Документы

Постановление

О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации

Заслушав информацию Министра спорта Российской Федерации о развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей определено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» как одна из национальных целей развития Российской Федерации, в рамках которой среди целевых показателей установлено увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Достижение этого показателя невозможно без формирования у детей и молодежи осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, которые являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта закреплены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», процесс воспитания и обучения, в том числе физического, регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время ведется разработка проекта концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.

Физической культурой и спортом в Российской Федерации систематически занимаются около 23 миллионов человек в возрасте от 3 до 18 лет (85 процентов от общей численности детей и молодежи, по данным за 2019 год).

Детско-юношеский спорт является частью спорта и направлен на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в дошкольных образовательных организациях, спортивных клубах в образовательных организациях (школьных спортивных клубах, студенческих спортивных клубах), организациях дополнительного образования, организациях, осуществляющих спортивную подготовку, физкультурно-спортивных клубах по месту жительства, работы.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 2 642 центра тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – комплекс ГТО). В 2019 году в выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО приняли участие 1,9 миллиона человек в возрасте от 6 до 18 лет, что составляет 74 процента от общего количества выполнявших указанные нормативы.

Вместе с тем детско-юношеский спорт требует дальнейшего развития. В связи с этим необходимо уделить внимание решению следующих проблем:

продвижение и популяризация физической культуры и спорта среди детей и молодежи с использованием телевидения, кинематографа, онлайн-ресурсов (социальных сетей и иных интернет-ресурсов);

создание центров раннего физического развития детей;

формирование условий для занятий физической культурой и спортом каждого ребенка с учетом особенностей его развития, увеличение количества спортивных школ для развития детско-юношеского адаптивного спорта;

увеличение численности молодых специалистов в общем количестве тренеров, повышение уровня социальных гарантий, введение дополнительных мер стимулирования и поддержки специалистов, занятых в сфере детско-юношеского спорта;

развитие организаций спортивной медицины, в том числе врачебно-физкультурных диспансеров, с учетом необходимости их кадрового обеспечения;

создание и развитие системы физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы, развитие дворового спорта;

совершенствование законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании в целях создания единого спортивно-образовательного пространства для детей и молодежи;

развитие механизмов межведомственного взаимодействия в сфере детско-юношеского спорта, включая совместную организацию и проведение спортивных мероприятий, а также совместное использование объектов спортивной инфраструктуры различной ведомственной принадлежности;

проведение системной работы по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию детей и молодежи, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом в организациях различной ведомственной принадлежности, в физкультурно-спортивных обществах;

совершенствование методик расчета показателей и статистических данных в сфере физической культуры и спорта в целях получения объективных данных и учета детей и молодежи, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе с применением информационных технологий;

увеличение доли спортивного оборудования и инвентаря отечественного производства, используемого в детско-юношеском спорте;

обеспечение размещения и строительства объектов спорта с учетом потребностей субъектов Российской Федерации, а также приведение существующих объектов спортивной инфраструктуры, в том числе физкультурно-спортивных зон организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствие с установленными требованиями;

вовлечение большего количества граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе в комплекс ГТО.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра спорта Российской Федерации о развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период весенней сессии 2021 года следующих проектов федеральных законов:

№ 1048793–7 «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги»;

№ 1050236–7 «О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона „О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в части определения понятия «физкультурно-оздоровительная услуга»);

№ 1057595–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов возможность:

финансирования мероприятий, направленных на реализацию положений проекта федерального закона № 1057595–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“, в том числе в части обеспечения соответствующих расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, мероприятий подпрограммы „Спорт на селе“, разрабатываемой в рамках государственной программы Российской Федерации „Развитие физической культуры и спорта“, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302 (далее – государственная программа), мероприятий межотраслевой программы развития школьного спорта, межведомственной программы «Плавание для всех»;

увеличения объема субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд, на реализацию мероприятий по приобретению спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствие с установленными требованиями;

2) обеспечить в рамках реализации государственной программы финансирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

3) проработать до 1 декабря 2021 года вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части:

предоставления социального налогового вычета законным представителям ребенка в отношении средств, уплаченных ими за оказанные ребенку физкультурно-оздоровительные услуги, в том числе предоставленные физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;

определения понятия «межмуниципальная программа в области физической культуры и спорта»;

