Заслушав информацию Министра внутренних дел Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации по профилактике правонарушений и противодействию преступности, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, и Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года, определены направления совершенствования системы профилактики правонарушений и противодействия преступности в Российской Федерации.
Реализуется государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 345.
В последнее время сократилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, и преступлений экстремистской направленности.
Проводится комплекс мероприятий по выявлению скрытых (латентных) преступлений, совершенствованию единой государственной системы регистрации и учета преступлений и повышению объективности оценки криминогенной обстановки.
Вместе с тем в 2019 году возросло число преступлений коррупционной направленности и преступлений, совершенных с использованием современных IT-технологий, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Реализуется комплекс мер по защите бюджетных средств, выделяемых на финансирование национальных проектов (программ) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», государственных и федеральных программ.
Ведется работа по расследованию уголовных дел по преступлениям в сфере оборонно-промышленного комплекса, где за последние пять лет количество выявленных преступлений увеличилось в 4,5 раза, а число уголовных дел, направленных в суд, – в 6 раз. Всего по делам данной категории обеспечено возмещение причиненного вреда в размере более 4,2 млрд рублей.
В 2019 году пресечена деятельность почти 200 организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций).
Осуществляется выполнение в рамках региональных программ комплекса мер, направленных на ресоциализацию лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, который показал свою эффективность. Получили рабочие места 68 тысяч условно осужденных и свыше 59 тысяч лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Сохраняет актуальность проблема уровня социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел).
Требует решения вопрос обеспечения сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями или предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра внутренних дел Российской Федерации о профилактике правонарушений и противодействии преступности.
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 605945–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»;
№ 361804–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О воинской обязанности и военной службе“;
№ 694490–7 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона „О полиции“;
№ 709181–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке»;
№ 916965–7 «О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;
№ 955380–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О полиции“.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:
усиление ответственности за склонение к потреблению, установление уголовной ответственности за пропаганду незаконных потребления, оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, культивирования или оборота растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;
освобождение от уголовной ответственности лиц (работников медицинских организаций), допустивших нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, повлекшее их утрату, совершенное при осуществлении медицинской деятельности, когда такая утрата не связана с их умышленным выведением в незаконный оборот, при условии комиссионной фиксации факта утраты;
2) проработать вопросы:
о необходимости дополнительных мер, направленных
на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение уровня молодежной преступности, в том числе предотвращение вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую, террористическую и иную противоправную деятельность;
о повышении эффективности возмещения ущерба, причиненного преступлениями, а также о повышении эффективности администрирования доходов от административных штрафов за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
о выработке совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных мер, направленных на повышение эффективности ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера;
о разработке комплекса мер, направленных на профилактику семейно-бытового насилия, формирование в обществе непримиримого отношения к семейно-бытовому насилию и содействие гражданам в поддержании семейного благополучия, здорового климата в семье, мобилизацию собственных ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций;
3) при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований в целях повышения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, а также исходя из фактической потребности в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел.
4. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации:
1) повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел;
2) реализовать совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти комплекс мер, направленный на выявление, пресечение и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием современных IT-технологий, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) продолжить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации работу по заключению соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
1) осуществлять мониторинг соблюдения положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона „О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в части предоставления участковым уполномоченным полиции жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2) рассмотреть в первом полугодии 2021 года в рамках деятельности координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации возможность организации органами местного самоуправления учета лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, в отношении которых в соответствии со статьей 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации поступила информация об освобождении и намерении прибыть на постоянное место жительства, и нуждающихся в ресоциализации.
6. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации выработать дополнительные меры, направленные на предотвращение хищений денежных средств с банковских счетов, защиту банковской тайны и предотвращение утечек персональных данных клиентов.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:
1) продолжить мониторинг нормативно-правового регулирования сферы профилактики правонарушений и противодействия преступности;
2) проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
21 октября 2020 года
№ 447-СФ