Документы

Постановление

Об осуществлении Федеральной службой судебных приставов отдельных полномочий

Заслушав информацию директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации об осуществлении Федеральной службой судебных приставов отдельных полномочий, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Выполнение возложенной на Федеральную службу судебных приставов задачи по принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц осуществлялось в 2019 году в условиях роста количества находившихся на исполнении исполнительных производств (в среднем у одного судебного пристава-исполнителя на принудительном исполнении находилось 4,3 тыс. исполнительных производств, что в 16,3 раза превышает нормы нагрузки судебных приставов-исполнителей, установленные постановлением Министерства труда

и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2002 года № 60/1 «Об утверждении Норм нагрузки судебных приставов»).

В 2019 году сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями по исполнительным производствам, увеличилась по сравнению с 2018 годом на 54,7 млрд рублей и составила 731 млрд рублей, из них: в пользу физических лиц – 99,5 млрд рублей (в 2018 году – 94,7 млрд рублей), в пользу юридических лиц – 361,9 млрд рублей (в 2018 году – 337,8 млрд рублей), в доход консолидированного бюджета Российской Федерации перечислено 266,5 млрд рублей

(в 2018 году – 243,1 млрд рублей).

Удалось обеспечить рост на 27,3 процента количества исполнительных производств, по которым требования полностью или частично исполнены (с 40,1 млн в 2018 году до 51 млн

в 2019 году).

Обеспечено сохранение положительной тенденции

по снижению числа неоконченных исполнительных производств

о взыскании алиментов (с 825,5 тыс. в 2018 году до 806,4 тыс.

в 2019 году). В пользу детей в 2019 году взыскано около

17,4 млрд рублей (в 2018 году – более 15,2 млрд рублей).

Вместе с тем для дальнейшего повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов требуется урегулирование ряда вопросов.

Мер принудительного исполнения, установленных законодательством Российской Федерации, зачастую недостаточно для побуждения должников к исполнению судебных решений. В пределах средств, предусмотренных Федеральной службой судебных приставов на реализацию полномочий

в установленной сфере деятельности, осуществить принудительное исполнение исполнительных документов не всегда представляется возможным. Оптимизация процесса исполнительного производства, совершенствование системы мер, направленных на обеспечение исполнения исполнительных документов, позволят разрешить имеющиеся проблемы.

Реализация имущества, арестованного во исполнение судебных актов и иных исполнительных документов, является ключевой составляющей обращения взыскания на имущество должника. Эффективность применения указанной меры закономерно влияет на результативность исполнительного производства. В связи с этим необходимо ускорить внесение

в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, устанавливающего унифицированные процедуры проведения торгов по реализации имущества.

Основными направлениями, характеризующими деятельность Федеральной службы судебных приставов

по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в установленной сфере, являются рассмотрение обращений граждан, проведение проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, а также реализация предоставленных полномочий административной юрисдикции.

В 2017 году Федеральной службой судебных приставов принято к рассмотрению 16,5 тыс. обращений, в 2018 году – 22 тыс. обращений. В 2019 году принято 28,4 тыс. обращений,

в том числе 9,3 тыс. – в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (32,7 процента от общего числа обращений), 13 тыс. – в отношении микрофинансовых организаций (46 процентов), 2,7 тыс. – в отношении кредитных организаций (9,4 процента), 3,4 тыс. – в отношении иных лиц (11,9 процента). В связи с этим представляется целесообразным установить дополнительные механизмы контроля за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности, чтобы исключить случаи нарушения законодательства.

Принимая во внимание изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации об осуществлении Федеральной службой судебных приставов отдельных полномочий.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в осеннюю сессию следующие проекты федеральных законов:

№ 221761–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве,

на специальный социальный банковский счет);

№ 690358–7 «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

в части увеличения срока давности привлечения

к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»;

№ 992248–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав

и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях»;

проработать вопрос об актуализации штатной численности сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов продолжить работу по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об ипотеке (залоге недвижимости)“ и в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в части проведения торгов в электронной форме».

5. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов:

проработать предложения по введению исполнительных действий и мер принудительного исполнения, направленных

на повышение эффективности исполнительного производства,

в том числе в части расширения сферы применения временных ограничений на пользование должником специальным правом;

проанализировать эффективность деятельности Федеральной службы судебных приставов в связи с изменением статуса судебных приставов, при необходимости по результатам проведенного анализа подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»;

ускорить работу по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

и «О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

продолжить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности,

по истребованию документов и информации)».

6. Рекомендовать Федеральной службе судебных приставов:

усилить контроль за реализацией федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

и обеспечить эффективность и результативность использования бюджетных средств;

продолжить работу по повышению эффективности исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании алиментов, в целях реализации мероприятия

по повышению эффективности исполнения судебных актов

и нотариальных соглашений об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей и защиты прав получателей алиментов, предусмотренного планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года № 1375-р.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

выделить на постоянной основе помещения для организации единой зоны приема граждан;

реализовать мероприятия по организационному обеспечению деятельности мировых судей для поэтапного введения электронного документооборота между мировыми судьями и Федеральной службой судебных приставов,

ее территориальными органами.

8. Предложить Правительству Российской Федерации

в декабре 2020 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию

о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в январе 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

24 июля 2020 года

№ 384-СФ