«О Кодексе этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Аппарата Совета Федерации, помощника сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации, работающего по срочному служебному контракту» от 25 марта 2021 года № 27рп-СФ
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»:
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, помощника сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работающего по срочному служебному контракту.
2. Признать утратившим силу распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 марта 2011 года № 48рп-СФ «О Кодексе этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, помощника члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, замещающего должность по срочному служебному контракту».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.В.И. МАТВИЕНКО
25 марта 2021 года
№ 27рп-СФ
Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного
гражданского служащего Аппарата Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, помощника сенатора Российской Федерации
по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
работающего по срочному служебному контракту
(Утвержден распоряжением Председателя Совета Федерации от 25 марта 2021 года № 27рп-СФ)
I. Общие положения
1. Кодекс этики и служебного
поведения федерального государственного
гражданского служащего Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, помощника сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работающего по срочному
служебному контракту (далее – Кодекс), разработан в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения
государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года), Модельного кодекса поведения для государственных
служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 года № R(2000)10 о кодексах поведения
для государственных служащих), Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 июля
2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской
Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации, Указа Президента
Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении
общих принципов служебного поведения государственных служащих», иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23 декабря 2010 года президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации независимо от замещаемой ими должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также помощники сенаторов Российской Федерации по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работающие по срочному служебному контракту (далее – гражданские служащие).
3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее – гражданская служба), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей профессиональной служебной деятельности.
4. Каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
5. Целями Кодекса являются:
а) установление этических норм и правил служебного поведения гражданского служащего для достойного осуществления им своей профессиональной служебной деятельности;
б) содействие укреплению авторитета гражданского служащего, доверия граждан к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и Аппарату Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Аппарат Совета Федерации);
в) обеспечение единых норм поведения гражданского служащего.
6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере гражданской службы, уважительного отношения к гражданской службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданского служащего, его самоконтроля.
8. Знание и соблюдение гражданским служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной служебной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего
9. Основные принципы служебного поведения гражданского служащего являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на гражданской службе.
10. Гражданский служащий, сознавая ответственность перед государством, обществом и другими гражданами Российской Федерации, призван:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Совета Федерации, Аппарата Совета Федерации, так и гражданского служащего;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Совета Федерации и задач Аппарата Совета Федерации;
г) не оказывать предпочтения каким‑либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких‑либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
ж) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
з) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
и) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
к) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
л) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Совета Федерации, Аппарата Совета Федерации;
м) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
н) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
о) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Совета Федерации, Аппарата Совета Федерации, сенаторов Российской Федерации, руководства Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации, если это не входит в его должностные обязанности;
п) соблюдать установленные в Совете Федерации и Аппарате Совета Федерации правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
р) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Совета Федерации, Аппарата Совета Федерации, сенаторов Российской Федерации, руководства Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
с) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
т) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
11. Гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Совета Федерации, распоряжения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Председатель Совета Федерации), приказы и распоряжения Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Руководитель Аппарата Совета Федерации).
12. Гражданский служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
13. Гражданский служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, распоряжениями Председателя Совета Федерации, приказами Руководителя Аппарата Совета Федерации о противодействии коррупции.
14. Гражданский служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить в установленном порядке о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
15. Гражданский служащий, замещающий должность, включенную в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждаемый Председателем Совета Федерации, обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Гражданский служащий обязан в письменном виде уведомлять представителя нанимателя – Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких‑либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.
17. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
а) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
б) быть поверенным или иным представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;
в) получать в связи с выполнением должностных обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением им должностных обязанностей, признаются федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в Аппарат Совета Федерации в порядке, утверждаемом Председателем Совета Федерации;
г) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
е) принимать без письменного разрешения Председателя Совета Федерации награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
ж) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
з) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
18. Гражданскому служащему запрещается участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения Руководителя Аппарата Совета Федерации;
в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;
г) вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
д) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале);
е) иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
19. Гражданскому служащему, замещающему должность, включенную в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, утверждаемый Председателем Совета Федерации, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
20. В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
21. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в Совете Федерации и Аппарате Совета Федерации норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
23. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим (далее – должностное лицо Аппарата Совета Федерации), должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Аппарате Совета Федерации, структурном подразделении Аппарата Совета Федерации благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
24. Должностное лицо Аппарата Совета Федерации призвано:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений.
25. Должностное лицо Аппарата Совета Федерации должно принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
26. Должностное лицо Аппарата Совета Федерации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему гражданских служащих, нарушающих принципы и правила служебного поведения, если он не принял меры для того, чтобы не допустить таких действий или бездействия.
III. Рекомендательные этические правила служебного поведения гражданского служащего
27. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
28. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
29. Гражданский служащий призван способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Гражданский служащий должен быть вежливым, доброжелательным, корректным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
30. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должны способствовать уважительному отношению граждан к Совету Федерации, Аппарату Совета Федерации, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
IV. Ответственность за нарушение Кодекса
31. Нарушение гражданским служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, создаваемой распоряжением Председателя Совета Федерации, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение гражданским служащим положений Кодекса
учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для
выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных
взысканий.