Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по экономической политике о парламентских слушаниях «Перспективы, темпы и проблемы газификации в субъектах Российской Федерации», состоявшихся 2 марта 2020 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Газовая отрасль – одна из ключевых отраслей российской экономики и ее развитие – важнейший фактор обеспечения энергетической безопасности страны. Надежность газоснабжения российских потребителей является одной из основных задач при развитии внутреннего рынка газа.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
В энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р, в качестве одного из стратегических направлений развития газовой промышленности закреплено формирование единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России. Согласно Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 года № 213, показатель газификации территории Российской Федерации к 2030 году должен быть увеличен до 90 процентов. Повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации промышленных и иных организаций является основным принципом государственной политики в области газоснабжения России.
При газификации субъектов Российской Федерации должна учитываться региональная специфика. Есть субъекты Российской Федерации, имеющие развитую систему газопроводов и подключенные к Единой системе газоснабжения (далее – ЕСГ), где дальнейшая газификация будет осуществляться преимущественно сетевым природным газом. К числу регионов с ярко выраженной региональной спецификой относятся Восточная Сибирь и Дальний Восток, на большей части территорий которых отсутствует развитая инфраструктура газоснабжения.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Комитета Совета Федерации по экономической политике о парламентских слушаниях «Перспективы, темпы и проблемы газификации в субъектах Российской Федерации».
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 815987–7 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона „О газоснабжении в Российской Федерации“ и № 337041–7 „О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации“ (в части организации обслуживания газового оборудования в многоквартирном доме).
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на ускорение темпов газификации субъектов Российской Федерации, в том числе в части:
упрощения процедуры проектирования и строительства газопроводов;
регламентации сроков согласования органами местного самоуправления схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, процедуры выдачи ордера на проведение земляных работ;
сокращения разделов проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт газораспределительных сетей, перехода на одностадийное проектирование, предоставления возможности разработки типовых проектных решений;
учета органом государственной власти, принимающим решения в области регулирования тарифов, при принятии решений об установлении цен (тарифов) мероприятий, содержащихся в межрегиональных и региональных программах газификации жилищно-коммунального хозяйства и иных организаций;
обеспечения эффективного распределения пропускной способности магистральных газопроводов и газораспределительных сетей на период ликвидации дефицита;
2) подготовить предложения по новой модели газификации субъектов Российской Федерации, предусмотрев:
разработку методики оценки социальной значимости и экономической эффективности газификации потребителей с учетом критерия, позволяющего определить оптимальный способ газификации исходя из объемов потребления газа, удаленности потребителей от источника газоснабжения и других параметров;
оценку уровня газификации с использованием альтернативных источников (сжиженный природный газ – СПГ, сжиженный углеводородный газ – СУГ, компримированный (сжатый) природный газ – КПГ) в зоне Единой системы газоснабжения (региональной системы газоснабжения) и в зонах, не имеющих систем газоснабжения;
3) завершить работу по подготовке изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в части оформления в собственность бесхозяйных линейных объектов и сооружений, используемых при оказании услуг по газоснабжению;
4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в части снижения стоимости услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительной сети для категории потребителей «население», в том числе за счет снижения размера государственной пошлины при регистрации новых газораспределительных сетей и газопроводов-вводов, а также размера иных платежей за присоединение газоиспользующего оборудования;
5) подготовить предложения по снижению нагрузки на потребителя в части платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительной сети с учетом:
направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий в части платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительной сети;
возможности предоставления рассрочки платежа за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительной сети для категории потребителей «население»;
6) рассмотреть возможность разработки государственной программы газификации субъектов Российской Федерации;
7) учесть необходимость экономически обоснованного снижения финансовой нагрузки на стоимость природного газа для потребителей при разработке технико-экономического обоснования по газификации, в том числе альтернативными источниками (СПГ, СУГ, КПГ), в зоне Единой системы газоснабжения (региональной системы газоснабжения) и в зонах, не имеющих систем газоснабжения;
8) обеспечить цифровизацию процедуры подключения к сетям газораспределения поставки газа, а также мониторинг реализации программ газификации.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с публичным акционерным обществом «Газпром» (далее – ПАО «Газпром») ускорить строительство межпоселкового газопровода «ГРС „Карачаевск“ – аул Новая Теберда – аул Нижняя Теберда – аул Верхняя Теберда – город Теберда и обеспечить его своевременный ввод в эксплуатацию.
5. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации:
1) актуализировать Генеральную схему развития газовой отрасли на период до 2030 года с учетом государственной политики в области газоснабжения, формирования перспективного баланса природного газа, общих показателей развития газификации, а также осуществлять мониторинг реализации региональных и межрегиональных программ газификации;
2) проработать вопрос по составлению топливно-энергетического баланса регионов с детальными расчетами оптимальной стоимости доставки или генерации единицы энергии в каждом муниципальном образовании, в том числе для угледобывающих регионов, в целях установления экономически обоснованного уровня ценообразования и формирования условий для газо- и энергосбережения и рационального использования газа;
3) обеспечить условия доступа нового потребителя газа в регионе к Единой системе газоснабжения (региональной системе газоснабжения), в том числе проработать вопрос «запертых» газораспределительных станций;
4) проработать вопросы об упрощении процедуры подключения потребителей к газораспределительным сетям, о снятии административных барьеров при межведомственном взаимодействии;
5) рассмотреть возможность создания механизма предоставления услуг по принципу «единого окна» при оформлении документации на подключение потребителей к газораспределительным сетям;
6) доработать методику расчета показателей газификации с учетом региональных особенностей;
7) рассмотреть возможность передачи ПАО «Газпром» части региональных газопроводов в счет долга субъекта Российской Федерации перед ПАО «Газпром»;
8) рассмотреть возможность целесообразности разработки программ газификации Республики Тыва, Забайкальского края.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) разработать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части реализации мероприятий по ускорению газификации;
2) организовать газоснабжение населения в границах населенных пунктов (развитие газораспределительной сети и обеспечение подготовки потребителей к приему газа);
3) усилить контроль за исполнением обязательств по подготовке потребителей к приему газа в рамках реализации программ газификации субъектов Российской Федерации ПАО «Газпром» и разработать комплекс мер по ликвидации отставания в части выполнения обязательств регионов;
4) разработать комплекс мер по повышению платежной дисциплины и снижению уровня просроченной дебиторской задолженности за газ, поставленный ПАО «Газпром», в том числе актуализировать и утвердить совместно с обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» планы-графики погашения просроченной задолженности теплоснабжающих организаций, предприятий электроэнергетики и иных крупных потребителей со сроком погашения до 1 января 2016 года;
5) подготовить планы погашения задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед газоснабжающими организациями.
7. Рекомендовать ПАО «Газпром»:
1) учитывать при формировании ежегодных программ газификации регионов Российской Федерации степень выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа, а также текущее состояние платежной дисциплины за природный газ, поставленный ПАО «Газпром»;
2) предусмотреть в программе газификации регионов на 2021–2025 годы финансирование строительства региональных газопроводов-отводов, газораспределительных станций и межпоселковых газопроводов;
3) рассмотреть возможность создания представительства ПАО «Газпром» на территории Забайкальского края;
4) определить совместно с ПАО «НОВАТЭК» условия поставки газа в проблемные регионы.
8. Поручить Счетной палате Российской Федерации проводить ежегодно контрольное мероприятие в части целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по газификации субъектов Российской Федерации.
9. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о ходе реализации настоящего постановления в декабре 2020 года.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
11 марта 2020 года
№ 94-СФ