Межпарламентская деятельность

Ассоциация генеральных секретарей парламентов (АГСП)

Ассоциация генеральных секретарей парламентов (АГСП) была учреждена в рамках Межпарламентского союза (МПС) 16 августа 1939 года в Осло. В учредительном собрании приняли участие представители парламентов Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландов, Норвегии, Польши, Соединенных Штатов Америки, Турции, Финляндии, Франции, Швеции, Эстонии и Японии.


В настоящее время в Ассоциации представлено около 150 стран и шесть международных парламентских ассамблей.

Целью Ассоциации является: «содействие установлению личных контактов между членами Ассоциации, изучение парламентского права, практики и процедур законотворческого процесса, а также разработка предложений по совершенствованию методов работы аппаратов парламентов и обеспечению взаимодействия между парламентскими службами разных стран». Согласно Уставу АГСП «каждый член Ассоциации предоставляет информацию о правовой базе, практике, процедуре, методах работы и организации своего парламента, а также об управлении его секретариатом для исследований, проводимых Ассоциацией или по запросу кого‑либо из членов Ассоциации».

В рамках согласованной заранее повестки дня сессии Ассоциации ее участники изучают парламентскую систему страны, приводящей конференцию МПС, ведут тематические дискуссии по конкретным вопросам, проводят сравнительный анализ информации о парламентской практике в различных странах.

Начиная с 1984 года Ассоциацией выпущено порядка 116 докладов по таким вопросам, как формы голосования, парламентские комитеты, привилегии и иммунитеты членов парламента, процедура принятия законодательных актов и финансовое обеспечение членов парламента. Для подготовки подобных докладов, как правило, требуется не менее двух лет. Генеральному секретарю, являющемуся инициатором разработки какой‑либо темы, предлагается составить вопросник для заполнения представителями всех парламентов. После утверждения вопросника Ассоциацией и рассылки его всем ее членам докладчик составляет на основе полученных ответов свой доклад. По завершении докладчиком работы над проектом доклада этот документ в общих чертах обсуждается на сессии Ассоциации, а затем рассматривается детально перед его утверждением на следующей сессии. После этого доклад публикуется в журнале «Конституционная и парламентская информация», который выпускается два раза в год. Такие доклады служат во всем мире источником данных сравнительного анализа парламентской практики.

Составление подобного доклада представляет собой весьма трудоемкий процесс как для докладчика, так и для генеральных секретарей парламентов, которым приходится отвечать на вопросник. Поэтому Ассоциация выработала ускоренный метод рассмотрения отдельных вопросов. В ходе каждой из сессии Ассоциации проводятся три или четыре тематические дискуссии. Каждый из генеральных секретарей должен быть готов охарактеризовать принятую в его парламенте практику по избранному предмету обсуждения. Отдельные темы подобных дискуссий вызывают настолько большой интерес, что Ассоциация принимает решение о проведении по ним опроса мнений с последующей подготовкой доклада. В любом случае краткие отчеты о тематических дискуссиях публикуются в издаваемом Ассоциацией журнале «Конституционная и парламентская информация».

Согласно установившейся практике каждая сессия Ассоциации начинается с доклада генерального секретаря парламента государства, в котором проходит очередная Межпарламентская конференция, о действующей в его стране парламентской системе, отводится время для ответов на вопросы, и затем почти всегда следует посещение зданий парламента.

Для новых парламентов или парламентов стран, вновь обретающих независимость, заседания и документация Ассоциации открывают возможность воспользоваться опытом других государств по созданию и обеспечению функционирования парламентских служб. Сложившимся парламентам, рассматривающим возможность проведения тех или иных процедурных или административных реформ, работа Ассоциации помогает выявить достоинства и недостатки конкретных систем, действующих в других странах. Кроме того, Ассоциация — это место встреч высших парламентских должностных лиц, где они могут в неформальной обстановке обменяться мнениями по кругу своих профессиональных интересов.

Как принято в Межпарламентском союзе, официальными языками Ассоциации, на которых проводятся ее заседания и выпускается документация, являются французский и английский, рабочими – арабский и испанский (с 2016 г.).

Должностными лицами АГСП являются: президент, два вице-президента и 8 членов Исполнительного комитета. В настоящее время они избираются для работы в течение шести сессий (обычно на три года). Повторное избрание их на тот же пост по истечении срока полномочий не допускается. В октябре 2017 года на сессии Ассоциации в Санкт-Петербурге Президентом АГСП был избран Филипп Шваб, Генеральный секретарь Федерального Собрания Швейцарии.

В работе Ассоциации принимает участие Руководитель Аппарата Совета Федерации Г.И. Голов.