Документы

Постановление

О реализации мер налоговой политики, направленных на стимулирование экономического роста

Заслушав информацию руководителя Федеральной налоговой службы о реализации мер налоговой политики, направленных на стимулирование экономического роста, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Для стимулирования экономического роста ключевое значение имеет эффективность налоговой системы и проводимой в Российской Федерации налоговой политики.

В течение 2019 года и в начале 2020 года приоритетной задачей налоговой политики было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития. В 2020 году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции одной из основных задач налоговой политики стало создание условий для быстрого восстановления экономики.

В 2019 году и начале 2020 года был принят пакет законов, направленных на стимулирование инвестиционной активности, в частности внесены изменения в законодательство Российской Федерации о защите и поощрении капиталовложений, в том числе гарантирующие инвесторам неизменные условия налогообложения (по налогу на прибыль организаций и имущественным налогам).

В 2020 году введены меры налоговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Организации и индивидуальные предприниматели, включенные по состоянию

на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, были освобождены от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года, получили отсрочки по уплате авансовых платежей, налогов и страховых взносов. Понижены тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 30 до 15 процентов в части заработной платы работников, превышающей минимальный размер оплаты труда. В части налогового администрирования были перенесены или отменены мероприятия налогового контроля, продлены сроки представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, предоставлены дополнительные основания для получения рассрочки по уплате налогов, приостановлены меры взыскания задолженности по уплате налогов и сборов.

Важной задачей в настоящее время остается повышение собираемости налогов без увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Этому способствует работа, проводимая Федеральной налоговой службой (далее – ФНС России) и направленная на внедрение новых информационных технологий и формирование единого информационного пространства администрирования налогов, сборов и страховых взносов.

Реформируя налоговое администрирование, ФНС России ставит задачи по формированию клиентоориентированного подхода (упрощение налоговых процедур, сокращение контактов с налогоплательщиками, создание удобства и комфорта при уплате налогов).

ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы «Налог-3». Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы «Личный кабинет налогоплательщика», «НДС-офис иностранной организации», Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), «Прозрачный бизнес», мобильное приложение для самозанятых граждан «Мой налог».

Благодаря проведенной работе удалось обеспечить собираемость налогов в 2020 году на уровне 99,5 процента при плане 98,7 процента. Инициированное ФНС России приостановление проведения выездных проверок прошло без ущерба для доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Автоматизированный превентивный налоговый контроль позволил сохранить контроль за поступлениями и увеличить доли сумм, уплаченных налогоплательщиками добровольно вне рамок проверок, с 37 процентов в 2019 году до 50 процентов в 2020 году.

В ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году около 100 млрд рублей было получено за счет улучшения эффективности налогового администрирования.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной налоговой службы о реализации мер налоговой политики, направленных на стимулирование экономического роста.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продолжить работу по оптимизации процесса и сокращению сроков оформления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и возврата денежных средств;

2) рассмотреть следующие вопросы, касающиеся налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц:

об увеличении с 18 до 24 лет предельного возраста детей

(в том числе усыновленных) налогоплательщика – физического лица, в отношении которых может быть применен социальный налоговый вычет в размере расходов на оплату медицинских услуг, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, сумм страховых взносов по договорам добровольного страхования;

о предоставлении налогоплательщику, имеющему двух и более детей (подопечных), возможности использовать остаток социального налогового вычета в отношении расходов на оплату обучения одного ребенка (подопечного) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до полного его использования при получении социального налогового вычета

в отношении ребенка (подопечного), других детей (подопечных)

в течение того налогового периода, в котором образовался такой остаток;

3) развивать систему налогового мониторинга в Российской Федерации;

4) предусмотреть меры поддержки отечественных производителей цветочной продукции, а также провести необходимые мероприятия в рамках Евразийского экономического союза в целях пресечения применения схем минимизации сумм налогов, подлежащих уплате, при поставках цветочной продукции на территорию Российской Федерации;

5) провести работу по гармонизации кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях обложения налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации, по единой налоговой ставке;

6) рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации полномочий по установлению пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

7) рассмотреть вопрос об установлении на постоянной основе ограничения по переносу на будущие периоды убытков, полученных налогоплательщиками налога на прибыль организаций в предыдущих налоговых периодах, в размере не более

50 процентов налоговой базы по налогу на прибыль организаций текущего отчетного (налогового) периода;

8) рассмотреть вопрос об уплате налога на прибыль иностранных организаций, работающих в области цифровых технологий, по месту нахождения потребителей цифровых услуг;

9) рассмотреть вопрос о неприменении подпункта 2 пункта 1 статьи 2844 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам – резидентам Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»;

10) рассмотреть вопрос о налогообложении движимого имущества организаций в целях сохранения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также модернизации объектов основных средств;

11) разработать комплекс мер, направленных на стимулирование физических лиц, получающих доход от сдачи жилья в наем, регистрироваться в качестве самозанятых граждан в целях обеспечения поступления налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации;

12) рассмотреть вопрос об установлении тарифов страховых взносов в совокупном размере 15 процентов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, в отношении выплат в полном объеме в пользу физического лица, если они превышают величину двух минимальных размеров оплаты труда по итогам каждого календарного месяца;

13) разработать меры, мотивирующие граждан регистрировать принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости непосредственно после их ввода в эксплуатацию в целях своевременной уплаты налога на имущество физических лиц.

3. Рекомендовать ФНС России:

1) совершенствовать налоговое администрирование в части создания электронных сервисов для налогоплательщика, предусматривающих контроль фискальных функций и освобождающих налогоплательщика от исчисления налогов и сборов, подготовки отчетности и рисков совершения ошибок;

2) проводить работу в пределах полномочий, возложенных на ФНС России, по обеспечению доступности электронных сервисов ФНС России во всех субъектах Российской Федерации, включая удаленные и труднодоступные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

3) продолжить работу по развитию проекта ФНС России «УСН-онлайн», обеспечив к концу 2021 года внедрение прикладной подсистемы «УСН-онлайн» для аналитического учета доходов налогоплательщиков в оперативном режиме и обеспечения расчета налога непосредственно налоговыми органами с исключением обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками;

4) продолжить развитие цифровой платформы ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн) в целях совершенствования процедур оказания мер государственной поддержки и финансовых услуг юридическим и физическим лицам;

5) стимулировать мероприятия, направленные на создание комфортных условий использования хозяйствующими субъектами электронного документооборота;

6) рассмотреть вопрос о разработке цифровой платформы на базе данных ФНС России для разработчиков электронных сервисов, мобильных приложений и иных цифровых инструментов для получения верифицированной информации с целью создания конкурентоспособных продуктов;

7) предусмотреть возможность представления в 2021 году микропредприятиями, индивидуальными предпринимателями и некоммерческими организациями годовой бухгалтерской отчетности на электронных носителях или в электронной форме непосредственно в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности;

8) продолжить работу по созданию единого счета налогоплательщика с целью учета и контроля исполнения обязательств по уплате налогов и сборов;

9) включить в форму статистической налоговой отчетности № 5-НДПИ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых» показатели стоимости добытого полезного ископаемого и суммы налога на добычу полезных ископаемых по видам добычи полезных ископаемых;

10) рассмотреть возможность информирования пользователя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» о наличии сформированного ФНС России налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц и имущественных налогов.

4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотреть вопрос в период весенней сессии 2021 года о целесообразности сохранения налоговых льгот для особых экономических зон технико-внедренческого типа.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до окончания осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Предложить Федеральной налоговой службе проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до окончания осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату до окончания осенней сессии 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
17 февраля 2021 года
№ 47-СФ