Документы

Постановление

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год

Заслушав представленный в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год.

2. Отметить эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

3. Дать высокую оценку работе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:

по внедрению новых форм работы с обращениями граждан, в том числе по организации «горячей линии» и проведению приемов граждан в формате видео-конференц-связи в период распространения новой коронавирусной инфекции;

по развитию института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также по оказанию уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационной, правовой, информационной и иной помощи;

по участию в совершенствовании законодательства об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, связанному с разработкой и принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в статью 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 130-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 510-ФЗ «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Федерального закона от 17 февраля 2021 года № 7-ФЗ „О внесении изменения в статью 33336 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“;

по взаимодействию с государственными органами и должностными лицами, а также с институтами гражданского общества, в том числе с общественными наблюдательными комиссиями;

по участию в правовом просвещении по вопросам прав и свобод человека и гражданина, расширению форм и методов этой работы;

по продвижению достижений Российской Федерации в области защиты прав человека на международных площадках, в том числе по представлению в договорные органы по правам человека Организации Объединенных Наций (ООН) альтернативных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: о соблюдении Российской Федерацией Международного пакта о гражданских и политических правах – в Комитет ООН по правам человека в мае 2020 года; о соблюдении Российской Федерацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в июне 2020 года;

по расширению и укреплению международного сотрудничества в области защиты прав человека, включая совместное с Советом Европы проведение программы по защите прав женщин;

по оказанию содействия в защите прав российских граждан за рубежом, предоставлению им помощи в возращении в Российскую Федерацию в период пандемии новой коронавирусной инфекции;

по участию в развитии взаимодействия с интеграционными объединениями национальных правозащитных учреждений универсального и регионального уровней, расширению Евразийского альянса омбудсменов;

по проведению в ноябре 2020 года совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству IV Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов», в работе которой приняли участие омбудсмены из 18 государств и представители 6 международных организаций.

4. Комитетам Совета Федерации:

1) проанализировать доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год в целях подготовки предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;

2) продолжить анализ практики применения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

5. Продолжить подготовку проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации“ в рамках работы рабочей группы Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности по совершенствованию правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

6. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 587542–7 «О внесении изменения в статью 9 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации» (о запрете использовать в залах судебных заседаний в ходе производства по уголовному делу защитных кабин для помещения в них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых);

№ 812687–7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации„ (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство);

№ 922421–7 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об охране озера Байкал“;

№ 987162–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента»;

№ 1078996–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ (о возможности выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации);

№ 1098757–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о предоставлении права на ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы);

№ 1098759–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о дополнительных гарантиях отдельным категориям работников, имеющих несовершеннолетних детей);

№ 1144921–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе».

7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) осуществить разработку государственной информационной системы «Уполномоченный по правам человека»;

2) ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона от 24 февраля 2021 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»;

3) рассмотреть вопросы:

о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-I «О вынужденных переселенцах» в части исключения требования об учете имущественного положения данной категории граждан при постановке на жилищный учет;

о расширении перечня категорий граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации при переселении с территории комплекса «Байконур», и поэтапном выделении бюджетных средств на эти цели;

о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части определения порядка перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения;

о предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал одиноким отцам, воспитывающим детей, матери которых, являясь иностранными гражданами или лицами без гражданства, умерли, объявлены умершими либо лишены родительских прав;

о разработке дополнительных мер по обеспечению прав заключенных и осужденных в период возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (в части увеличения разрешенного количества телефонных звонков, возможности использования электронной почты и электронных правовых баз данных для подачи ходатайств и заявлений в судебные органы, организации видео-конференц-связи с судами и родственниками);

4) ускорить подготовку следующих проектов федеральных законов:

«О системе пробации в Российской Федерации»;

«О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» в целях приведения законодательства в соответствие с положениями Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям;

«О внесении изменений в статью 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 34 Федерального закона „О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“, предусматривающего обязательное использование сотрудниками уголовно-исполнительной системы переносных видеорегистраторов либо иных аудиовизуальных средств фиксации.

8. Предложить Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации продолжить работу:

по мониторингу эффективности принимаемых государством мер в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

по мониторингу соблюдения прав граждан в период ограничительных мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции;

по повышению качества работы с обращениями граждан, уделив особое внимание оказанию помощи заявителям, принадлежащим к социально уязвимым группам населения, и соотечественникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию за пределами страны, а также соблюдению прав граждан, находящихся в местах лишения свободы;

по развитию международного сотрудничества Российской Федерации в области защиты прав человека, укреплению правозащитной дипломатии, в том числе в рамках Евразийского альянса омбудсменов;

по укреплению совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

по привлечению Научно-образовательного центра по правам человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» к обучению уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудников их рабочих аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий;

по мониторингу реализации в субъектах Российской Федерации Федерального закона «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».

9. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) проанализировать доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год в целях устранения в рамках своих полномочий обозначенных в указанном докладе проблем в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) осуществлять мониторинг соблюдения избирательных прав инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и принимать меры по исключению практики размещения избирательных участков на вторых этажах и выше в зданиях, не оборудованных лифтами;

3) рассмотреть вопрос о включении уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в составы региональных оперативных штабов по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции;

4) продолжить совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в части:

исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2019 года № 33-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми „О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми“ в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой» и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2020 года № 27-П «По делу о проверке конституционности статьи 34 Закона Самарской области „О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области“ в связи с жалобой граждан Н.П. Барановой, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина» об устранении необоснованных ограничений при определении мест проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, а также предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

5) способствовать в рамках своих полномочий расширению применения успешно апробированной в отдельных субъектах Российской Федерации (Кировская область, Ленинградская область) практики ежемесячной социальной выплаты по уходу за ребенком, не посещающим государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию в связи с отсутствием в таких образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, свободных мест;

6) использовать опыт субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, Московская область, город Москва) по созданию кризисных центров помощи женщинам и детям;

7) использовать опыт субъектов Российской Федерации по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

8) продолжить работу по развитию института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, включая приведение законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», а также принять меры по укреплению финансовой и материально-технической базы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и их рабочих аппаратов.

10. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
23 апреля 2021 года
№ 180-СФ