Документы

Постановление

О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Бюджетная и налоговая политика Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу должна быть направлена на достижение целей и решение задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ) и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.

Правительством Российской Федерации в 2020 году и январе – мае 2021 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции были приняты экстренные меры, предусматривающие усиление поддержки населения, субъектов предпринимательской деятельности, а также обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Их реализация позволила не допустить неконтролируемого роста заболеваемости населения, избежать негативного развития ситуации на рынке труда и обеспечить восстановление деловой активности. Благодаря эффективности указанных мер удалось замедлить снижение валового внутреннего продукта.

Однако в настоящее время для российской экономики сохраняются риски, связанные с санкционным давлением западных стран и сохранением проблем, вызванных последствиями распространения новой коронавирусной инфекции.

Сложившаяся ситуация потребует корректировки национальных проектов в соответствии с национальными целями и задачами, определенными в Указе, на более долгосрочный период планирования.

Расходы федерального бюджета следует формировать исходя из необходимости приоритетного финансирования мер социальной поддержки граждан, дальнейшего осуществления мероприятий, направленных на рост и долгосрочные структурные изменения российской экономики.

Учитывая, что государственные программы Российской Федерации, являясь основным инструментом бюджетного планирования, должны обеспечивать достижение целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, необходимо изменить подход к их формированию и реализации, а также осуществить интеграцию национальных проектов и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации.

Важным условием стимулирования роста и модернизации российской экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе за счет мер налогового стимулирования. При этом реализация инфраструктурных проектов с государственным участием должна обеспечить значительное увеличение объема инвестиций в экономический рост.

Существенная роль для социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отводится новому механизму региональной инвестиционной политики – инфраструктурным бюджетным кредитам на осуществление расходов инвестиционного характера, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристической инфраструктур, инвестиции в общественный транспорт. Эффективное использование указанного механизма позволит привлечь частные инвестиции в объекты основных средств, создать новые рабочие места и тем самым способствовать росту экономического потенциала.

Приоритетами государственной политики в области межбюджетных отношений остаются сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, повышение финансовой самодостаточности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Необходимо активизировать работу по созданию условий для стимулирования субъектов Российской Федерации к поиску дополнительных источников бюджетных доходов, что будет способствовать росту их экономического потенциала.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов:

1) осуществлять совместно с Центральным банком Российской Федерации меры по поддержанию уровня инфляции, обеспечивающего сохранение макроэкономической стабильности;

2) ускорить принятие единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;

3) обеспечить синхронизацию подходов к разработке и управлению государственными программами Российской Федерации и национальными (федеральными) проектами в целях реализации Указа;

4) рассмотреть вопрос об исключении из государственных программ Российской Федерации показателей, которые не характеризуют достижение установленных указанными государственными программами Российской Федерации целей и задач;

5) обеспечить внесение изменений в показатели и структурные элементы государственных программ Российской Федерации не позднее сроков принятия федерального закона о федеральном бюджете;

6) рассмотреть вопрос об установлении на постоянной основе ограничения по переносу на будущее убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50 процентов налоговой базы по налогу на прибыль организаций текущего (отчетного) налогового периода;

7) проанализировать результаты применения в нефтяной отрасли налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и в случае необходимости выработать предложения по его корректировке с учетом выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части:

создания дополнительных стимулирующих условий для разработки месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти в целях поддержания рентабельности ее добычи;

установления инвестиционных налоговых вычетов по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении сверхвязкой и высоковязкой нефти для компаний, добывающих углеводородное сырье;

8) рассмотреть следующие вопросы оптимизации налоговой и административной нагрузки на налогоплательщиков, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства:

о распространении механизма единого налогового платежа на субъекты малого предпринимательства;

о предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков – организаций, относящихся к категории микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, по аналогии с налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями при условии эффективности указанной меры;

9) разработать меры по дальнейшему совершенствованию (донастройке) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части дивидендной политики и налогового стимулирования инвестиционной деятельности;

10) обеспечить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:

введение упрощенной процедуры получения социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на основе анализа практики применения упрощенной процедуры получения имущественных налоговых вычетов по указанному налогу;

введение механизма целевого использования поступлений от экологических платежей, в том числе платы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

11) рассмотреть вопрос о передаче части доходов федерального бюджета от акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом объемов розничной продажи табачной продукции, отраженных в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

12) уточнить расчеты выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льготами по региональным и местным налогам в целях их компенсации за счет средств федерального бюджета;

