Документы

Постановление

О государственной политике в сферах научных исследований и инновационных разработок для обеспечения технологического прорыва

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко о государственной политике в сферах научных исследований и инновационных разработок для обеспечения технологического прорыва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Государственная политика в сферах научных исследований и инновационных разработок реализуется Правительством Российской Федерации исходя из приоритетов и задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Ее основные направления определены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 (далее – Стратегия). Инструментом реализации Стратегии является государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 377.

Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 года № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» при Правительстве Российской Федерации предусмотрены создание Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации, главной задачей которой является обеспечение взаимодействия участников научно-технологического развития для консолидации всех научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее – НИОКТР), а также формирование единой системы управления научной деятельностью. В целях повышения эффективности государственной научно-технической политики Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 года № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» утверждены Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и обновленный состав указанного Совета.

Первоочередные меры по реализации Стратегии направлены на обеспечение технологического прорыва посредством формирования условий, стимулирующих масштабную генерацию научно-технических знаний, развитие человеческого капитала, повышение уровня вовлечения бизнеса в финансирование НИОКТР и инновационную деятельность, рост производства прорывных технологий и осуществление инновационных разработок, соответствующих шестому технологическому укладу и ориентированных на массовое использование.

С учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 287, комплексно решаются задачи ускоренного развития синхротронных и нейтронных исследований, необходимых для создания прорывных технологий, создания и развития исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации. Формируются комплексные научно-технические проекты полного инновационного цикла, являющиеся новым механизмом поддержки скоординированных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий полного инновационного цикла. Для разработки и модернизации технологий наземного и дистанционного мониторинга потоков основных парниковых газов, параметров фотосинтеза, дыхания растительных сообществ и почвы реализуются проекты по созданию сети специально оборудованных участков местности, используемых для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса и проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов. Уделяя особое внимание таким направлениям, как квантовые вычисления, квантовые коммуникации и мобильные сети связи пятого поколения, Правительство Российской Федерации заключило соглашения о намерениях с государственными корпорациями и компаниями с государственным участием в целях развития указанных высокотехнологичных направлений. Для обеспечения технологического лидерства Российской Федерации формируется система центров трансфера технологий для содействия отечественным научным организациям и университетам во внедрении результатов исследований и разработок организациями реального сектора экономики.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает важность предпринимаемых Правительством Российской Федерации на основе тесного сотрудничества с Федеральным Собранием Российской Федерации и при участии субъектов Российской Федерации мер поддержки фундаментальной науки, поисковых исследований и разработок, коммерциализации инноваций, формирования новых рынков для осуществления технологического прорыва и развития отраслей экономики.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко о государственной политике в сферах научных исследований и инновационных разработок для обеспечения технологического прорыва.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период весенней сессии 2021 года:

проекта федерального закона № 1142955–7 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете“;

проекта федерального закона № 910300–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О патентных поверенных“.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) принять меры по формированию стратегического видения развития сферы исследований, разработок и инноваций в интересах кардинального ускорения технологического развития Российской Федерации в рамках разработки проектов отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;

2) провести комплексную оценку востребованности инструментов поддержки в сфере инновационной деятельности в рамках проводимой в настоящее время оптимизации институтов развития и по результатам оценить необходимость дополнительных механизмов стимулирования для привлечения средств на финансирование инновационных проектов;

3) учесть необходимость оптимизации процедур проведения закупок при осуществлении НИОКТР в ходе доработки проекта федерального закона № 1100997–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

4) рассмотреть вопрос о законодательном закреплении понятия и статуса научно-образовательных центров мирового уровня;

5) рассмотреть возможность разработки и законодательного закрепления особых механизмов осуществления закупок реагентов и расходных материалов для проведения НИОКТР с учетом специфики научной деятельности;

6) проработать вопрос о расширении функционала единой государственной информационной системы учета НИОКТР в части:

размещения в ней сведений о НИОКТР: выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности; планируемых и (или) проводимых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; в отношении которых предусматривается возмещение затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; выполняемых на территориях инновационных научно-технических центров;

создания раздела для продвижения и коммерциализации полученных в ходе НИОКТР научно-технических результатов;

7) проработать вопрос о возможности обеспечения интеграции единой государственной информационной системы учета НИОКТР с национальными информационными системами, содержащими информацию о зарегистрированных результатах интеллектуальной деятельности, для обеспечения доступа исследовательских групп и организаций реального сектора экономики к размещенным сведениям;

8) выработать меры поддержки комплексного развития территорий с высокой концентрацией научно-исследовательских центров, направленных на социально-экономическое и научно-технологическое развитие макрорегионов и Российской Федерации в целом;

9) рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма распределения средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию национального проекта «Наука» и государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», с учетом потребностей субъектов Российской Федерации в обновлении приборной базы организаций, выполняющих научные исследования и разработки, создании новых или развитии существующих лабораторий, центров коллективного пользования оборудованием;

10) проработать вопрос о дополнительных мерах поддержки российских организаций по регистрации за рубежом исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в целях поддержки обеспечения охраны и защиты их прав на международных рынках;

11) создать в 2021 году пилотные карбоновые полигоны на территориях Республики Татарстан, Чеченской Республики,

Краснодарского края, Калининградской области, Новосибирской области, Сахалинской области, Свердловской области, Тюменской области для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса, проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов, предусмотрев в 2022 году увеличение количества указанных карбоновых полигонов с целью охвата различных типов экосистем, характерных для территории Российской Федерации;

12) разработать комплекс стимулирующих мер для привлечения в Российскую Федерацию иностранных специалистов, работающих в сфере информационных технологий;

13) проработать вопрос о необходимости строительства современных научных судов, оборудованных для проведения рыбохозяйственных исследований, направленных на мониторинг состояния водных биологических ресурсов в морях и внутренних водоемах Российской Федерации с целью их рационального использования;

14) рассмотреть совместно с Общественной палатой Российской Федерации и некоммерческой организацией «Ассоциация участников технологических кружков» в рамках разработки проекта стратегии социально-экономического развития Российской Федерации вопрос о включении направления по выявлению, развитию и сопровождению талантов в технологической сфере на основе опыта кружкового движения Национальной технологической инициативы и поручить Министерству науки и высшего образования Российской Федерации проработать указанный вопрос;

15) рассмотреть вопрос о создании единого государственного оператора телематических сервисов с учетом последующего продвижения российских технологий на основе сотрудничества с государствами – членами Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, странами БРИКС;

16) рассмотреть возможность стимулирования инвестиций средних, малых и микропредприятий в исследовательские и инновационные проекты путем выведения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций суммы, равной 200 процентам расходов указанных организаций на НИОКТР;

17) проработать новые механизмы финансового обеспечения деятельности инжиниринговых центров, созданных на базе образовательных организаций высшего образования, для модернизации имеющегося оборудования и программного обеспечения на уровне мировых стандартов;

18) проработать вопрос о формах поддержки проектов, создаваемых в субъектах Российской Федерации с целью формирования современной технологической инфраструктуры, необходимой для разработки, опытно-промышленного освоения и продвижения на российских и мировых рынках передовых технологий, уникальных материалов и новых видов продукции;

19) подготовить предложения о развитии национальной суперкомпьютерной инфраструктуры.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) разработать предложения по осуществлению государственной поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта;

2) проработать вопросы о стимулировании участия отечественных компаний в деятельности инновационных научно-технологических центров (»вузовских технологических долин»), а также о формировании инструментов и подходов для последующей коммерциализации разработок со стороны крупных отечественных компаний, в том числе в рамках реализации программ инновационного развития и стратегий цифровой трансформации.

5. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопрос о мерах по достижению целевых показателей дорожных карт «Квантовые вычисления», «Квантовые коммуникации», «Мобильные сети связи пятого поколения» в рамках реализации соглашений о намерениях с государственными корпорациями и компаниями с государственным участием в целях развития отдельных высокотехнологичных направлений.

6. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) разработать механизмы обеспечения кадровым потенциалом сферы научных исследований с учетом ужесточения требований к квалификации исследователей и усилением международной конкуренции по привлечению высококвалифицированных научных кадров;

2) рассмотреть целесообразность реализации «целевых аспирантских программ», предполагающих софинансирование перспективных научных исследований и разработок молодых ученых в интересах ведущих отечественных компаний;

3) создать механизм акселерации инновационных технологических компаний на базе инновационных научно-технологических центров (»вузовских технологических долин»).

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) проработать вопрос о создании региональных научных фондов с целью формирования благоприятных условий внедрения достижений науки и технологий для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусмотрев развитие деятельности указанных фондов через совместное использование инфраструктур технопарков, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования научным оборудованием, региональных центров инжиниринга, центров сертификации, центров молодежного инновационного творчества и других структур;

2) обеспечить поддержку образовательных организаций высшего образования и научных организаций при осуществлении ими деятельности, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и способствующей социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации;

3) разработать меры по оказанию содействия созданию и развитию научно-образовательных центров мирового уровня.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
23 апреля 2021 года
№ 179-СФ