Заслушав информацию Министра энергетики Российской Федерации об актуальных вопросах развития энергетической инфраструктуры в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Одним из основных инструментов решения задач в сфере развития инфраструктуры является разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р (далее – комплексный план).
Энергетическую часть комплексного плана составляют два федеральных проекта – «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» и «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата».
Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» предусматривает мероприятия по развитию системы генерации электрической энергии и электросетевого комплекса. Реализация этого федерального проекта позволит к 2024 году: обеспечить прирост потребления электрической энергии в централизованных энергосистемах; снизить неиспользуемый избыток установленной мощности электростанций Единой энергетической системы России; обеспечить вводы генерирующих мощностей в объеме 4000 МВт; привлечь около 156,9 млрд рублей на модернизацию объектов тепловой генерации; увеличить количество субъектов Российской Федерации, в которых управление электросетевым хозяйством будет осуществляться с применением интеллектуальных систем.
Одновременно с развитием магистральной инфраструктуры электроэнергетики к 2024 году предполагается увеличить объемы производства электрической энергии в изолированных энергорайонах за счет возобновляемых источников энергии и применения отечественных энергомашиностроительных технологий.
Стратегическое значение для модернизации генерирующих мощностей имеет привлечение инвестиций. В рамках энергетической части комплексного плана реализуется программа модернизации тепловых электростанций, которая позволит в течение 10 лет, начиная с 2021 года, привлечь на указанные цели 1,9 трлн рублей частных инвестиций и суммарно модернизировать генерирующие мощности в объеме 41 тыс. МВт, что составит около 25 процентов всей тепловой генерации в Единой энергетической системе России.
Комплексным планом также предусматриваются мероприятия, направленные на внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий. Их реализация должна обеспечить внедрение риск-ориентированного управления в этой сфере.
Для решения поставленных в этом федеральном проекте задач предусмотрены разработка и утверждение документов перспективного развития электроэнергетики. В целях совершенствования правового регулирования перспективного планирования в электроэнергетике Министерством энергетики Российской Федерации подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации для согласования проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части создания единого центра, обладающего полномочиями по осуществлению перспективного планирования в указанной сфере.
Основной задачей федерального проекта «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата» является увеличение пропускной способности магистральных трубопроводов.
Этот федеральный проект предполагает реализацию 17 проектов по строительству новых, расширению и реконструкции действующих объектов: 6 магистральных газопроводов; 4 компрессорных и газораспределительных станций; 5 нефтепроводов; 2 конденсатопроводов. Финансирование указанных проектов предполагается осуществлять в рамках инвестиционных программ естественных монополий.
Особое значение для экономики страны имеет развитие единой системы газоснабжения. Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации промышленных и иных организаций.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра энергетики Российской Федерации об актуальных вопросах развития энергетической инфраструктуры в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 815987–7 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона „О газоснабжении в Российской Федерации“.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего совершенствование системы перспективного планирования в электроэнергетике;
2) ускорить согласование и утверждение проекта энергетической стратегии России на период до 2035 года;
3) рассмотреть возможность включения в федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»при условии обоснования необходимости реализации в рамках схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2019–2025 годы следующих мероприятий:
строительство воздушной линии электропередачи напряжением 500 кВ для связи подстанции напряжением 500 кВ «Вологодская» с подстанцией напряжением 220 кВ «Коноша» с выполнением мероприятий по ее переводу на напряжение 500 кВ;
строительство воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ для связи энергетической системы Республики Карелия с подстанцией напряжением 220 кВ «Обозерская» с выполнением мероприятий по ее переводу на напряжение 330 кВ;
строительство воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ (подстанция «Онега» – подстанция «Пурнема» – подстанция «Летняя Золотица» – подстанция «Лопшеньга»);
4) рассмотреть возможность включения в федеральный проект «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата» следующих мероприятий:
строительство магистрального газопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск»;
реконструкция газотранспортной системы Архангельской области в целях увеличения пропускной способности газопровода-отвода «Нюксеница – Архангельск»;
5) рассмотреть возможность разработки государственной программы газификации субъектов Российской Федерации;
6) рассмотреть возможность предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях ликвидации отставания в части выполнения обязательств регионов при реализации программ газификации субъектов Российской Федерации;
7) рассмотреть возможность возобновления программы строительства магистрального газопровода «Галич – Мантурово – Шарья»;
8) проработать вопрос о возобновлении поставок угля обществом с ограниченной ответственностью «Разрез Загустайский» и обществом с ограниченной ответственностью «Бурятская горнорудная компания» для нужд филиала «Гусиноозерская ГРЭС» акционерного общества «Интер РАО – Электрогенерация».
4. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации:
1) обеспечить разработку в 2020 году генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2040 года;
2) ускорить подготовку и утверждение генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 года и генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 года;
3) ускорить подготовку «дорожной карты» (плана мероприятий) по разработке и принятию нормативных правовых актов в части установления порядка заключения, изменения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, перечня существенных условий и примерной формы таких соглашений.
5. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Республики Карелия, Архангельской области и Вологодской области представить во втором квартале 2020 года в Министерство энергетики Российской Федерации обоснования необходимости реализации в рамках схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2019–2025 годы мероприятий, указанных в абзацах втором – четвертом подпункта 3 пункта 3 настоящего постановления.
6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в декабре 2020 года о ходе реализации настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
25 марта 2020 года
№ 139-СФ