Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в 2019 году проведено 242 контрольных и 45 экспертно-аналитических мероприятий, а также 32 иных мероприятия по оперативному анализу исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и оценке деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
По поручениям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проведено 25 контрольных мероприятий. Осуществлено 12 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам налогового администрирования, межбюджетных отношений, развития регионов и муниципальных образований, использования лесного фонда, развития дорожной сети и социальной поддержки населения.
В 2019 году Счетной палатой в ходе внешнего государственного контроля было выявлено 4 443 нарушения на сумму 884,6 млрд рублей. Почти треть этой суммы (316,1 млрд рублей) связана с нарушениями, допущенными в ходе ведения бухгалтерского учета или составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Зафиксировано 541 грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (искажение суммы в любой строке документа не менее чем на 10 процентов) на сумму около 292 млрд рублей.
Выявлено 1 725 нарушений при формировании и исполнении федерального бюджета на сумму около 217,5 млрд рублей, значительная часть которых связана с неосуществлением органами государственной власти своих бюджетных полномочий и нарушениями, допущенными ими в ходе выполнения своих задач и функций.
При осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и нужд отдельных видов юридических лиц выявлено 906 нарушений на сумму 237,3 млрд рублей.
Установлено 65 нарушений, связанных с неэффективным использованием средств федерального бюджета и иных ресурсов, на общую сумму 24 млрд рублей.
Выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 294,2 млн рублей. В основном нарушения связаны с использованием бюджетными учреждениями субсидий на выполнение государственного задания.
Всего в 2019 году Счетной палатой был обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства в размере 4,5 млрд рублей.
По итогам проведения контрольных мероприятий Счетной палатой направлено участникам бюджетного процесса 291 представление, 22 предписания и 494 информационных письма.
В правоохранительные органы и органы государственной безопасности направлено 22 материала. В Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлен 51 материал.
По результатам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 436 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Проведенные в 2019 году контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия Счетной палаты позволили выявить ключевые проблемы, возникающие в ходе достижения национальных целей развития Российской Федерации и реализации национальных и региональных проектов.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году.
2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.
3. Рекомендовать Счетной палате:
1) продолжить практику проведения стратегического аудита формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти;
2) ознакомить Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с системой автоматического формирования структурированных актов и отчетов Счетной палаты;
3) приступить во взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации к реализации мероприятий по оптимизации сроков и процедур формирования, представления и рассмотрения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;
4) провести экспертно-аналитическое мероприятие по анализу распределения и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а также оценить влияние особенностей субъекта Российской Федерации на размер выделяемой субвенции;
5) рассмотреть возможность:
проведения комплексной оценки деятельности институтов развития (включая подходы к созданию реестра институтов развития) и экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по оценке целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных институтам развития;
обсуждения в рамках международного сотрудничества высших органов аудита (финансового контроля) вопросов влияния протекционизма в международной торговле на развитие мировой экономики;
подготовки совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации изменений в законодательство об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, направленных на наделение указанных органов дополнительными полномочиями и создание условий для обеспечения необходимой штатной численности;
организации летней школы для руководителей и сотрудников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с участием представителей Правительства Российской Федерации, сотрудников аппарата Счетной палаты и членов Коллегии Счетной палаты, представителей ведущих образовательных организаций высшего образования и научно-исследовательских центров в целях применения Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований единых методологических подходов к проводимому контрольно-счетными органами аудиту достижения национальных целей развития Российской Федерации, мониторингу реализации национальных и региональных проектов, а также в целях формирования целостного видения процессов управления государственными и муниципальными ресурсами;
регулярного предоставления Министерству финансов Российской Федерации информации о выявленных фактах неэффективного использования средств федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации и кодам главных распорядителей средств федерального бюджета с целью повышения обоснованности решений, принимаемых в рамках своих полномочий Министерством финансов Российской Федерации при рассмотрении обоснований бюджетных ассигнований, представляемых главными распорядителями средств федерального бюджета;
увеличения доли открытых отчетов по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, размещенных на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
6) обеспечить размещение на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных писем, предписаний и представлений Счетной палаты, а также ответов, поступивших в порядке реагирования на них;
7) продолжить работу по анализу мер Правительства Российской Федерации, направленных на сокращение количества объектов незавершенного строительства;
8) расширить функциональные возможности интерактивной мультимедийной информационной панели на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в части осуществления общественного контроля за объектами незавершенного строительства.
4. Направить настоящее постановление в Счетную палату.
5. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2020 году о ходе реализации настоящего постановления.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
7.Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
17 апреля 2020 года
№ 197-СФ