Документы

Постановление

О ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Заслушав информацию Министра транспорта Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее – национальный проект) разработан и реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальный проект объединяет четыре федеральных проекта – «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России».

В 2019 году на проведение дорожных работ в субъектах Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 106,2 млрд рублей. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 584-р на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены иные межбюджетные трансферты в размере 5 млрд рублей. Запланировано выполнение работ на более чем 6 тыс. объектов на территориях 83 субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2019 года № 2640-р на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта в бюджеты субъектов Российской Федерации до конца 2019 года поступят иные межбюджетные трансферты в объеме 14,759 млрд рублей.

Для эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию национального проекта, требуется принятие ряда мер, направленных на повышение качества строительного контроля, использование новых перспективных строительных материалов и технологий, стабилизацию цен на строительные материалы.

Методики, используемые при определении стоимости работ, связанных с осуществлением дорожной деятельности, не отражают фактических затрат на их проведение. В связи с этим необходимо, чтобы стоимость материальных ресурсов, определенная при разработке проектно-сметной документации, соотносилась с их реальной рыночной стоимостью, а в случае ее существенного изменения был определен порядок, позволяющий оперативно корректировать проектную документацию.

Повышению эффективности расходования средств будет способствовать и более широкое применение контрактов жизненного цикла (далее – КЖЦ), доказавших свою результативность во многих странах. К 2024 году 70 процентов контрактов на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог будут заключаться на принципах КЖЦ. Также будет завершена работа по созданию общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней, включающей цифровую модель всей дорожной сети.

Для реализации национального проекта важным вопросом является обеспечение дорожной отрасли дорожно-строительной техникой. Следует продолжить работу по формированию пакетных предложений по лизингу дорожно-строительной техники для подрядных организаций.

Применение цифровых технологий позволит повысить качество проектирования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В связи с этим необходимо более активное использование технологий информационного моделирования объектов – от начала инженерных изысканий до окончания строительства, что даст возможность визуализировать в формате 3D любые элементы объекта, рассчитать различные варианты их компоновки, произвести анализ эксплуатационных характеристик, упрощая выбор оптимального решения.

Сфера дорожного строительства характеризуется высокой стоимостью заключаемых государственных (муниципальных) контрактов, а также сложностью подготовки и проведения закупок. Для повышения эффективности закупок и качества выполняемых работ целесообразно рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части применения рейтинговой оценки в качестве способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Важно отметить, что контрольно-надзорные органы указывают на необходимость безусловного предъявления к подрядным организациям штрафных санкций в полном объеме согласно контрактным обязательствам и их взыскания в судебном порядке. Сложившаяся судебная практика зачастую приводит к банкротству подрядных организаций. При этом результат взыскания даже значительных денежных сумм (неустойки) в доход федерального бюджета несопоставим с последствиями срыва исполнения обязательств по государственным контрактам и соглашениям в части создания социально значимых объектов.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют критерии, позволяющие суду снижать размер взыскиваемых сумм в связи с важностью указанных объектов. Поэтому необходимо выработать принципы правоприменения, предотвращающие банкротство квалифицированных подрядчиков, допускающих нарушения условий контракта, не приводящие к переносу установленных сроков начала эксплуатации объектов строительства (реконструкции).

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра транспорта Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на расширение практики применения КЖЦ в сфере дорожного хозяйства и предусматривающих возможность финансового обеспечения отдельного этапа исполнения КЖЦ;

2) ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части внедрения и применения инновационных технологий и материалов в дорожном строительстве, а также установления транспортного планирования в качестве одного из приоритетов при разработке документов территориального планирования;

3) ускорить внесение в Государственную Думу доработанного проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, предусматривающего совершенствование правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;

4) внести до 1 апреля 2020 года в Государственную Думу следующие проекты федеральных законов:

о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части совершенствования процедур заключения КЖЦ;

о внесении изменений в Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования требований к организации дорожного движения;

о внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

в части установления ответственности за нарушение сроков представления информации и (или) представления недостоверной информации в общедоступную информационную систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней;

о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения системы взимания платы «свободный поток» и установления ответственности за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам (платным участкам автомобильных дорог);

о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от штрафов за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам (платным участкам автомобильных дорог);

о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части увеличения коэффициента, применяемого при формировании базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.

3. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:

1) ускорить утверждение программы ремонта аварийных и предаварийных мостов и сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения;

2) рассмотреть возможность широкого применения шлакощелочных вяжущих веществ при строительстве бетонных дорог;

3) установить особые меры контроля за выполнением работ по строительству автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска;

4) установить минимальное пороговое значение скорости движения транспортных средств 5 км/ч для определения метрологических характеристик при осуществлении весового

и габаритного контроля транспортных средств с использованием автоматических пунктов весового и габаритного контроля;

5) ускорить принятие решения по проведению ремонтных работ с расширением до четырех полос горной части автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «Урал»;

6) ускорить рассмотрение вопроса о строительстве северного обхода города Астрахани в комплексе со строительством моста через реку Волгу;

7) рассмотреть вопрос об устранении на территории Республики Крым участков пересечения в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями;

8) обобщить опыт эксплуатации автоматических пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения для подготовки предложений по разработке нормативных правовых актов, направленных на совершенствование работы этих пунктов;

9) рассмотреть возможность освобождения от весового и габаритного контроля:

транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий лесных пожаров, стихийных бедствий, техногенных катастроф, аварий;

автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам;

транспортных средств, осуществляющих дорожную деятельность на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

10) рассмотреть возможность сохранения в системе Министерства транспорта Российской Федерации Рославльского железнодорожного техникума – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»;

