Документы

Постановление

О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции

Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Конституционное законодательство, развитие федеративных отношений и организация местного самоуправления являются приоритетными направлениями совершенствования нормативно-правового регулирования в Российской Федерации.

В целях оптимизации порядка регистрации актов гражданского состояния Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) в первом чтении принят подготовленный Министерством юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) и внесенный Правительством Российской Федерации законопроект № 1035699–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который, в частности, закрепляет распространение экстерриториального принципа на регистрацию всех актов гражданского состояния.

Для обеспечения реализации суперсервисов «Рождение ребенка» и «Утрата близкого человека» Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» дополняется положением, предусматривающим возможность определения нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации порядка государственной регистрации рождения и смерти, выдачи свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния без личного посещения заявителями органа записи актов гражданского состояния путем направления сведений

о государственной регистрации рождения и смерти в личные кабинеты заявителей в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В рамках совершенствования законодательства об адвокатской деятельности Минюстом России готовится проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предусматривающего создание единого государственного реестра адвокатов в Российской Федерации.

В целях реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, и совершенствования порядка предоставления бесплатной юридической помощи Минюстом России готовятся изменения в законодательство, направленные на создание в субъектах Российской Федерации государственных юридических бюро. Кроме того, министерством ведется работа по созданию федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь», в рамках которой будет действовать единый государственный портал правового просвещения и бесплатной правовой помощи для населения. Планируется, что в 2021 году федеральная государственная информационная система «Правовая помощь» начнет функционировать в экспериментальном режиме в 10 субъектах Российской Федерации, а в 2022 году будет введена в эксплуатацию во всех субъектах Российской Федерации.

Одной из основных задач, требующих решения, является обеспечение результативной деятельности добросовестных некоммерческих организаций.

Минюстом России ведется работа над проектом федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», предусматривающего отмену дополнительных требований к уставам некоммерческих организаций в целях уменьшения бюрократической нагрузки. Также министерством разрабатывается концепция совершенствования деятельности некоммерческих организаций, в том числе их органов управления.

Результатом работы Минюста России по актуализации процессуального законодательства стало внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона № 1144921–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе», направленного на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей.

В 2021 году Минюст России подготовит предложения об изменении законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении в части исключения из уставов муниципальных образований норм, дублирующих федеральное законодательство. Планируется поэтапный переход на электронную государственную регистрацию уставов муниципальных образований.

Кроме того, 7 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации уставов муниципальных образований“ и статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, закрепляющий право муниципальных образований направлять для государственной регистрации в территориальные органы Минюста России документы в электронном виде. Законопроект был разработан Минюстом России с учетом рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Тексты зарегистрированных уставов муниципальных образований предполагается размещать на портале Минюста России „Нормативные правовые акты в Российской Федерации“ в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“.

С целью создания типового учреждения объединенного типа Минюстом России осуществляется совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний в части оптимизации структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности ее учреждений и органов.

Актуальным является создание эффективной системы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.

Минюстом России ведется подготовка проекта федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации», в соответствии с которым в качестве мер ресоциализации социальной адаптации и социальной реабилитации предусматриваются консультирование по вопросам социального и правового характера, оказание психологической помощи, содействие в получении необходимых документов, трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, пособия по безработице, государственной социальной помощи и социальных услуг.

Продолжается работа по актуализации законодательства об исполнительном производстве. Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу подготовленный Минюстом России проект федерального закона № 1144920–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов», направленного на повышение эффективности принудительного исполнения судебных актов, обеспечение взаимодействия в электронном виде сторон исполнительного производства и исключение ошибочной идентификации граждан.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции».

2. Рекомендовать Государственной Думе ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 690358–7 «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»;

№ 1035699–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части распространения экстерриториального принципа на регистрацию всех актов гражданского состояния и других изменений);

№ 1099900–7 «О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части усиления ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство);

№ 1112339–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об ипотеке (залоге недвижимости)“ и Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в части проведения торгов в электронной форме»;

№ 1133091–7 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и Федеральный закон „О противодействии коррупции“;

№ 1144920–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов»;

№ 1144921–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе»;

№ 1078992–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения»;

№ 1078988–7 «О внесении изменений в статьи 3491 и 3492 Трудового кодекса Российской Федерации».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность увеличения объема финансирования мероприятий по созданию и внедрению федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь» в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Министерства юстиции Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

рассмотреть возможность включения мероприятий по строительству типового учреждения объединенного типа в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № 420;

рассмотреть возможность разработки системы мер экономического стимулирования организаций использовать труд осужденных к принудительным работам;

рассмотреть вопрос о предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества в случае возмездного отчуждения такого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, по цене, равной рыночной стоимости;

рассмотреть вопрос о создании единой системы пробации в Российской Федерации и разработке нормативного правового акта по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы;

ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях».

4. Рекомендовать Минюсту России:

принять дополнительные меры в целях ускорения создания федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь» и ее введения в эксплуатацию во всех субъектах Российской Федерации;

разработать отраслевые документы стратегического планирования в сфере юстиции, в том числе в сферах судебно-экспертной деятельности и исполнительного производства;

продолжить работу по учету замечаний и рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации, указанных в результатах экспертно-аналитического мероприятия «Стратегический аудит государственной программы Российской Федерации „Юстиция“ 2013–2020 годы»;

обеспечить эффективность расходования бюджетных средств, выделенных в рамках государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 312, учитывая необходимость цифровизации и внедрения современных информационных технологий при реализации ее мероприятий, а также обеспечения результативности использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;

рассмотреть возможность разработки концепции совершенствования деятельности некоммерческих организаций, в том числе функционирования их органов управления;

проработать вопрос о подготовке предложений по внесению изменений в законодательство о некоммерческих организациях в части требований к уставам некоммерческих организаций, а также в части отчетности некоммерческих организаций;

организовать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации работу по созданию в субъектах Российской Федерации исправительных центров, в которых осужденные к принудительным работам отбывают наказание.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Федеральной службой исполнения наказаний подготовить предложения по приведению федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)» в соответствие с положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р.

6. Минюсту России совместно с Федеральной службой судебных приставов проработать возможность создания отдельного реестра граждан Российской Федерации, уклоняющихся от уплаты алиментов, а также введения для них дополнительных ограничений.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о ходе реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
2 июня 2021 года
№ 271-СФ