, в частности государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и проекта государственной программы вооружения на 2024–2033 годы;

формирования и реализации межведомственных комплексных целевых программ создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

разработки государственных военных стандартов и актуализации национальных стандартов, отраслевых стандартов (стандартов организаций) по созданию, производству и реализации перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники в отношении разработки и постановки продукции на производство, конструкторской документации, применения цифрового моделирования этапов разработки и испытания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, показателей качества;

5) рассмотреть возможность разработки методики оценки требуемых объемов финансирования и полученных результатов научно-исследовательских работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

6) обеспечить развитие инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, промышленных технологий, изделий электронной компонентной базы, решению задач импортозамещения, проведению поисковых исследований;

7) рассмотреть вопрос о необходимости внесения в законодательство Российской Федерации в области разработки и производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники изменений, предусматривающих совершенствование механизма защиты законных интересов исполнителя государственного оборонного заказа в случае изменения государственным заказчиком требований к перспективным образцам вооружения, военной и специальной техники без изменения существенных условий государственного контракта, и подготовить соответствующие предложения;

8) подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в части объединения отдельных счетов в единый счет по всем государственным контрактам, выполняемым головным исполнителем в интересах одного государственного заказчика, без снижения уровня контроля за выполнением государственных контрактов;

9) рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций (разъяснений) по расчету компенсации затрат, понесенных предприятиями – разработчиками продукции военного назначения, на выполнение инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях единообразного применения порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 февраля 2019 года № 334;

10) рассмотреть вопрос о развитии технологий с учетом импортозамещения изделий, применяемых при создании перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе летательных аппаратов;

11) завершить актуализацию правил прекращения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по государственному оборонному заказу;

12) продолжить работу по формированию многоуровневой системы подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса, включая меры по привлечению молодежи в научную, научно-технологическую и инновационную деятельность, а также рассмотреть возможность создания в организациях оборонно-промышленного комплекса научно-производственных подразделений, аналогичных подразделениям, созданным в соответствии с решением Президента Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации;

13) рассмотреть вопрос о необходимости внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в части исключения из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе исполнения государственного контракта и переданные государственным заказчиком российской организации по договору о безвозмездном отчуждении либо предоставленные по лицензионному договору на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии, и подготовить соответствующие предложения;

14) проработать вопрос об увеличении в 2022–2023 годах производственных мощностей публичного акционерного общества «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» в целях обеспечения производства самолетов-амфибий Бе-200 в количестве, необходимом для оснащения в 2022–2030 годах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны Российской Федерации, выполняющих задачи по пожаротушению и спасанию на воде, а также для оснащения летной эскадрильи для пожаротушения, создание которой планируется в 2024–2027 годах.

4. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести контрольное мероприятие в части целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, и о результатах его проведения проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
10 ноября 2021 года
№ 476-СФ