Заслушав информацию Министра просвещения Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Образование», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра просвещения Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Образование».
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации национального проекта «Образование»;
продолжить работу по оптимизации принципов проектного управления в целях повышения эффективности мероприятий национального проекта «Образование»;
обратить особое внимание на важность принятия актуальных решений в части финансово-экономических механизмов выполнения задач национального проекта «Образование», включая обеспечение необходимых объемов финансирования мероприятий федеральных проектов;
обеспечить установленный предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение мероприятий национального проекта «Образование» в субъектах Российской Федерации;
проанализировать обоснованность показателей программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года № 2145-р, с учетом объема софинансирования из федерального бюджета капитального (текущего) ремонта и реконструкции зданий школ с высоким уровнем износа и при необходимости внести изменения в соответствующие показатели национального проекта «Образование»;
уточнить правила расчета размера субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на создание новых мест в общеобразовательных организациях с учетом региональных особенностей, разработать федеральный норматив затрат на капитальный ремонт и реконструкцию зданий школ, методику расчета нормативов цены строительства для малокомплектных школ;
проработать вопросы о дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников, непрерывном совершенствовании их уровня профессиональных компетенций, создании системы стимулов для развития их педагогического мастерства;
обеспечить установление правовых оснований для утверждения и реализации начиная с 2020 года программы «Земский учитель», в том числе осуществление единовременной компенсационной выплаты педагогическим работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
организовать широкое освещение в информационном пространстве основных задач и результатов выполнения мероприятий национального проекта «Образование», прежде всего имеющих большой общественно-политический резонанс и социальную значимость.
3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
осуществить своевременную корректировку правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий национального проекта «Образование», включенных
в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642;
рассмотреть вопрос о возможности выделения в 2020 году бюджету Рязанской области дополнительных бюджетных ассигнований в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на софинансирование строительства здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» в городе Сасово на 500 ученических мест;
рассмотреть вопрос о выделении в 2020 году бюджету Красноярского края дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на строительство здания общеобразовательной школы в жилом микрорайоне «Бугач» Октябрьского района города Красноярска на 1500 ученических мест;
рассмотреть вопрос о выделении в 2020 году бюджету Республики Бурятия бюджетных ассигнований из федерального бюджета на софинансирование реконструкции муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан-Удэ»;
разработать механизмы расширения участия юридических лиц в проводимых конкурсных отборах на получение из федерального бюджета грантов в форме субсидий на выполнение мероприятий национального проекта «Образование», в том числе грантов на поддержку некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»;
обеспечить в сроки, установленные планами мероприятий по реализации федеральных проектов, разработку, утверждение целевых моделей внедрения отдельных новаций в системе образования (национальной системы профессионального роста педагогических работников, наставничества обучающихся для образовательных организаций (по уровням образования), цифровой образовательной среды, развития региональных систем дополнительного образования детей), а также их апробацию поэтапно во всех субъектах Российской Федерации;
проанализировать при разработке и внедрении программы «Земский учитель» в целях определения критерия участия в ней и недопущения ошибок при ее реализации исполнение программы «Земский доктор»;
усилить практическую направленность образовательных программ среднего профессионального образования;
обеспечить привлечение работников предприятий и организаций, в том числе реального сектора экономики, в качестве наставников обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
информировать два раза в год Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения мероприятий федеральных проектов национального проекта «Образование» в целях своевременного внесения изменений в них.
4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:
обеспечить своевременную разработку проектов федеральных законов и принятие подзаконных нормативных правовых актов, направленных на вовлечение работодателей в управление образовательными организациями и совершенствование содержания образовательных программ с учетом потребностей реального сектора экономики;
использовать при внедрении принципов, механизмов и инструментов цифровизации образования научно обоснованные подходы и новые информационные технологии;
провести мониторинг эффективности применения современных форм организации образовательного процесса, включая сетевое обучение, дистанционные образовательные технологии, индивидуальные образовательные траектории и другие, по уровням образования;
не допускать сокращения контрольных цифр приема по педагогическим специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
5. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ускорить принятие нормативных и организационных решений, направленных на реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в части поэтапного подключения всех общеобразовательных организаций и образовательных организаций среднего профессионального образования к высокоскоростному интернету, создания условий для внедрения цифровой образовательной среды.
6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность организации на постоянной основе содействия участникам национального проекта «Образование» в освоении функциональных и технических особенностей работы подсистемы управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
7. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации осуществлять детальную проработку планируемых к внедрению инструментов национальной системы профессионального роста педагогических работников с учетом мнения экспертного и профессионального педагогического сообщества.
8. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
своевременно выявлять в рамках проводимого мониторинга реализации федеральных и региональных проектов потенциальные риски нарушения сроков выполнения мероприятий, недостижения установленных значений показателей, недостаточной эффективности освоения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и принимать меры по их предупреждению и устранению;
прорабатывать и внедрять совместно с представителями бизнес-сообщества соответственно действующие и потенциально возможные инструменты государственно-частного партнерства, в том числе с учетом специфики экономик и развития социальной сферы субъектов Российской Федерации;
обеспечивать реализацию поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о приоритетной поддержке отечественных производителей и об учете механизмов импортозамещения в рамках реализации национального проекта «Образование» при проведении конкурсных процедур на закупку оборудования в отношении государственных (муниципальных) образовательных организаций, в том числе с учетом утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации примерных перечней оборудования и средств обучения для оснащения образовательных организаций.
9. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить в полном объеме принятые на себя обязательства в рамках заключенных соглашений с Министерством просвещения Российской Федерации по выполнению мероприятий федеральных и региональных проектов (прежде всего инвестиционного характера), достижению запланированных показателей и результатов;
рассмотреть возможность установления в паспортах региональных проектов показателей, превышающих среднее значение соответствующих показателей по Российской Федерации, с учетом их достижения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;
активизировать участие в проводимых Министерством просвещения Российской Федерации конкурсных отборах на предоставление субсидий из федерального бюджета на выполнение мероприятий национального проекта «Образование», учитывая необходимость проведения обоснованного расчета потребностей на реализацию кадровых и инфраструктурных изменений в региональных системах образования и качественную подготовку конкурсной документации, а также в апробациях внедрения в государственных (муниципальных) образовательных организациях новых инструментов управления региональными системами образования, включая разработанные на федеральном уровне организационно-финансовые механизмы, целевые модели, методические рекомендации.
10. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
11. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре в период весенней сессии 2020 года проинформировать палату о реализации настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
10 июля 2019 года
№ 261-СФ