13) проработать вопрос о создании механизма софинансирования расходов субъектов Российской Федерации, связанных с реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом находящихся в аварийном и предаварийном состоянии искусственных сооружений (мостов и путепроводов) за счет доходов федерального бюджета от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации;

14) обеспечить финансирование в полном объеме мероприятий, включенных в перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года;

15) представить палатам Федерального Собрания Российской Федерации предложения по размещению средств Фонда национального благосостояния в целях реализации инфраструктурных проектов, в том числе транспортных, для предварительного обсуждения целесообразности реализации этих проектов за счет указанных средств;

16) разработать комплекс мер по повышению эффективности бюджетных расходов, связанных с осуществлением бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы юридических лиц, имущественных взносов в государственные корпорации и государственную компанию, а также принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к договорам (соглашениям) о предоставлении средств федерального бюджета в виде взносов в уставные капиталы юридических лиц и имущественных взносов в государственные корпорации и государственную компанию;

17) предусмотреть средства федерального бюджета на подготовку и проведение Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу в 2022 году;

18) ускорить разработку и согласование программы «Земский работник культуры» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, предусмотрев ее финансирование за счет федерального бюджета в необходимом объеме;

19) предусмотреть в полном объеме, учитывая объемы финансирования по всем федеральным органам исполнительной власти, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696;

20) рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований в рамках национального проекта «Экология» на обеспечение реализации мероприятий, направленных на оздоровление и развитие водохозяйственного комплекса реки Дон;

21) рассмотреть возможность расширения программы субсидирования межрегиональных пассажирских воздушных перевозок с учетом необходимости увеличения объемов финансирования, а также количества субсидируемых авиационных маршрутов и авиакомпаний, участвующих в указанной программе;

22) предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

23) подготовить предложения по обеспечению долгосрочной устойчивости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, созданию условий для повышения финансовой самодостаточности регионов;

24) рассмотреть вопрос о ежегодной индексации общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации не ниже уровня инфляции;

25) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом изменения подходов к определению критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности;

26) обеспечить соблюдение софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации не ниже предельного уровня, установленного в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999;

27) проработать предложения о выделении бюджетных ассигнований на софинансирование программ по организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

28) рассмотреть вопрос об увеличении объема субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа;

29) проработать вопрос о софинансировании расходов субъектов Российской Федерации, связанных с модернизацией парка пассажирского городского транспорта;

30) рассмотреть вопрос о софинансировании расходов субъектов Российской Федерации, связанных с капитальным ремонтом зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций;

31) предусмотреть увеличение объема бюджетных ассигнований на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, связанных со строительством (реконструкцией, вводом в эксплуатацию) республиканских, краевых и областных детских больниц;

32) рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира;

33) рассмотреть возможность совершенствования подходов к распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление отдельных переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений с целью доведения численности и размера оплаты труда государственных лесных инспекторов и работников лесного хозяйства до уровня, позволяющего обеспечивать указанные полномочия в полном объеме;

34) рассмотреть вопрос об увеличении объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

35) проработать вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в отношении несовершеннолетних детей и неработающих пенсионеров;

36) продолжить работу по передаче на федеральный уровень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»;

37) предусматривать компенсацию за счет федерального бюджета выпадающих доходов (дополнительных расходов) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе возникающих при реализации национальных проектов, а также в связи с изменениями на федеральном уровне бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, приводящими к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

38) предусмотреть компенсацию дополнительных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“, в том числе в части доведения оплаты труда указанных в нем педагогических работников до уровня не ниже среднего для педагогических работников в соответствующем субъекте Российской Федерации;

39) рассмотреть возможность превышения предельных показателей дефицита бюджета и объема государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных соответствующим соглашением о реструктуризации задолженности субъекта Российской Федерации по бюджетному кредиту, предоставленному из федерального бюджета;

40) подготовить и рассмотреть на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений предложения по порядку и условиям реализации мер, предусмотренных проектом федерального закона № 1171664–7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», в части предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации инфраструктурных бюджетных кредитов, замещения бюджетными кредитами коммерческой задолженности субъектов Российской Федерации, а также реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;

41) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта нового Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Поручить Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Правительством Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также отдельных правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях учета особенностей субъектов Российской Федерации и создания условий для повышения их заинтересованности в дальнейшем наращивании собственного экономического потенциала.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
2 июня 2021 года
№ 273-СФ