4) предусмотреть в проекте федерального закона № 1057595–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ в рамках его подготовки ко второму чтению положения о предоставлении:

Министерству спорта Российской Федерации полномочий по согласованию назначения на должность руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, реализующих программы спортивной подготовки;

исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования (в том числе лицензионного контроля) в отношении организаций, реализующих программы спортивной подготовки;

5) завершить в 2021 году разработку Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации и утвердить ее;

6) утвердить в 2021 году подпрограмму «Спорт на селе» государственной программы;

7) обеспечить подготовку перечня видов физкультурно-оздоровительных услуг, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц;

8) разработать дополнительные меры социальной поддержки тренеров, а также молодых специалистов в сфере детско-юношеского спорта;

9) обеспечить до 1 октября 2021 года создание и функционирование единой цифровой платформы «Физическая культура и спорт», в том числе сервисов, предусматривающих электронную запись в организации, осуществляющие спортивную подготовку, создание навигатора объектов спорта на территории Российской Федерации, размещение Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

4. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации:

1) подготовить предложения по внесению изменений в Концепцию подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года № 2245-р, с учетом необходимости ее успешной реализации и изменений, вносимых в законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательство Российской Федерации об образовании;

2) внести изменения в Методику расчета показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» национального проекта «Демография» и показателей федерального проекта «Спорт – норма жизни», утвержденную приказом Министерства спорта Российской Федерации от 19 апреля 2019 года № 324, в целях учета граждан, занимающихся спортом самостоятельно либо в группах вне спортивных секций, и исключения их неоднократного учета;

3) учитывать при актуализации федеральных стандартов спортивной подготовки, включая требования к материально-технической базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, финансовые возможности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при обязательном обеспечении эффективной реализации программ спортивной подготовки;

4) продолжить работу:

по проведению информационно-образовательных мероприятий по антидопинговой тематике среди детей и молодежи в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;

по проведению мониторинга обеспечения доступности объектов спорта и объектов спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных граждан, а также для посещения ими физкультурных и спортивных мероприятий;

по созданию центров раннего физического развития детей;

по вовлечению социально ориентированных некоммерческих организаций в развитие детско-юношеского спорта;

5) обеспечить широкое освещение всероссийских мероприятий и акций, направленных на пропаганду физической культуры и массового спорта среди детей и молодежи, в том числе на популяризацию комплекса ГТО.

5. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопрос о расширении практики создания быстровозводимых и малобюджетных спортивных объектов шаговой доступности для занятий массовым спортом, в том числе на территориях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за счет привлечения внебюджетных источников финансирования.

6. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации обеспечить научно-методическое сопровождение детско-юношеского спорта в рамках деятельности создаваемого на базе одного из действующих методических центров единого всероссийского межведомственного научно-методического центра детско-юношеского спорта при координации этой деятельности со стороны Министерства спорта Российской Федерации.

7. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством спорта Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи и общественно-государственными организациями продолжить проведение системной работы по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию детей и молодежи, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом в организациях различной ведомственной принадлежности.

8. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о расширении практики применения механизма государственно-частного партнерства при строительстве и эксплуатации объектов спорта.

9. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:

1) принять меры по обеспечению потребности системы физической культуры и спорта в медицинских кадрах с квалификацией «Врач по спортивной медицине»;

2) провести анализ наличия и состояния кабинетов спортивной медицины в медицинских организациях.

10. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в профессиональные стандарты в сфере физической культуры и спорта «Тренер», «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту», «Инструктор-методист», «Руководитель физкультурно-спортивной организации» в части дополнения их трудовых функций функцией по воспитанию.

11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) принять меры по развитию системы школьных спортивных клубов, студенческих спортивных клубов, в том числе для обеспечения их участия в спортивных соревнованиях, проводимых спортивными лигами;

2) обеспечить детям-инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья создание условий для занятий физической культурой и спортом;

3) рассмотреть возможность создания кабинетов спортивной медицины при амбулаторно-поликлинических медицинских организациях;

4) обеспечить приведение в соответствие с установленными требованиями объектов спортивной инфраструктуры по месту жительства, работы, в том числе объектов для совместных занятий членов семьи физической культурой и спортом;

5) разработать и утвердить порядок использования объектов спорта, в том числе объектов спортивной инфраструктуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, во внеурочное время.

12. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

13. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по экономической политике.

15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
3 марта 2021 года
№ 65-СФ