11) рассмотреть вопрос об отнесении территорий с численностью населения от 150 тыс. человек к городским агломерациям в целях финансирования мероприятий национального проекта;

12) ускорить передачу автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха в федеральную собственность и привести ее качество в соответствие с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597–2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»;

13) ускорить решение вопроса о строительстве новой взлетно-посадочной полосы аэропорта города Южно-Сахалинска;

14) рассмотреть возможность передачи в 2020 году автомобильной дороги Абакан – Ак-Довурак в федеральную собственность;

15) рассмотреть возможность внесения изменений в приложение № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 в части исключения из категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, специализированных машин для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий;

16) рассмотреть вопрос о предоставлении бюджетуНовосибирской области в целях обеспечения инфраструктуры для проведения молодежного Чемпионата мира по хоккею 2023 года иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий по следующим объектам:

«Строительство автомобильной дороги от пляжа „Наутилус“ вдоль территории „Многофункциональной ледовой арены“ с заездом на дамбу Октябрьского моста в Кировском и Ленинском районах г. Новосибирска»;

«Строительство автомобильной дороги от ул. Немировича-Данченко до территории „Многофункциональной ледовой арены“ в Кировском районе г. Новосибирска»;

«Реконструкция автомобильной дороги по дамбе Октябрьского моста и автомобильной дороги от площади Лыщинского до пляжа „Наутилус“ для обеспечения транспортной доступности к „Многофункциональной ледовой арене“ в Кировском, Ленинском районах г. Новосибирска»;

«Реконструкция площади Лыщинского с участками автомобильных дорог, примыкающих к площади (ул. Немировича-Данченко, проспект Карла Маркса, ул. Блюхера, ул. Горская) для обеспечения транспортной доступности к „Многофункциональной ледовой арене“ в Кировском, Ленинском районах г. Новосибирска»;

«Пешеходный переход через дамбу Октябрьского моста для обеспечения транспортной доступности к „Многофункциональной ледовой арене“ в Кировском, Ленинском районах г. Новосибирска».

4. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с публичным акционерным обществом «Государственная транспортная лизинговая компания» продолжить работу по формированию пакетных предложений по лизингу дорожно-строительной техники для подрядных организаций.

5. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации и Министерству транспорта Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части:

определения победителей аукционов исходя из опыта и качества ранее выполненных участником аукциона работ, а не из предложенной им цены;

установления возможности предварительного отбора подрядных организаций для участия в закупках с учетом дифференцированных требований к ним, в том числе в зависимости от сложности выполнения работ, наличия материально-технической базы, профессиональных кадров и опыта выполнения работ;

сокращения сроков проведения аукционов;

2) рассмотреть вопрос о применении антидемпинговых мер при проведении закупок на выполнение дорожных работ, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 10 и более процентов ниже его начальной (максимальной) цены;

3) рассмотреть возможность ограничения размера обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта для работ, срок выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, стоимостью соответствующего этапа в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотрев при этом право заказчика устанавливать предоставление обеспечения исполнения каждого отдельного этапа исполнения контракта последовательно;

4) рассмотреть вопрос о компенсации повышения цен на битум вследствие введения для производителей светлых нефтепродуктов механизма «возвратного (отрицательного) акциза» на нефть, направляемую на переработку;

5) рассмотреть вопрос о недопустимости уплаты налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения за счет бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов.

6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по недропользованию и Министерством транспорта Российской Федерации оптимизировать процедуру получения необходимых лицензий на добычу нерудных полезных ископаемых, извлекаемых в том числе из карьеров, подрядными организациями, реализующими проекты по строительству автомобильных дорог.

7. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации рассмотреть возможность упрощения процедуры выдачи разрешительной документации на транспортировку крупногабаритной сельскохозяйственной техники в период проведения сезонных полевых работ.

8. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику по делам о взыскании неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных государственными контрактами на выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства.

9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) принять меры по повышению квалификации сотрудников органов управления дорожным хозяйством, в том числе на муниципальном уровне;

2) принять меры по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения;

3) обеспечить осуществление контроля за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) при ведении дорожных работ на территориях субъектов Российской Федерации;

4) увеличить темпы работ по реализации капиталоемких мероприятий и обеспечить своевременное завершение дорожных работ, предусмотренных национальным проектом;

5) принять меры, обеспечивающие достижение показателя «Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, предусматривающего объединение в один контракт различных видов дорожных работ, в общем объеме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», а также показателей по установке системы автоматического весового контроля и камер фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;

6) внести в общедоступную информационную систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней информацию об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения в полном объеме;

7) усилить контроль за своевременным представлением отчетов о ходе реализации национального проекта и входящих в него федеральных проектов;

8) организовать еженедельные совещания региональных проектных команд национального проекта с представлением протоколов таких совещаний в федеральное автономное учреждение «Российский дорожный научно-исследовательский институт» для научного сопровождения региональных проектов;

9) улучшить качество разработки проектной документации на дорожные объекты и подготовки к проведению закупок;

10) продолжить работу по заключению государственных (муниципальных) контрактов на реализацию мероприятий национального проекта на 2020 год и на период до 2024 года в соответствии с планом-графиком закупок в целях минимизации рисков для выполнения региональных проектов, установления прозрачности планирования дорожной деятельности и снижения затрат на поставки необходимых материалов;

11) принять меры по исключению практики уплаты налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения за счет бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов.

10. Предложить Правительству Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 октября 2020 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

11. Комитету Совета Федерации по экономической политике в период осенней сессии 2020 года проинформировать палату о реализации настоящего постановления.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
11 декабря 2019 года
№ 576-СФ