Заслушав информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Национальный проект «Национальная программа „Цифровая экономика Российской Федерации“ (далее – национальная программа) реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“ для решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели «цифровая трансформация», в соответствии с которыми национальная программа будет скорректирована.
В рамках национальной программы в 2018–2020 годах реализовывалось шесть федеральных проектов в сферах нормативного регулирования цифровой среды, создания информационной инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, поддержки цифровых технологий, обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, а также цифрового государственного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» сформирован федеральный проект «Искусственный интеллект», начало реализации которого планируется с 2021 года.
По предложению Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется разработка нового федерального проекта «Цифровой регион», направленного на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации.
Общий объем финансирования национальной программы в 2019–2024 годах составляет 1 107 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 930,2 млрд рублей, внебюджетных источников – 173,9 млрд рублей.
По итогам 2019 года уровень исполнения сводной бюджетной росписи составил 73,4 процента, не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 26,8 млрд рублей (26,6 процента). На 1 октября 2020 года объем использованных средств федерального бюджета на реализацию национальной программы составил 20,6 процента.
Согласно проекту федерального закона № 1027743–7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджетные ассигнования запланированы в 2021 году в объеме 156,3 млрд рублей, в 2022 году – 211,3 млрд рублей, в 2023 году – 191,1 млрд рублей.
В субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы и проекты в сфере цифровой экономики. Большинство региональных проектов осуществляется по направлениям, аналогичным направлениям, по которым осуществляются федеральные проекты национальной программы. В связи с корректировкой паспортов федеральных проектов национальной программы требуются внесение соответствующих изменений в региональные проекты, утверждение новых показателей и методик их расчетов.
За время реализации национальной программы сформировались условия для масштабной системной цифровой трансформации отраслей и секторов экономики. В период пандемии новой коронавирусной инфекции активизировались процессы цифровизации, усилилась поддержка развития цифровых технологий, цифровой трансформации компаний, государственного управления, образования, медицины, возросла социальная функция цифровых технологий и сервисов.
Вместе с тем принятые меры по сдерживанию распространения новой коронавирусной инфекции выявили нерешенную проблему цифрового неравенства, необходимость обеспечения повсеместного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подключения к ней социально значимых объектов.
Актуальность приобрела задача разработки и поддержки отечественного программного обеспечения, включая мессенджеры и корпоративные платформы для обучения и работы.
Кроме того, в условиях востребованности онлайн-сервисов повысились требования к уровню защиты информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе персональных данных.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, следующие проекты федеральных законов:
№ 614271–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи»;
№ 992331–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных“;
№ 946734–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“;
№ 613239–7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“;
№ 974103–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О стандартизации в Российской Федерации“;
№ 747513–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)»;
№ 657361–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)»;
№ 514780–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (о создании информационной системы проверки сведений об абоненте).
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить разработку федерального проекта «Цифровой регион» для рассмотрения на президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам в 2021 году и включения в национальную программу;
разработать единый регламент работы с обращениями субъектов персональных данных о противоправных действиях в отношении их персональных данных в целях внесения изменений в нормативные правовые акты в части усиления ответственности за указанные действия;
рассмотреть вопрос о разработке нормативных правовых актов в части установления требований к данным, используемым в электронном виде, и системе управления ими;
проработать вопрос о создании региональных центров компетенций по координации ведомственных программ цифровой трансформации;
рассмотреть целесообразность разработки единой системы управления цифровой трансформацией в субъектах Российской Федерации;
оценить потребность в разработке стратегии развития сетей связи сроком на 10 лет, определив объемы использования компонентов сетей связи, включая оптическое волокно отечественного производства;
рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение работ по внедрению федеральных информационных систем, включая работы по интеграции федеральных и региональных информационных систем, а также на обучение специалистов по работе с федеральными информационными системами;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации о проведении эксперимента по организации предоставления государственных услуг и иных сервисов в банках.
4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий по цифровой трансформации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и дальнейшей его интеграции в современный цифровой контур в сфере государственного управления;
проработать вопрос о включении мероприятий, направленных на реализацию концепции развития информационно-телекоммуникационной платформы «Цифровой Совет Федерации», в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы в 2021–2024 годах;
рассмотреть возможность уточнения целей национальной программы, определив достижение общественно значимых результатов как приоритетную;
разработать методические рекомендации по цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации;
разработать четкие механизмы контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию национальной программы;
рассмотреть вопрос о разработке системы мониторинга процесса цифровой трансформации, включая систему показателей «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, единую на федеральном, региональном и местном уровнях;
проработать вопрос о включении в национальную программу целевого показателя «доля использования продукции отечественного производства»;
обеспечить согласование с субъектами Российской Федерации показателей национальной программы и общественно значимых результатов ее реализации, а также внесение в кратчайшие сроки соответствующих изменений в паспорта федеральных проектов национальной программы;
проработать вопрос об утверждении новых методических рекомендаций по расчету показателей региональных проектов и сроков заключения дополнительных соглашений;
продолжить работу по обеспечению защиты персональных данных пациентов при проведении телемедицинских консультаций;
предусматривать при создании федеральных информационных систем возможность их интеграции с региональными информационными системами;
проработать вопрос о предоставлении операторам подвижной радиотелефонной связи недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры связи, созданным за счет средств федерального бюджета;
рассмотреть возможность увеличения доли целевого набора абитуриентов из субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Арктической зоны Российской Федерации, в образовательные организации высшего образования с последующим трудоустройством в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также количества дистанционных курсов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»;
проработать вопрос создания и развития отечественных спутниковых систем наблюдения за окружающей средой для использования на территории Арктической зоны Российской Федерации;
уделить при рассмотрении вопроса о развитии программы по переходу на цифровое эфирное телевизионное вещание особое внимание населенным пунктам, расположенным вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции;
рассмотреть возможность включения в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы мероприятия по реализации в 2021–2022 годах пилотного проекта «Цифровой Ускат» в рамках проекта «Цифровой Обь-Иртышский бассейн», предусмотрев в 2021–2022 годах для этих целей из федерального бюджета субсидии бюджету Кемеровской области – Кузбасса;
представлять на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике информацию о ходе реализации национальной программы один раз в полугодие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года.
5. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при участии Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработать концепцию развития информационно-телекоммуникационной платформы «Цифровой Совет Федерации».
6. Комитету Совета Федерации по экономической политике:
заслушивать на заседании комитета информацию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национальной программы один раз в полугодие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года;
проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
18 ноября 2020 года
№ 493-СФ