Документы

Постановление

О приоритетных направлениях обеспечения защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан

Заслушав информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о приоритетных направлениях обеспечения защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) последовательно реализует Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1837-р, и план мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 года № 481-р.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции возникла необходимость совершенствования правовых механизмов защиты прав потребителей.

Применение в этот период мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации способствовало расширению дистанционной торговли. При этом отмечаются проблемы, в том числе касающиеся обеспечения безопасности товаров и услуг, раскрытия достоверной и точной информации о предлагаемых товарах, услугах и ценах. В связи с этим Роспотребнадзор активизировал информационно-просветительскую деятельность в области защиты прав потребителей. Так, на официальном сайте Роспотребнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей оперативно размещаются информационные материалы о принимаемых мерах государственной поддержки и рекомендации для потребителей.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одно из важнейших условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду осуществляется в том числе посредством реализации национальных и федеральных проектов, а также отраслевых документов стратегического планирования.

В целях улучшения взаимодействия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения разработан Порядок действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2021 года № 12.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения также направлены Национальный план по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 31 января 2020 года, Стратегия развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 2390-р, план мероприятий (»дорожная карта») по развитию и укреплению системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на 2021–2028 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 3680-р.

В рамках задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, в связи с вероятным появлением и распространением новых инфекционных заболеваний к приоритетным направлениям деятельности Роспотребнадзора относятся модернизация санитарно-эпидемиологической службы, оснащение и поддержание на современном уровне лабораторной базы, повышение эффективности системы вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний, интенсификация научно-исследовательских работ, направленных на создание отечественных тест-систем, высокоэффективных методов и средств диагностики и профилактики инфекционных заболеваний, внедрение новых разработок, в том числе цифровых, для организации противоэпидемической работы, мониторинга и анализа ситуации.

Современная система защиты от санитарно-эпидемиологических угроз должна стать проактивной, основанной на самых последних достижениях в области генетических технологий и цифровых решений.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о приоритетных направлениях обеспечения защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 1138398–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ и Федеральный закон „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)“ в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров»;

№ 1143914–7 «О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

№ 1184356–7 «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации „О защите прав потребителей“;

№ 1184517–7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

№ 654742–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения обработки ионизирующим излучением (радиационной обработки) сельскохозяйственной и пищевой продукции».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода»;

2) проработать вопрос о целесообразности разработки плана мероприятий (»дорожной карты») по дальнейшему внедрению системы маркировки товаров средствами идентификации;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений

в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающих возможность проведения санитарно-гигиенического просвещения населения с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольческих (волонтерских) организаций;

4) рассмотреть возможность проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции иностранных граждан, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, и при необходимости установить соответствующий порядок ее проведения;

5) ускорить проведение внутригосударственного согласования проекта изменений в соответствующие технические регламенты Таможенного союза в части включения показателя содержания глицидиловых эфиров жирных кислот в пересчете на глицидол в отдельных видах продукции, установленного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 132, и направить указанный проект в Евразийскую экономическую комиссию;

6) рассмотреть возможность установления показателей качества продовольственных товаров на всех этапах их производства и поставок, включая торговые сети;

7) рассмотреть вопрос о выделении:

Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бюджетных ассигнований на погашение образовавшейся в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции задолженности перед медицинскими организациями за оказанные, но не оплаченные медицинские услуги, а также бюджетных ассигнований на погашение соответствующей задолженности в случае ее образования в 2021 году;

Министерству здравоохранения Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки по обеспечению в 2021 году медицинским работникам выплат средней заработной платы для оплаты отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска.

4. Рекомендовать Роспотребнадзору:

1) продолжить реализацию мероприятий, направленных на развитие и укрепление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в том числе мероприятий по внедрению новых технологий мониторинга и анализа угроз в целях создания надежной защиты (»щита») в сфере санитарно-эпидемиологической и биологической безопасности;

2) рассмотреть вопрос о подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей;

3) подготовить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ медицинского образования в области эпидемиологии, микробиологии, вирусологии и профилактики инфекционных болезней и направить их в координационный совет Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Здравоохранение и медицинские науки»;

4) продолжить проведение научных исследований в организациях, подведомственных Роспотребнадзору, в том числе в области применения новых средств, методов, технологий обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности;

5) подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части введения лицензирования дезинфекционной деятельности, а также по формированию перечня продукции (прежде всего пищевой), подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, и внести их в Правительство Российской Федерации;

6) проанализировать результаты практики применения введенной в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

7) проработать вопросы:

о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части введения ответственности за невнесение и (или) изменение информации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

о применении единых подходов к оценке результатов анализов, полученных в разных тест-системах для определения антител к новой коронавирусной инфекции;

8) рассмотреть вопрос о подготовке предложений по внесению изменений в акты Евразийского экономического союза в части:

изменения допустимых уровней содержания марганца в составе лечебно-столовых и лечебных природных минеральных вод, природных радионуклидов в составе столовых, лечебно-столовых, лечебных природных минеральных вод, фторидов в составе столовых природных минеральных вод, мышьяка и паразитов в рыбе и рыбной продукции;

установления дополнительных требований к маркировке упакованной питьевой воды, в частности требований к подтверждению соответствия маркировки при государственной регистрации питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной минеральной воды, при декларировании соответствия категории питьевой воды;

9) обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу по вопросу организации комплексных проверок рынка питьевой воды, реализуемой посредством автоматов с накопительной емкостью в устройстве (и без таковой), на предмет наличия фальсифицированной и контрафактной продукции;

10) рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях, в части упрощения доступа родителей к его осуществлению;

11) рассмотреть вопрос о повышении уровня контроля за качеством молочной продукции, реализуемой на территории Российской Федерации;

12) провести во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации анализ:

реализации в субъектах Российской Федерации Концепции создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 24 марта 2020 года № 186;

применения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации методических рекомендаций МР 3.1.0178–20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 года.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить готовность субъектов Российской Федерации к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера;

2) проанализировать и при необходимости актуализировать региональные планы и программы по профилактике инфекционных болезней;

3) содействовать осуществлению родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях;

4) обеспечить реализацию комплекса мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний при осуществлении деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления в летний период.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в феврале 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проинформировать палату в марте 2022 года о реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитет Совета Федерации по социальной политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
23 июня 2021 года
№ 429-СФ