Документы

Постановление

О вопросах перехода на цифровое телевизионное вещание в Российской Федерации

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года № 985 (далее – программа), завершено создание инфраструктурной сети цифрового эфирного телевизионного вещания, переход на которое имеет особое социальное значение, расширяет доступ граждан к информации.

Реализация программы имеет особое значение, обеспечивая внедрение современных цифровых технологий в практику. Созданная цифровая эфирная телевизионная сеть является крупнейшей в мире. 98,5 процента населения страны получают возможность принимать 20 цифровых эфирных каналов, в то время как до начала реализации программы 44 процента жителей страны принимали не более четырех телевизионных каналов, а около 27 процентов граждан России – только один–два канала.

В ходе реализации программы поддержаны предложения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по учету интересов граждан при переходе на цифровое телевизионное вещание.

С учетом социальной значимости вопросов, связанных с переходом на цифровое телевизионное вещание, во исполнение поручений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 ноября 2018 года № 568/3 и от 23 ноября 2018 года № 569/4 Комитетом Совета Федерации

по экономической политике и Временной комиссией Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации совместно с Государственным Советом Республики Татарстан и при участии глав муниципальных образований республики 6 декабря 2018 года проведено совещание на тему «О переходе с аналогового на цифровое телевещание в Российской Федерации», на котором была отмечена необходимость обеспечения функционирования региональных телевизионных каналов и усиления мер поддержки социально незащищенным категориям граждан.

По решению Правительства Российской Федерации осуществляется поэтапный (с 3 декабря 2018 года по 3 июня 2019 года) переход на цифровую трансляцию обязательных общедоступных телеканалов, входящих в состав первого и второго мультиплексов. Сохраняется вещание телевизионных каналов субъектов Российской Федерации в аналоговом формате. Прорабатывается вопрос о включении блока регионального контента в эфир одного из федеральных каналов, включенного в первый мультиплекс. Законодательно закреплено предоставление бесплатного доступа гражданам, проживающим в населенных пунктах, расположенных вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции, к просмотру телевизионных каналов, входящих в первый и второй мультиплексы, с использованием сетей спутникового телерадиовещания.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность:

создания в 2020–2021 годах третьего мультиплекса, в состав которого будут включены региональные телевизионные каналы, и предусмотреть необходимые для этого объемы финансирования за счет федерального бюджета;

выделения в сетке вещания одного из федеральных каналов, входящих в первый мультиплекс, достаточного времени для трансляции программ региональных каналов в целях предоставления гражданам всесторонней информации о социально-экономической жизни субъектов Российской Федерации;

2) оказать необходимую поддержку в 2019 и 2020 годах субъектам Российской Федерации, выразившим готовность создания региональных (локальных) мультиплексов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также содействие в выделении соответствующих цифровых частот.

2. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1) обеспечить продление сроков лицензий на аналоговое вещание для региональных телевизионных компаний, у которых истекают сроки действия таких лицензий;

2) оказать в приоритетном порядке содействие региональным телевизионным компаниям, которые и ранее обеспечивали вещание в цифровом формате, в рассмотрении их запросов на предоставление частот, пролонгацию сроков ранее выданных лицензий;

3) вести мониторинг принятия исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений об обязательном предоставлении региональным телевизионным компаниям возможности вещания на двадцать первой позиции мультиплекса в кабельных сетях и исполнения указанных решений;

4) рассмотреть возможность создания обязательных общедоступных муниципальных (городских) телеканалов и закрепления за ними двадцать второй позиции в сетке вещания.

3. Предложить Федеральной антимонопольной службе:

1) продолжить осуществление мониторинга розничных цен на оборудование для приема цифрового сигнала в целях недопущения необоснованного роста цен и информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ситуации в регионах с учетом графика перехода субъектов Российской Федерации на цифровое телевизионное вещание;

2) организовать работу с представителями торговых сетей по обеспечению их необходимым оборудованием для приема цифрового сигнала, в том числе в низкой ценовой категории.

4. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации осуществлять мониторинг наличия в торговых сетях оборудования для приема цифрового сигнала и потребности населения в указанном оборудовании по субъектам Российской Федерации.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить адресную поддержку социально незащищенным категориям граждан для компенсации затрат на приобретение ими оборудования, обеспечивающего прием цифрового сигнала;

2) содействовать органам местного самоуправления в оказании помощи гражданам, проживающим в населенных пунктах, расположенных вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции, в установке спутникового телевизионного оборудования;

3) активизировать работу по информированию граждан о переходе на цифровое телевизионное вещание, шире привлекать волонтеров для ведения разъяснительной адресной работы с населением и оказания помощи по подбору и настройке оборудования для приема цифрового сигнала.

6. Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проводить мониторинг перехода на цифровое телевизионное вещание в Российской Федерации, своевременно представлять информацию в Комитет Совета Федерации по экономической политике и Временную комиссию Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации для ее обобщения и информирования палаты в ходе весенней сессии 2019 года.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 30 июля 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, и последствиях прекращения аналогового вещания федеральных каналов в Российской Федерации.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике в январе 2019 года обеспечить проведение открытого диалога с Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам цифровизации экономики и социальной сферы, а также по вопросам перехода на цифровое телевизионное вещание.

9. Комитету Совета Федерации по экономической политике и Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации информировать палату о ходе реализации настоящего постановления в период весенней и осенней сессий 2019 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике и Временную комиссию Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
16 января 2019 года
№ 5-СФ